Статья «Лэпбук – занимательная форма организации деятельности детей»
статья по теме

Возмищева Татьяна Сергеевна

В условиях модернизации дошкольного образования требования Стандарта к результатам освоения общей образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из итоговых результатов выпускника детского сада является такое качество как: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, которая наряду с самостоятельной деятельностью, является сегодня приоритетной моделью обучения, развития дошкольников и способствует достижению ими целевых ориентиров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_-_zanimatelnaya_forma_organizatsii_deyatelnosti_detey.docx244.31 КБ
Файл lepbuk.docx343.03 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Лэпбук – занимательная форма организации деятельности детей»

Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

(Китайская пословица)

В условиях модернизации дошкольного образования требования Стандарта к результатам освоения общей образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из итоговых результатов выпускника детского сада является такое качество как: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, которая наряду с самостоятельной деятельностью, является сегодня приоритетной моделью обучения, развития дошкольников и способствует достижению ими целевых ориентиров.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно активно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Главным фактором образования дошкольника становится качество отношений «ребенок – взрослый». В настоящее время образование — это социальный процесс, в котором ребенок и взрослый одинаково активны и образование происходит в определенном социальном и культурном контексте, где в центре находится чуткий и внимательный взрослый, понимающий потребности ребенка в развитии, умеющий создать условия для наилучшего развития каждого ребенка, умеющий эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач,

Изучив методическую, психолого-педагогическую литературу, акцентируя свое внимание на формах, подходах организации совместной деятельности, заинтересовалась незнакомой мне формой работы с детьми, которая имеет такое непривычное название как «Лэпбук». По мнению авторов, которые представили свои статьи на разных сайтах и в периодической печати, «Лэпбук» представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. На разворотах страниц в папке оформлены различные мини-книжки, раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Авторы статей делают акцент на том, что «Лэпбук» это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, повторить пройденный программный материал. Однако, как мне кажется, его можно использовать не только при обобщении изученного, но и при освоении детьми нового содержания. Тогда при создании «Лэпбука» ребенок научается самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Следовательно, работа с лэпбуком будет осуществляться по-разному, в зависимости от образовательных задач, при реализации комплексно-тематической модели, на основе которой выстраивается образовательный процесс в детском саду.

 Сначала я использовала лэпбук для обобщения опыта детей по теме «Витамины на подоконнике». Первую тематическую папку «Витамины на подоконнике» изготовила совместно с детьми. Мы с ребятами рассмотрели «Лэпбук» как необычную книжку про овощи, в которой есть интересные кармашки, конвертики и т.д. Интерес детей к папке был вызван не только ее красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с удовольствием убеждались в том, как много они знают об овощах.

На консультации я познакомила родителей с лэпбуком «Витамины на подоконнике», представила презентацию «Занимательные лэпбуки, как средство взаимодействия взрослых и детей в проектной деятельности». Родители заинтересовались данной формой работы и включились в совместную с детьми работу по изготовлению тематических лэпбуков более узких тем с учетом интересов и потребностей детей.

По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, с целью изучения познавательного спроса детей использовала «Модель трех вопросов» (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?) и метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен). Благодаря этим моделям взрослые получают первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируются сами и помогают ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, а дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности. Родители помогали детям подбирать нужную информацию, картинки, разучивали с детьми загадки, пословицы и поговорки.  

Организуя детей для совместной деятельности на основе лэпбука, систематически использовала разнообразные формы работы с детьми:

  • «Коллекционирование»
  • «Путешествие по карте»
  • «Путешествие по «Реке времени»
  • «Беседа»
  • «Ознакомление детей с пословицами и поговорками»
  • «Календарь погоды»
  • «Дидактическая игра»
  • «Рассматривание картин»
  • «Мыслительные карты»
  • «Наблюдение»
  • «Творческая мастерская»

С использованием лэпбука провели интегрированную непосредственно образовательную деятельность «День Защитника Отечества». Вся непосредственно образовательная деятельность была построено на игровых приемах, в непринужденной обстановке дети активно сотрудничали, выполняя задания и решая проблемные ситуации.

Непосредственно образовательная деятельность становится интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается.

В таком алгоритме возможно проведение интересной познавательной непосредственно образовательной деятельности в игровой форме на любую тему. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной или совместной исследовательской работы, которую каждый ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро в игровой форме освежить в памяти пройденные темы.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Последовательное изготовление лэпбука является культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:

- планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

 Создание   лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, может стать увлекательной формой представления итогов проекта или тематической недели. Исходя из интересов детей, планирую работу по изготовлению индивидуальных лэпбуков, когда  ребенок в условиях семьи в течение определенного времени изготавливает свою книжку вместе с родителями, а потом презентует её детям группы. Презентацию можно использовать как часть занятия для расширения кругозора детей группы по теме, так и в самостоятельной деятельности для обмена приобретенного опыта (сравнения, дополнения, повторения пройденного материала).

Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования. 

Приложение

        

P1030241

   

 



Предварительный просмотр:

Лэпбук «Витамины на подоконнике»

 

P1030241


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в области форм организации деятельности детей в средней группе

Презентация в области форм организации деятельности детей в средней группе....

ЛЭПБУК – современная форма организации деятельности детей.

В стремительно меняющейся действительности для того, чтобы соответствовать современным требованиям ФГОС ДО, педагогам дошкольного образования необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием,...

Интерактивная игра как современная форма организации деятельности детей в соответствии с ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты оптимизировали качественные изменения в воспитательно-образовательном процессе каждого дошкольного учреждения, активизировали процесс внедрения со...

Формы организации деятельности детей в условиях Монтессори-группы

Как организовать работу детей в Монтессори-группе....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

В материалах  отражена инновационная деятельность педагогf в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста. Методическое пособие содержит информацию о здоровьесберегающих подходах в работе с д...

статья ЛЭПБУК КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В современном образовании акцент ставится не только на передачу знаний, но и на развитие творческого мышления и умений. В этом контексте особую роль играет организация развивающей предметнопространств...