Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мельникова Нина Сергеевна

Дети с проблемами интеллектуального развития значительно позже, чем нормально развивающие сверстники выделяют маму из числа окружающих людей и налаживать с ней эмоциональный контакт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Дети с проблемами интеллектуального развития значительно позже, чем  нормально развивающиеся сверстники, начинают выделять мать из числа окружающих людей и налаживать с ней эмоциональный контакт. В связи с этим, лишь к концу первого – началу второго года жизни возникает их эмоциональное общение со взрослыми, которое является предпосылкой сотрудничества, необходимого для овладения предметной деятельностью.

 Развитие игры в младшем дошкольном возрасте является прямым продолжением предметной деятельности, может возникнуть только на её основе, на определенном уровне её развития. В то же время к началу дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта  фактически совсем не возникает предметная деятельность. Их действия с предметами остаются на уровне манипуляции, в подавляющем большинстве случаев неспецифических. В младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают специфическими манипуляциями, которые должны лечь в основу формирования зрительной координации и выделение свойств и отношений предметов. Однако процесс овладения специфическими манипуляциями без специального обучения идет медленно, т. к. у детей не возникает подлинного интереса к окружающему их предметному миру. Интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным, т. к. вызван их внешним видом. Наряду с  неспецифическими манипуляциями у детей четвертого года жизни наблюдается большое количество неадекватных действий с предметами. Количество их резко убывает лишь на шестом году, уступая место специфическим манипуляциям, ведущим к ознакомлению со свойствами и отношениями объектов.

Более специфичны действия с дидактическими и сюжетными игрушками, поэтому и ярче проявляются особенности их выполнения дошкольниками с проблемами интеллектуального развития. Большинство детей приступают к выполнению предметных и предметно-игровых действий, не осуществляя предварительного анализа условий их выполнения…

Практически у всех младших дошкольников предметные и предметно-игровые действия сосуществуют с неадекватными действиями, т. е. одними предметами и игрушками ребенок действует правильно, умело, другими – нецеленаправленно манипулирует. Это связано, с тем, что опыта действий с такими предметами у него нет.

Своеобразие предметной деятельности отражается на развитии игровой деятельности, которая к моменту поступления ребенка с интеллектуальным недоразвитием в детский сад характеризуется рядом особенностей.

Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Как правило, у таких детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью. Воплотить в жизнь конкретный замысел, как это имеет место у нормально развивающихся детей второго – третьего года жизни. Поэтому интерес является кратковременным, неустойчивым и ребенок быстро бросает игрушку.

После пяти лет в игре с игрушками у детей с нарушением интеллекта всё большее место начинают занимать процессуальные действия, «состоящие в том, что ребенок непрерывно повторяет одно и то же сочетание действий (например, снимает одежду с куклы и снова надевает её; создает и разрушает постройку из кубиков; достает из шкафа и ставит на место посуду и др.) Это свидетельствует об отсутствии замысла игры. Выполняемые действия бедны, стереотипны, формальны и не имеют изобразительного характера. Они не сопровождаются речью и какими-либо эмоциональными реакциями, выполняются механически.

Дошкольники с проблемами интеллектуального развития длительное время не обнаруживают потребности в игре. Их не привлекает возможность действовать с игрушками, налаживать по этому поводу контакты со взрослыми и детьми, находящимися рядом. Оставшись один на один с игрушками, они могут достаточно длительное время сидеть без дела, или выполнять какие-то однообразные действия, или просто раскачиваться из стороны в сторону, получая от этого удовольствие. Включившись в игру под влиянием взрослого, они не проявляют интереса к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, малоактивно, подчиняясь требованиям взрослого.

Потребность в игре возникает лишь под влиянием обучения и особенно ярко проявляется на седьмом – восьмом годах жизни, когда дети овладевают разнообразными знаниями об окружающей действительности, деятельности людей и их взаимоотношениях, приобретают игровой опыт. Большинство детей сами затевают игры, охотно включаются в игры, предложенные сверстниками и взрослыми. Очень редко можно увидеть ребенка, который в свободное время не занят каким-либо интересным делом.

В этом возрасте  у многих детей появляется избирательный интерес к игрушкам, появляются любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть. Однако у части детей этот интерес продолжает оставаться недифференцированным. Вместе с тем, когда им предлагается набор игрушек, в который входят и знакомые, и новые, больший интерес они проявляют к новым, хотя не всегда адекватно с ними действуют. Момент рассматривания игрушки можно отметить только у отдельных детей. Большинство же эмоционально положительно реагируют на новые игрушки, но после непродолжительных действий с ними теряют к ним интерес.

В процессе обучения дети овладевают разнообразными игровыми действиями и разными вариантами их цепочек, на которых строится логика развития сюжета в игре. В хорошо знакомых играх, в которые дети в основном самостоятельно играют, они следуют плану, отражающему логику развития сюжета. Однако этот план в каждой последующей игре особых изменений не претерпевает. Дети выполняют одни и те же действия строго в заученной последовательности, не привнося в них экспромта. Поэтому можно сказать, что эти игры шаблонны, стереотипны.

Последовательное выполнение нескольких действий является сложным для детей с проблемами интеллектуального развития, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, в игре «Магазин» дети сначала расплачиваются, а только затем делают заказ или просто берут товары и уходят; в игре «Доктор» врач сначала делает укол и только после этого спрашивает больного о его самочувствии. Кроме этого, дети часто забывают, что нужно делать дальше, и ждут подсказки от взрослого.

Вплоть до начала школьного возраста игровые действия детей с интеллектуальной недостаточностью носят развернутый характер. Они излишне детализированы, очень точно повторяют подлинные действия людей. В их играх не наблюдается, как это имеет место у нормально развивающихся сверстников, замещения отдельных действий в цепочке словом или символическим жестом. В конце дошкольного возраста ребенок начинает проявлять интерес к инструментам и предметам, связанным с тем или иным видом доступной его пониманию деятельности людей. Его привлекает процесс использования этих предметов, как это делают взрослые. Поэтому собственные развернутые действия приносят самое большое удовлетворение.

Таким образом, дошкольники с интеллектуальной недостаточностью способны в своих играх отразить процесс деятельности людей, а не их отношения, что характерно для нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста. Это вполне объяснимо. Отношения, возникающие между людьми в процессе их деятельности, достаточно отвлеченны и скрыты от непосредственного восприятия. Другое дело – действия с предметом. Ребенок может их совершить, испытывая при этом, как правило, положительные эмоции. Они становятся достоянием его жизненного опыта. Конкретные знания и умения, приобретенные ребенком с интеллектуальной недостаточностью в процессе его активной деятельности, формируются легче и становятся более прочными, чем знания и умения обобщенного, отвлеченного характера.

Только в старшем дошкольном возрасте дети с проблемами в интеллектуальном развитии начинают обозначать роль словом (я – врач, я – шофер и т.п.), понимают её и выполняют ряд действий, соответствующих ей. Однако, как правило, даже в конце дошкольного возраста они не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры. Некоторые отказываются от принятой роли, будучи не в состоянии действовать в соответствии с ней до завершения игры. Поэтому принятие роли чаще всего происходит под руководством педагога, который помогает детям вспомнить последовательность развития сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, участвующими в игре, а также принимает непосредственное участие в игре. В таких условиях большинство старших дошкольников принимают на себя роль и действуют в соответствии с ней до конца игры.

        Из сказанного выше можно сделать вывод, что без специального обучения ведущей деятельностью ребенка с нарушением интеллекта к концу дошкольного возраста оказывается не игровая деятельность, а предметная.

Список используемой литературы

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития», СПб: РГПУ им.А.И.Герцена, «Союз», 2001 г.
  2. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии», СПб: Союз, 1997 г.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов выс. учебн. заведений», М.: Владос, 2001 г.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком», М.: 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Содержание и организация работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качест...

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Консультация "Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста"...

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

В данной статье представлены рекомендации воспитателям по организации развивающей предметно-пространсвенной среды....

Консультация для педагогов «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов «Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста»....

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста            Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-ра...