«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья

Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologiya_kak.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский  сад  № 11 «Светлячок» станицы  Зольской

Сообщение  на  педагогическом  совете

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила  воспитатель  

Орлова  Наталья  Александровна

Дата  проведения: 16.03.2020

 

              

 Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.

   «Кейс-технология» — это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:

  • метод игрового проектирования — процесс создания или совершенствования объектов.
  • метод проигрывания ролей (инсценировки) — предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.
  • дебрифинг — достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
  • метод инцидентов — поиск информации для принятия решения самим слушателем.
  • групповая дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.
  • метод «информационного лабиринта» заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает.
  • метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

   Разновидности кейс-технологии:   

— Кейс-ситуации — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход. Работая по методу кейс-ситуации воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребенком;

— кейс-иллюстрации — это иллюстрации, которые используются для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми, мотивирует интерес детей;

— фото-кейс — это кейс, который дает возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребенок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. «Фото-кейс» содержит: фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана реальная проблемная ситуация; текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

   Кейс должен удовлетворять ряду требований: 

-соответствовать четко сформулированной цели создания;

 -иллюстрировать ряд аспектов; 

-быть актуальным; 

-способствовать развитию аналитического мышления;

 -иметь разные вариации решения; 

-располагать соответствующим уровням трудности; 

-приводить к дискуссии.

Происхождение и сущность технологии. 

   Case study – специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. «Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета.

Метод получил название кейс-метод или кейс-технология (обучение на примере конкретных случаев). 

   Сущность этого способа обучения заключается в том, что обучающимся предлагается конкретная ситуация (case), которая обсуждается на занятиях и служит основой для дальнейшего обсуждения и принятия обоснованного решения. 

  Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: 

проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. 

   Классификация кейсов:

Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов: 

  1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение. 
  2. Вариативность. Эта технология предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора. 
  3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальную проблему, ответить на вопросы.

    Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

  Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

    Безусловно, для решения этих проблем нужна большая системная работа. Но я хочу остановиться на кейс – технологии. 

Кейс-технология, или метод case study, была выбрана мною для изучения как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников. 

    Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:

  1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
  2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
  3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.

  Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. 

  Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный материал для работы с детьми по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников в игре.

Одним из аспектов формирования коммуникативных навыков детей  является обогащение опыта детей образцами речевых и поведенческих проявлений в диалоге. Для этого требуется обеспечить многократное в...

Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников

В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников коммуникативным умениям...

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков младших дошкольников.

Сюжетная и несюжетная подвижная игра младших дошкольников.Особенности приемов ее проведения,оптимальные механизмы организации и руководства педагогического воздействия на их развитие....

Тимбилдинг -инновационная игровая технология, как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников

Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия межд...