Мастер-класс для педагогов по экспериментированию.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Презентация и описание мастер-класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.43 МБ |
master-kl.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность. Задачи: -Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность; -Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста; -Для развития познавательной активности дошкольников сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности . - Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.) Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование ,наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Вариант 1 - выдвижение гипотезы - проверка предположения - целеполагание - проблемная ситуация - формулировка вывода - новая гипотеза Вариант 2 -п роблемная ситуация. - ц елеполагание . -в ыдвижение гипотез. -п роверка предположения е сли предположение подтвердилось: формулировка вывода - е сли предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотизы Два варианта последовательности детского экспериментирования
Сказка: «Путешествие любопытного цыпленка»
ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ВКУСА, ЗАПАХА
ВОВ ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ
Вывод: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Рефлексия. Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса, я предлагаю вам составить синквейн . Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках. Схема синквейна 1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна ; 2 строка -два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие; 3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами; 4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора; 5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.
Пример: 1.Книга 2.Мудрая, вечная 3.Учит. Лечит. Ведет 4.Всю жизнь тебя сопровождает 5.Знания
Карточки для детского экспериментирования
Предварительный просмотр:
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности ,способствующей познавательной активности дошкольников;
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Ход мастер – класса
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности,а начнем со словесной игры «ДА-нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование ,наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
На слайде представлены два варианта последовательности детского экспериментирования.Предлагаю выбрать правильный вариант.
Вариант №1 Вариант №2
- Выдвижение гипотезы, - Проблемная ситуация.
- Проверка предположения, - Целеполагание
- Целеполагание, - Выдвижение гипотез.
- Проблемная ситуация, - Проверка предположения
- Формулировка вывода, - Если предположение подтвердилось:
- Новая гипотеза. формулировка вывода
- Если предположение не подтвердилось
возникновение новой гипотезы,
Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное .
Детство, это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать:дует на перо и думает: «Почему оно так медленно опускается на пол?»;проводит эксперименты с апельсином в воде и опять удивляется : «Почему апельсин в кожуре плавает,а очищенный,ставший легче-тонет.»,Пытается найти ответы сам,используя, в случае с апельсином лупу.(Слайды); проводит опыты с разными предметами и веществами(получение искусственного снега); и т.д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
«Лучше один раз увидеть-чем сто раз услышать»,-гласит народная мудрость
Я хочу сегодня, в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе.
Сказка называется : «Путешествие любопытного цыпленка»
На одном птичьем дворе у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный .Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда ,зачем,где,почему?,мама-курица просто перестала обращать на него внимание .Обидевшись,цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел с левой стороны речку,текущую по прямому ,узкому руслу,а с правой- небольшой водоём круглой формы.Ему больше понравился водоем и он подошел к берегу.Припекало солнце,ему захотелось пить.Он попробовал воду-без вкуса;понюхал-без запаха;посмотрел-прозрачная.(Слайд 7-8)
Он заметил ,что в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки(Слайд9-10).Одни были еще в бутонах ,другие уже полностью раскрылись. Ваши предположения: «Почему цветы распускались?»
Цыпленок захотел увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы ,но так как он не умел плавать ,ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам ,он увидел кусок коры дерева ,металлическую пластинку и кусочек пенопласта .С трудом опустив ме. пластинку в воду ,он с ужасом заметил ,что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и пенопластом, и с удовлетворением отметил ,что они плавают. (Слайд 11-13)
Плывя на пенопласте по водоему он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Ему очень хотелось последовать их примеру, но он вовремя вспомнил эксперимент с металлической пластиной.Цыпленку не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?»(Слайд 14-15) Ваши предположения: «Почему рыба плавает?»
Переплыв на другой берег водоема,цыпленок сошел на берег.Идя вдоль берега он стал внимательно рассматривать песок и камни. Камни были разной величины,формы и цвета.И опять у него возник вопрос: «Почему камни и песок разные?»
Цыпленок ,нагулявшись, и с еще большим количеством вопросов, решил вернуться домой.Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще и другие следы, и был в недоумении, чьи же они? По этим следам он успешно вернулся к маме-курице.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Рефлексия.
Составление синквейнов.
Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса, я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна
1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.
Пример:
Книга
Мудрая, вечная
Учит. Лечит. Ведет
Всю жизнь тебя сопровождает
Радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей. Организация детского экспериментирования в домашних условиях.
Мастер - класс для родителей.Организация детского экспериментирования в домашних условиях....
Мастер-класс (для молодых педагогов) "Экспериментирование"
Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....
Мастер-класс «Использование в работе приемов экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс«Использование в работеприемов экспериментированияс детьми младшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс для детей и родителей "Экспериментирование с водой"
Мастер-класс для детей и родителей "Экспериментирование с водой". Фестиваль межрайонного совета директоров №32 "Наши общие возможности- наши общие результаты"....
Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Не бойтесь экспериментировать!»
Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Не бойтесь экспериментировать!»Цель мастер-класса: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с р...
Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию
Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию...