"Информационно-коммуникационные технологии как средство освоения пространственных ориентировок старшими дошкольниками"
статья (подготовительная группа) на тему

Капогузова Ольга Николаевна

Современный дошкольник живет в мире, в котором компьютеризирована практически вся жизнедеятельность людей: техникой оснащен быт и окружающий мир (стиральные и посудомоечные машины, микроволновые печи, смартфоны, планшеты, принтеры и др.) Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством для всестороннего обучения детей. Развитие дошкольников с применением современных информационно-коммуникационных технологий, является одним из проблемных, дискуссионных направлений современных исследований. 

Часто информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютеры, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. В дошкольном учреждении используются информационно-коммуникационные технологии такие, как: компьютерные технологии и мультимедийные технологии (презентации, аудио-видео средства, компьютерные игры, электронные тренажеры).

Компьютерные технологии понимаются как программные, технические системы, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации, а также способы использования данных систем (Ю.М. Горвиц, С.Л, Новоселова).

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Исследования показывают, что при использовании информационно-коммуникационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности у детей повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.

С.Л. Новоселова, Ю.М. Горвиц, Г.П. Петку, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова и др. выделяли, что компьютерные технологии использовать в дошкольном возрасте способствует всестороннему развитию детей,  познавательному развитию, повышению интереса к обучению; применение компьютерных технологий возможны в развитии творческих способности детей, развитие интеллекта, сенсорных способностях и т.п. И.Ю.Пашелите выделяет компьютерные средства как средство формирования у детей общих умственных способностей и интеллекта.

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации образовательного процесса.  В настоящее время мультимедийные технологии – это одно из наиболее развивающихся направлений информационных технологий в образовательном процессе.

Мультимедиа технологии - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. В ДОУ мультимедийные технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации - взаимодействие различных информационных блоков (текст, графика, видеофрагментов). Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором дошкольник воспринимает её стразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при традиционном обучении. Такие технические средства, как компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, применимы в детском саду.

Интерактивная доска представляет собой большой сенсорный экран, входящий в систему: компьютер и проектор. Через проектор изображение на компьютере проецируется на интерактивную доску. С изображением, которое проецируется на нее можно работать: вносить изменения и поправки. Управляется интерактивная доска, как при помощи прикосновения пальцев, так и с помощью пера (стилуса, ручки), принцип работы аналогичен работе с компьютерной мышью. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстовыми, аудио и видео материалами, использовать Интернет ресурсы. Интерактивная доска значительно расширяет возможности педагога в образовательной деятельности, мотивирует детей к интересному обучению. Применение различных средств мультимедиа (видео, аудио, цвета) позволяет создавать необходимые для обучения ситуации, а игровые компоненты создают мотивационный эффект для обучающихся. Еще одним преимуществом использования интерактивной доски в дошкольном учреждении является возможность создания интерактивных образовательных ситуаций и виртуальных путешествий. Использование интерактивной доски даёт возможность педагогу самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях. Это открывает большие просторы для творчества, самореализации педагога.

Благодаря внедрению компьютерной техники (технических средств) в дошкольные учреждения, у педагогов появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы с целью улучшения организации работы с детьми и повышения ее качества. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Деловая игра для педагогов «Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

laquo;Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной  активности старших дошкольников»Цель: Активизировать знания педагогов, способство...

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, ...