Помощь семье в вопросах духовно-нравственного воспитания
статья (старшая группа) по теме
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь семье в вопросах духовно-нравственного воспитания
Зайцева Светлана Владимировна
Воспитатель ГБДОУ № 47
Кировского района
Санкт-Петербурга
«Все прекрасное в людях из детства!
Чтоб истоки добра пробудить,
Надо сад семейный взрастить,
И духовность, и чуткое сердце
Вместе бережно сохранить!»
«Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями воспитанников, опираясь на национальные традиции.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил ГосНИИ «Семьи и воспитания». В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Выполняя задание, 80% респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей.
В нашем детском саду работа по духовно-нравственному воспитанию направлена на возрождение и поддержание позитивного образа семьи, семейных ценностей и традиций, нацелена на воспитание потребности в содержательном семейном досуге, осуществлении просветительской деятельности по основам педагогики и психологии. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно – образовательном процессе, позитивная адаптация в современном мире необходимы для эффективного и успешного развития ребенка. Недаром, замечательный французский писатель, отважный летчик, человек благородной души Антуан де Сент-Экзюпери, автор «Маленького принца» писал «Семья – это уникальный сад. И очень важна его духовная почва. Что же вырастет: буйные сорняки бездушия и глупости или добрые соцветия мудрости и милосердия? Задумайтесь!»
Занимаясь вопросами духовно-нравственного воспитания, мы ставили перед собой следующие задачи:
- Воспитывать заботу об окружающем мире, о людях, о природе, о своей Родине
- Формировать позитивный образ семьи, отчего дома
- Способствовать просвещению взрослых в ДОУ
Для осуществления этих задач был мы реализуем проектную деятельность, в ходе ее осуществления используются такие формы работы, как круглый стол «Душа общества», где проводятся различные консультации, тренинги, конкурсы семейных традиций, фотоколлажи, и фотовыставки, организованы встречи с интересными людьми: «Родительский лекторий». На праздничных мероприятиях активно участвуют костюмированные, сказочные, семейные персонажи. Кукольный театр «Золотой ключик» - это тоже совместное творчество воспитателей и родителей. Вместе они инсценировали кукольные спектакли: «Теремок», «Колобок», «Смоляной Бычок», «Ежик Пых». Очень важной работой по духовно – нравственному воспитанию является приобщение детей к чтению, ведь недаром мудрецы всех эпох и народов считали добрую книгу не только кладезем знаний, но и целителем души, говоря: «Всему, что есть ценного в человеке, он обязан книгам», «Любите книгу- источник знаний и нравственный источник для ума и сердца». В ДОУ своими силами создается библиотека для заботливых родителей, организуется совместно с родителями и детьми «Книжника неделя», где идет знакомство не только с творчеством писателей, но и проводятся выставки репродукций с картин великих художников и замечательных иллюстраторов детских книг.
Важно отметить, что в работе по духовно – нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин: наших пап, дедушек и братьев. Очень интересно проходят спортивные соревнования, тематические КВН, утренники в честь Дня Защитника Отечества.
В каждой возрастной группе систематически проходят занятия, где разыгрываются разные ситуации, в ходе которых необходимо сделать верный достойный нравственный выбор: «Копилка добрых поступков», «Если с другом вышел спор…».
Таким образом, педагоги ДОУ, родители, представители социума создают и обеспечивают условия для нравственно – духовной основы современной семьи для гармоничного развития и воспитания наших дошкольников.
Использованная литература:
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков //Народное образование.- 2010
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997
Потаповская О.М. Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Раскрывается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в духовно - нравственном воспитании детей...
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
Данная методическая разработка содержит:- факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие личности,- алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи, состоящий из 3-х блоков(информационно-аналитиче...
"Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей".
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не в кризисе экономики, не в смене полити...
"Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Посмотреть презентацию можно по ссылке: https://yadi.sk/i/IRGV_zKD3UQ3VL...
Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"
Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"...
«Организация работы с семьей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В последние годы семья в нашей стране претерпевала немало бедствий. Много статей написано о трудностях, деградации современной семьи, о ее распаде, утрате традиционных ценностей. Как...