Помощь семье в вопросах духовно-нравственного воспитания
статья (старшая группа) по теме

Зайцева Светлана Владимировна

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Помощь семье в вопросах духовно-нравственного воспитания

Зайцева Светлана Владимировна

Воспитатель ГБДОУ № 47

Кировского района

Санкт-Петербурга

«Все прекрасное в людях из детства!

        Чтоб истоки добра пробудить,

Надо сад семейный взрастить,

И духовность, и чуткое сердце

Вместе бережно сохранить!»

«Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями воспитанников, опираясь на национальные традиции.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил ГосНИИ «Семьи и воспитания». В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Выполняя задание, 80% респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей.

В нашем детском саду работа по духовно-нравственному воспитанию направлена на возрождение и поддержание позитивного образа семьи, семейных ценностей и традиций, нацелена на воспитание  потребности в содержательном семейном досуге, осуществлении  просветительской деятельности по основам педагогики и психологии. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно – образовательном процессе, позитивная адаптация в современном мире необходимы для эффективного и успешного развития ребенка. Недаром, замечательный французский писатель, отважный летчик, человек благородной души Антуан де Сент-Экзюпери, автор «Маленького принца» писал «Семья – это уникальный сад. И очень важна его духовная почва. Что же вырастет: буйные сорняки бездушия и глупости или добрые соцветия мудрости и милосердия?  Задумайтесь!»

Занимаясь вопросами духовно-нравственного воспитания, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • Воспитывать заботу об окружающем мире, о людях, о природе, о своей  Родине
  • Формировать позитивный образ семьи, отчего дома
  • Способствовать просвещению взрослых в ДОУ

Для осуществления этих задач был мы реализуем проектную деятельность, в ходе ее осуществления используются такие формы работы, как круглый стол «Душа общества», где проводятся различные консультации, тренинги, конкурсы семейных традиций, фотоколлажи, и фотовыставки, организованы встречи с интересными людьми: «Родительский лекторий». На праздничных мероприятиях активно участвуют   костюмированные, сказочные, семейные персонажи. Кукольный театр «Золотой ключик» - это тоже совместное творчество воспитателей и родителей. Вместе они инсценировали кукольные спектакли: «Теремок», «Колобок», «Смоляной Бычок», «Ежик Пых». Очень важной работой по духовно – нравственному воспитанию является приобщение детей к чтению, ведь недаром мудрецы всех эпох и народов считали добрую книгу не только кладезем знаний, но и целителем души, говоря: «Всему, что есть ценного в человеке, он обязан книгам», «Любите книгу- источник знаний и нравственный источник для ума и сердца». В ДОУ своими силами создается библиотека для заботливых родителей, организуется совместно с родителями и детьми «Книжника неделя», где идет знакомство не только с творчеством писателей, но и проводятся выставки репродукций с картин великих художников и замечательных иллюстраторов детских книг.

Важно отметить, что в работе по духовно – нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин: наших пап, дедушек и братьев. Очень интересно проходят спортивные соревнования, тематические КВН, утренники в честь Дня Защитника Отечества.

В каждой возрастной группе систематически проходят занятия, где разыгрываются разные ситуации, в ходе которых необходимо сделать верный достойный нравственный выбор: «Копилка добрых поступков», «Если с другом вышел спор…».

Таким образом, педагоги ДОУ, родители, представители социума создают и обеспечивают условия для нравственно – духовной основы современной семьи для гармоничного развития и воспитания наших дошкольников.

Использованная литература:

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков //Народное образование.- 2010

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000

Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997

Потаповская О.М. Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Раскрывается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в  духовно - нравственном воспитании детей...

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Данная методическая разработка содержит:- факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие личности,- алгоритм взаимодействия  ДОУ  и семьи, состоящий из 3-х блоков(информационно-аналитиче...

"Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей".

       В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не  в кризисе экономики, не в смене полити...

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"...

«Организация работы с семьей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В последние годы семья в нашей стране претерпевала немало бедствий. Много статей написано  о трудностях, деградации современной  семьи, о ее распаде, утрате традиционных  ценностей. Как...