Мастер-класс для педагогов по экспериментированию.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гайдай Елена Николаевна

Презентация и описание мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.43 МБ
Microsoft Office document icon master-kl.doc42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На более высоком умственном и нравственном уровне В сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» К.А. Тимирязев Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района г. Санкт-Петербург Составил: Гайдай Е.Н.-воспитатель высшей кв.категории Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Неизведанное рядом»

Слайд 2

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность. Задачи: -Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность; -Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста; -Для развития познавательной активности дошкольников сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности . - Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Слайд 3

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.) Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование ,наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Слайд 4

Вариант 1 - выдвижение гипотезы - проверка предположения - целеполагание - проблемная ситуация - формулировка вывода - новая гипотеза Вариант 2 -п роблемная ситуация. - ц елеполагание . -в ыдвижение гипотез. -п роверка предположения е сли предположение подтвердилось: формулировка вывода - е сли предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотизы Два варианта последовательности детского экспериментирования

Слайд 8

Сказка: «Путешествие любопытного цыпленка»

Слайд 10

ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ВКУСА, ЗАПАХА

Слайд 11

ВОВ ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ

Слайд 19

Вывод: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Слайд 20

Рефлексия. Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса, я предлагаю вам составить синквейн . Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках. Схема синквейна 1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна ; 2 строка -два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие; 3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами; 4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора; 5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.

Слайд 21

Пример: 1.Книга 2.Мудрая, вечная 3.Учит. Лечит. Ведет 4.Всю жизнь тебя сопровождает 5.Знания

Слайд 22

Карточки для детского экспериментирования



Предварительный просмотр:

 Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми среднего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

    Задачи:

- Повысить уровень профессиональной  компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности ,способствующей познавательной активности дошкольников;

- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход мастер – класса

Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности,а начнем со словесной игры «ДА-нет»

 Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование ,наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

На слайде представлены два варианта последовательности детского экспериментирования.Предлагаю выбрать правильный вариант.

 Вариант №1                                                                   Вариант №2

- Выдвижение гипотезы,                                               - Проблемная ситуация.

- Проверка предположения,                                          - Целеполагание

- Целеполагание,                                                            - Выдвижение гипотез.

- Проблемная ситуация,                                                 - Проверка предположения

- Формулировка вывода,                                                - Если предположение подтвердилось:

- Новая гипотеза.                                                              формулировка вывода

                                                                                         - Если предположение не подтвердилось

                                                                                            возникновение новой гипотезы,

                                                                                     

                                                                                       

    Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное .

    Детство, это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая     активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать:дует на перо и думает: «Почему оно так медленно опускается на пол?»;проводит эксперименты с апельсином в воде и опять удивляется : «Почему апельсин в кожуре плавает,а очищенный,ставший легче-тонет.»,Пытается найти ответы сам,используя, в случае с апельсином лупу.(Слайды); проводит опыты с разными предметами и веществами(получение искусственного снега); и т.д. Все это объекты исследования.

    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

   «Лучше один раз увидеть-чем сто раз услышать»,-гласит народная мудрость

Я хочу сегодня, в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе.

 Сказка называется : «Путешествие любопытного цыпленка»

На одном птичьем дворе  у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный .Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда ,зачем,где,почему?,мама-курица просто перестала обращать на него внимание .Обидевшись,цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и  пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел с левой стороны речку,текущую по прямому ,узкому руслу,а с правой- небольшой водоём круглой формы.Ему больше понравился водоем и он подошел к берегу.Припекало солнце,ему захотелось пить.Он попробовал воду-без вкуса;понюхал-без запаха;посмотрел-прозрачная.(Слайд 7-8)

Он заметил ,что в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки(Слайд9-10).Одни были еще в бутонах ,другие уже полностью раскрылись. Ваши предположения: «Почему цветы распускались?»

 Цыпленок захотел увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы ,но так как он не умел плавать ,ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам ,он увидел кусок коры дерева ,металлическую пластинку и кусочек пенопласта .С трудом опустив ме. пластинку в воду ,он с ужасом заметил ,что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и пенопластом, и с удовлетворением отметил ,что они плавают. (Слайд 11-13)

Плывя на пенопласте  по водоему он  увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Ему очень хотелось последовать их примеру, но он вовремя вспомнил эксперимент с металлической пластиной.Цыпленку не давал покоя вопрос:  «Почему же плавают эти загадочные существа?»(Слайд 14-15) Ваши предположения: «Почему рыба плавает?»

   Переплыв на другой берег водоема,цыпленок сошел на берег.Идя вдоль берега он стал внимательно рассматривать песок и камни. Камни были разной величины,формы и цвета.И опять у него возник вопрос: «Почему камни и песок разные?»

 Цыпленок ,нагулявшись, и с еще большим количеством вопросов, решил вернуться домой.Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще и другие следы, и был в недоумении, чьи же они? По этим следам он успешно вернулся к маме-курице.

 

 Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия.

Составление синквейнов.

Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса, я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

                                               Схема синквейна

1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.

Пример:

Книга

Мудрая, вечная

Учит. Лечит. Ведет

Всю жизнь тебя сопровождает

Радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей. Организация детского экспериментирования в домашних условиях.

Мастер - класс для родителей.Организация детского экспериментирования в домашних условиях....

Мастер-класс (для молодых педагогов) "Экспериментирование"

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....

Мастер-класс «Использование в работе приемов экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование в работеприемов  экспериментированияс детьми младшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для детей и родителей "Экспериментирование с водой"

Мастер-класс для детей и родителей "Экспериментирование с водой". Фестиваль межрайонного совета директоров №32 "Наши общие возможности- наши общие результаты"....

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Не бойтесь экспериментировать!»

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Не бойтесь экспериментировать!»Цель мастер-класса: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с р...

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию...