Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста "Школа фантазеров"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста «Школа фантазеров» направлена на выявление и развитие творчески одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.
Актуальность программы определяется условиями реализации федерального государственного образовательного стандарта. На современном этапе государством уделяется огромное внимание созданию условий, обеспечивающих всестороннее развитие одаренных детей.
Основная цель реализации программы – развитие творческой одаренности детей. Большое внимание уделяется развитию креативности, воображения, эмоционально-личностной, коммуникативной сферы.
С этой целью используются конкретные психолого-педагогические приемы и упражнения (приемы сосредоточения, фокусировки, настройки; психотехники самооценки и взаимооценки; упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию; динамические паузы, пальчиковая гимнастика; мелодекламация; видеопроекты), позволяющие это сделать. В структуру занятий включены мультимедийные презентации.
Рассматриваются способы, обеспечивающие гарантию прав участников программы и ресурсы необходимые для эффективной её реализации. Представлены требования к материально-технической оснащенности занятий, информационной обеспеченности учреждения и специалистам, реализующих программу. Определяется ответственность участников программы. Устанавливаются критерии ограничения и противопоказания на участие.
Таким образом, реализация программы творческого развития «Школа фантазеров» позволяет проследить процесс формирования у детей таких творческих способностей, как: дивергентное мышление, богатое воображение, способности изобретать что-то новое, выдвигать оригинальные идеи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа развития творческой одаренности | 128.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
№ | содержание | страница |
1 | Пояснительная записка | 2 |
2 | Конспекты занятий | 14 |
3 | Приложение:
| 50 |
| 66 | |
| 71 |
Пояснительная записка
к развивающей психолого-педагогической программе
развития творческой одаренности детей
старшего дошкольного возраста
«Школа фантазеров»
1 Вид программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта очень важно научить ребёнка с первых лет его жизни мыслить творчески, нестандартно. По словам американского психолога К. Роджерса, «маленькие дети естественным образом любопытны. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки… Они учатся в процессе».
Одаренные дети – будущее страны, ее престиж на мировой арене. Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Свою миссию мы видим именно в создании условий, где каждый ребёнок будет успешным.
Творческий потенциал, заложенный в ребенке от рождения, проявляется уже в раннем возрасте. И чем одареннее ребенок - тем выше его творческий потенциал. Под творческой одаренностью дошкольников часто понимают успехи в художественном творчестве, а о творческом потенциале судят по рисункам, поделкам – и только. Игровая деятельность и ее продукты часто остаются за кадром: «Играет что – то сам по себе», «Что – то все выдумывает, выдумывает». Однако, исследователи одаренности считают, что с большим вниманием необходимо относиться к самим проявления познавательной потребности – потребности в новых впечатлениях, которая проявляется практически с рождения (поисковая активность, слежение за предметами, рассматривание и др.) и в которой важна роль значимого для ребенка взрослого как организатора исследовательского поля.
«Увидеть» грани талантов наших детей помогают различные психологические методики. Наиболее простой и удобной в условиях детского сада, в условиях обследования большого количества детей является «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову).
Эта методика создана А.И. Савенковым специально для родителей, ведь это главные педагоги для ребёнка, люди, которые ребёнка знают лучше всего. В ее основу легли многолетние экспериментальные исследования автора, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых.
Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. Результатом методики является создание «профиля» одарённости на каждого ребёнка.
Анализируя «профили» мы можем условно разделить детей на десять групп по типам одарённости: интеллектуальной, творческой, академической (научной), художественно-изобразительной, музыкальной, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной.
У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают и такие воспитанники, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере. Кроме занятий по программе, для ребят творческих должны работать в детском саду танцевальный кружок, вокальная группа, изостудия.
Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от воспитателей личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии обучения одаренных, а также тесного сотрудничества с психологами, педагогами дополнительного образования, администрацией и обязательно с родителями детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Таким образом, процесс развития одарённости можно выразить в следующей формуле:
Программа предназначена для психологов, педагогов дополнительного образования.
2 Участники программы
- дети творчески одаренные;
- педагог-психолог;
- воспитатели подготовительных к школе групп;
- родители (законные представители) воспитанников.
Программа рассчитана на четыре месяца.
Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор цели и задач программы.
3 Цели и задачи программы
Основная цель: развитие творческой одарённости детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие у детей творческой активности, интересов;
- развитие креативности, творческого и дивергентного мышления;
- развитие воображения;
- развитие эмоционально-личностной, коммуникативной сферы.
4 Научные, методологические и методические основания программы
В течение 1990-х годов одаренность стала рассматриваться как интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям, свойство личности. Она изначально не задана генотипом, и не зависит фатально от условий среды. При этом особо подчеркивается, что одаренность — динамическая характеристика (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Веракса Н.Е., Дружинин В.Н., Зинченко В.П., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Монкс Ф., Панов В.И., Попова Л.В., Рензулли Дж., Торранс Э.П., Фельдхусен Дж., Хеллер К., Холодная М.А., Шадриков В.Д., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С., Яковлева Е.Л. и др.). Наиболее популярные концепции одаренности созданные в рамках этого подхода принадлежат: Дж. Рензулли, российским ученым, разработавшим «Рабочую концепцию одаренности».
5 Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач
В условиях реформирования образования на современном этапе государством уделяется огромное внимание созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализации их потенциальных возможностей. Очевидной необходимостью культурно-исторического момента является создание системы работы по выявлению и развитию одарённости детей – дошкольников. Нормативно-правовой базой деятельности по выявлению и развитию одарённых детей являются документы: Федеральный государственный образовательный стандарт, пакет документов, разработанных в 2005-2010 годах «Рабочая концепция одарённости», подпрограмма «Одарённые дети» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы по выявлению и развитию одарённости – это условие эффективности работы образовательного учреждения в этом направлении.
6 Структура и содержание программы
Структура программы:
I блок - подготовительный «Научно-методическая подготовка педагогических работников детского сада по выявлению и развитию творчески одарённых детей».
Выявление и развитие способностей детей требуют от педагогических работников специальных психолого-педагогических знаний и умений.
С целью систематизации знаний педагогических работников о способах выявления детской одарённости, совершенствования умения осуществлять эту деятельность организуется работа с педагогами в формате индивидуальной консультации, организованной психологом.
Задачи:
- познакомить с комплексом диагностических методик выявления детской одарённости;
- совершенствовать профессиональные компетентности по использованию различных продуктивных форм развития отдельных видов одарённости.
Педагогические работники будут знать:
- сущность понятия «одарённость», виды детской одарённости;
- способы выявления отдельных видов одарённости.
Педагогические работники будут уметь:
- на основе комплекса диагностических методик с помощью психолога проводить диагностику, направленную на выявление способностей детей;
- организовывать разнообразную - совместную со взрослыми, самостоятельную и дополнительную образовательную деятельность, направленную на развитие отдельных видов детской одарённости.
II блок – основной «Реализация программы».
Основной этап программы раскрывает содержание деятельности педагогического работника с детьми в процессе разнообразной совместной со взрослыми, самостоятельной и дополнительной образовательной деятельности. Предлагаемые темы занятий с детьми соответствуют возрастным и индивидуальным психологическим особенностям. В соответствии с ФГОС, работа с детьми реализуется в формате индивидуальной траектории личностного развития ребёнка в целом, и развития его способностей, в частности.
В структуру занятий включены мультимедийные презентации. Много заданий для рисования обеими руками одновременно, они способствуют гармонизации обоих полушарий головного мозга, что является необходимым условием для формирования творческих способностей ребенка
Основной этап предполагает реализацию работы по развитию творческой одаренности.
Форма организации: 16 занятий по 30 минут.
Задачи: развитие творческой активности, креативности, творческого мышления и воображения, коммуникативных навыков.
Содержание программы профилактической работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики и развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Рекомендательный характер. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о включении ребенка в группу развития.
7 Описание используемых методик, технологий, инструментария
Структура занятий.
Занятие включает в себя следующие компоненты:
- Организационный момент: используются ритуалы приветствия с использованием приема мелодекламации, разминочные задания.
- Основная часть, которая реализуется по схеме: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление.
- Подведение итогов. Рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).
- Ритуал прощания.
Указанная структура может быть использована, а при необходимости изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Методы и формы:
- методы активного обучения (АМО) – коммуникативные игры, дискуссии, сюжетно-ролевые игры, тренинги, методы обучения поисковым процедурам, процедурам обсуждения, методы эмоционально-личностной направленности;
- современные образовательные технологии (ТРИЗ, ИКТ, метод проектов и др.);
- здоровьесберегающие технологии;
- современная традиционная технология.
Рекомендуемые диагностические методики:
- методика «Карта одарённости» (по А. И. Савенкову);
- методика: «Выбор деятельности» Прохоровой Л. А.;
- тест креативности Торранса;
- методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
- наблюдение.
Однако, основываясь на «Рабочей концепции одарённости», разработанной Российским психологическим обществом, Институтом психологии РАН, Психологическим институтом РАО, факультетом психологии МГУ, применение психологических диагностических методик при выявлении одарённых детей имеет свои особенности.
По существу, любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и творческой одаренности в частности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы относительно сферы корректного применения психометрических тестов в работе с одаренными детьми:
- психометрические тесты скорее нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи;
- психометрические тесты могут быть использованы для описания индивидуального своеобразия психической деятельности конкретного одаренного ребенка с точки зрения выраженности отдельных способностей, склонностей, эмоциональных состояний, личностных качеств и т.д. (при этом следует иметь в виду высокую вероятность несовпадения результатов тестирования и реальных проявлений одаренности ребенка в определенной предметной сфере);
- психометрические тесты могут использоваться для отслеживания динамики конкретных показателей психического развития одаренных детей;
- таким образом, психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но, ни в коем случае, не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одарённым» либо «не одаренным».
Классификация развивающих методов (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), которые используются в программе:
Методы работы:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Исследовательские;
- Репродуктивные.
Психотехники, игры, упражнения используемые в программе:
- традиционные обучающие приемы;
- ритуалы знакомства; представления, прощания;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
- психотехники самооценки и взаимооценки;
- упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
- экспрессивные техники (приемы самовыражения);
- иллюстрационно - демонстрационные задания;
- игровые ситуации;
- динамические паузы, пальчиковая гимнастика;
- мелодекламация;
- видеопроекты
8 Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
К участию в освоении программы не допускаются воспитанники, имеющие психиатрические заболевания, функциональные нарушения центральной нервной системы, требующие медицинского лечения и обследования у психиатра и невропатолога.
9 Способы, обеспечивающие гарантию прав участников программы
Гарантия прав участников программы обеспечивается «Правилами работы группы», которые вырабатываются на первом занятии.
Правила работы группы:
- Общение по принципу «Здесь и теперь».
- Активность.
- Откровенность и искренность.
- Правило «Я».
- Уважение к говорящему.
- Контроль поведения.
- Ответственность.
- Соблюдение конфиденциальности.
Основные принципы сопровождения, которыми обеспечиваются гарантии прав участников программы:
- Принцип приоритета интересов (руководствоваться интересами сопровождаемого).
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип парциальности (предполагающий, что оказываемая в ходе сопровождения помощь направлена на решение одной оговоренной, и согласованной проблемы, и не предполагает одномоментного достижения глобальных результатов).
- Принцип профессионализма (предусматривает требования к уровню подготовки специалистов, занятых сопровождением несовершеннолетних)
10 Сферы ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)
Соблюдение санитарно-гигиенических требований, и обязательных норм и правил безопасности.
Конфиденциальность сведений о личности и состоянии здоровья воспитанников.
Требования к воспитанникам по соблюдению правил внутреннего распорядка и т.д.
Требования к родителям, воспитателям групп - обеспечить посещение детьми развивающих занятий согласно расписанию.
Обязанности всех специалистов сопровождения регламентированы должностными инструкциями, разработанными на основе квалификационной характеристики должностей работников образования, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Сферы ответственности участников программы и педагога-психолога.
Участники несут ответственность за:
- соблюдение правил групповой работы;
- свое поведение.
Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции. Он несет персональную ответственность за:
- жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций;
- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также за совершение иного аморального проступка.
Педагог - психолог обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб воспитаннику или его окружающим.
В ходе занятий педагог-психолог взаимодействует с родителями воспитанников, посещающих профилактические занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами.
11 Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы
Специалисты, реализующие программу, должны:
1. Иметь опыт работы в дошкольных группах.
2. Уметь оценивать навыки группового взаимодействия (есть ли контакт детей в процессе работы, все ли вовлечены в процесс обсуждения, нет ли тех, кто занимает выжидательную позицию, отсиживается).
3. Помогать дошкольникам, почувствовать личностную свободу, принять себя и сверстников такими, какие они есть на самом деле.
4. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.
5. Наблюдать за стилем поведения и творческим самовыражением детей .
12 Сроки и этапы реализации программы
Программа для творчески одаренных детей старшего дошкольного возраста рассчитана на 4 месяца с регулярностью занятий 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Для проведения занятий используются бланки с заданиями, простые и цветные карандаши.
Этапы программы:
1. Подготовительный этап – диагностический.
Определение вида детской одаренности.
2. Основной этап.
Проведение развивающей работы.
3. Заключительный этап.
13 Ожидаемые результаты реализации программы
У воспитанников будут сформированы такие творческие способности, как:
- дивергентное мышление;
- быстрота и гибкость мышления;
- богатое воображение;
- способность изобретать что-то новое, выдвигать оригинальные идеи.
14 Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у дошкольников в ходе всего курса развивающих занятий.
Родители также следят за изменением в творческом, личностном развитии, поведении, самооценки у детей.
15 Критерии оценки достижения планируемых результатов
Для определения результативности программы используется система универсальных методов и способов отслеживания результатов:
Качественные показатели:
- анализ продуктов деятельности – самоотчёты, портфолио, рисунки, поделки;
- тестовые процедуры;
- экспертные вопросы (для педагогов);
- неформальные показатели (интерес детей к мероприятиям).
Количественные показатели программой не предусмотрены
16 Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения
Данная программа прошла апробацию на базе МБДОУ Д/С 14, с 01.09.2014г. по 30.12.2014г. зарекомендовав себя как качественный методический продукт, обеспечивающий развитие личности и индивидуальности творчески одаренных детей и формирования их нравственных и моральных качеств. Количество участников практической апробации по реализации программы составило 10 детей из подготовительной к школе группы № 5.
Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы
- Комплекты творческих занятий для развития одаренности ребенка/ С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова, Е А. Тверских. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Программа «Одаренный ребенок». – М.: Детский центр Венгера, 1993.
- Страна Добра: социализация детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е.В.Доценко.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 1996.
- Развиваем творческое мышление, автор-составитель Л. Маврина. – Тверь: ОАО «Издательство», 2013.
- Большая книга. Веселые задания. Для детей 5-6 лет, - М.: ООО «Хатбер – пресс», 2013.
- Видепроекты Елены Матвиенко.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы
1) помещение:
- изо - студия (кабинет педагога-психолога)
2) оборудование и материалы:
- мультимедийное оборудование, фотоаппарат;
- копировальный аппарат для размножения раздаточного материала;
- музыкальный центр для музыкального сопровождения занятий
3) информационные ресурсы:
- ресурсы Интернета;
- видеопроекты;
- детская литература.
4) изобразительные материалы:
- простые карандаши, наборы цветных карандашей для рисования, штриховки и т.д.
- бумага для рисования разных форматов, бланки с заданиями.
Занятие 1
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук; видеопроект «Слоненок на облаке»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Найди по контуру», «Что видит девочка?»; простые и цветные карандаши.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуй» (с мелодекламацией)
Слово «здравствуй»
Много значит для людей.
Поздоровайтесь с друзьями
Все вы поскорей!
Здравствуй – встречу начинает,
Здравствуй – дружбе помогает.
Каждый это слово ждет,
Когда друг к нему придет.
Здравствуй, я тебе скажу –
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу –
(психолог показывает приветственные жесты, дети повторяют)
Это мой привет! Здравствуй, я тебе скажу –
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу –
(психолог показывает приветственные жесты, дети повторяют)
Это мой привет!
(Текст Евгения Зенько)
- Показ видеопроекта «Слоненок на облаке» с применением мелодекламации:
Жил серый слоненок
На облаке белом.
По синему небу
Тихонько летел он.
И песни цветные
Слоненок трубил
О том, что видел и любил.
Когда он на яркое
Солнце смотрел,
То рыжие песни
Он весело пел.
Когда же он голову
Вниз опускал,
Зеленые песни распевал.
Когда под слоненком
Бурлила вода,
То синие песенки
Пел он тогда.
И белые песни
Лились с высока,
Когда любовался
На облака.
Когда ночь опускалась
Косматою мглой,
Все краски она
Накрывала собой.
На облаке темном
Слоненок грустил
И звездные песни трубил.
(сл. Татьяны Керстен)
- Беседа на тему «Что видел слоненок?»
- Упражнение «Найди по контуру»
Инструкция. На листочках перед детьми изображены контуры разных животных. Необходимо найти главного героя – слоненка и дорисовать его по памяти.
- Пальчиковая гимнастика «Утречко» (под музыку)
Солнышко встало, утро настало.
Правая ладошка - «солнышко», поднимая, делаем круговые движения
Солнышко встало, утро настало.
Левая ладошка - «солнышко», поднимая, делаем круговые движения
Эй, братец Федя, буди соседей!
Стучим кулаком правой руки в поднятую перед собой левую ладошку
И повтор движения другой рукой
- Вставай, Большак!
Показываем большой палец
-Вставай, Указка!
Показываем указательный, «грозим» пальчиком
- Вставай, Середка!
Соединяем ритмично средний палец с большим
- Вставай, Сиротка!
Поглаживаем безымянным пальчиком по большому
- И крошка-Митрошка!
Пальчики в кулачек, показываем только мизинчик
Привет, ладошка
Скользящий хлопок правой ладошки о левую вверх
Игра повторяется еще раз другой рукой.
- Упражнение «Нарисуй, что видит девочка»
Инструкция: «На листочках перед вами изображена девочка, которая смотрит в окно. Нарисуйте красивый вид из окна, который она видит. Составь рассказ про девочку, опираясь на вопросы: Кто она? Где живет? С кем живет девочка? Нравится ли ей, то, что она видит из окна? Какое сейчас у нее настроение?»
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 2
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
- Формировать умение находить сходства и различия предметов.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Про скамейки»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Нарисуй угощения для кота» «Посели в аквариуме рыбок»; простые и цветные карандаши.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуй!» (с мелодекламацией)
Слово «здравствуй»
Много значит для людей.
Поздоровайтесь с друзьями
Все вы поскорей!
Здравствуй – встречу начинает,
Здравствуй – дружбе помогает.
Каждый это слово ждет,
Когда друг к нему придет.
Здравствуй, я тебе скажу –
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу –
(психолог показывает приветственные жесты, дети повторяют)
Это мой привет! Здравствуй, я тебе скажу –
Улыбнись в ответ.
Здравствуй, так я покажу –
(психолог показывает приветственные жесты, дети повторяют)
Это мой привет!
(Текст Евгения Зенько)
- Показ видеопроекта «Про скамейки» с мелодекламацией:
Есть у скамьи, как у кошки
Четыре изящные ножки,
И гнутая спинка, красивая,
Скамейка стоит горделивая.
Окрас благородно-неброский –
Изысканные полоски.
Легко со скамейкой поладить –
Просто по спинке погладить!
Легко со скамейкой поладить –
Просто по спинке погладить!
И, если слушать внимательно,
Услышите вы обязательно:
Тихонько, как часики тикают,
Скамейки от счастья мурлыкают!
Тихонько, как часики тикают,
Скамейки от счастья мурлыкают!
(сл. Анастасии Орловой)
- Беседа на тему «Чем похожа скамейка на кошку?»
- Упражнение «Нарисуй угощения для кота»
Инструкция: «Ребята, перед вами листочки, на которых изображен пушистый котик. Давайте придумаем ему имя, и нарисуем угощения для пушистого обжоры, которыми он с удовольствием полакомиться».
- Пальчиковая гимнастика «Что такое бутерброд?»
Что такое бутерброд?
(одна ладонь лежит на другой, меняем ладошки,
поглаживаем одну об другую)
Это-НА,
(правой ладошкой хлопаем по левой - сверху)
Это-ПОД
(левой ладошкой хлопаем правую- снизу).
Что кладется сверху - НА?
(попеременно хлопаем одной ладонью по другой - сверху)
Масло, рыба, ветчина
(на каждое слово соединяем пальцы обеих рук, начиная с большого)
Огурец, икра и сыр,
(на И сжимаем кулачки, на СЫР – резко разжимаем)
И кусочки колбасы…
(соединяем пальцы в «колечки»: поочередно соединить
большой палец с каждым пальцем руки)
Только хлеб кладется ПОД–
(левой ладошкой хлопаем правую - снизу)
И выходит Бутерброд!
(одна ладонь лежит на другой, смотрим в щель между ладошками).
- Упражнение «Посели в аквариуме рыбок»
Инструкция: «Котенок не может понять, почему этот аквариум пуст» Посели в аквариуме рыбок».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 3
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
- Формировать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Тигры в цирке», «Дорисуй игрушку»; простые и цветные карандаши.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Игра - приветствие с колокольчиком
Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них, звенит колокольчиком и говорит приветственные слова : «Здравствуй, Ваня, мой дружок!» После этого Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не пропоет каждому ребенку.
- Стихотворение «Фамилии»
Различные животные гуляют без фамилии,
Обидно без фамилии и птице и рептилии.
Гуляли по планете бы, веселые Мартышкины,
Собакины и Кошкины, Коровины и Мышкины.
Не стали бы с фамилией животные дичать,
И, даже прекратили бы животные рычать.
Медведевы – мохнатые, Тигровы – полосатые,
Копытовы и Роговы, Дупловы и Берлоговы.
Ведь если бы фамилии им дать и имена,
Какие бы чудесные настали времена!
Жирафовы, Енотовы, Слоновы, Бегемотовы,
Лисицыны, Носухины и маленькие Мухины.
- Беседа на тему «Зачем нужны фамилии?»
- Упражнение «Тигры в цирке»
Инструкция: «Опасные тигры выступают на арене цирка! Они хоть и хищники, но слушаются дрессировщика. Нарисуй тиграм полоски, одновременно ведя линии от спинки тигров к их животикам. Раскрась зверей, меняя руки»
- Динамическая пауза «Веселый цирк» (ребята выполняют движения по тексту)
Веселый цирк у нас в гостях,
Жонглер бросает шарики
(подбрасывают воображаемые шарики)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся – большой палец у носа)
Смешит больших и маленьких
(показывают руками выше и ниже).
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны
(руки в стороны, балансируют ими),
Силач старается поднять
Большие гири новые
(поднимают воображаемые гири).
Наездники на лошадях
По кругу мчаться весело
(бегут по кругу, высоко поднимая колени),
А мы мороженное едим,
И хлопаем под песенку
(хлопают в ладоши).
- Упражнение «Дорисуй игрушку»
Инструкция: «Лена любит шить игрушки сама. Дорисуй игрушку, которую шьет Лена».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 4
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Каждый по-своему маму поздравит»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Дорисуй цветы в горшках», «Придумай и нарисуй узоры на ткани»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Игра - приветствие с колокольчиком
Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них, звенит колокольчиком и говорит приветственные слова : «Здравствуй, Ваня, мой дружок!» После этого Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не пропоет каждому ребенку.
- Показ видеопроекта «Каждый по-своему маму поздравит!»
- Беседа на тему «Как мы можем маму поздравить с праздником «День матери»»
- Упражнение «Дорисуй цветы в горшках»
Инструкция: «В цветочном магазине продают много красивых комнатных растений. Давайте дорисуем цветы в горшках для подарка нашим мамам».
- Динамическая пауза:
Наши алые цветки
(стоя руки соединены над головой)
Распускают лепестки
(развести руки в стороны).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(покачать руками из стороны в сторону).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
(соединить руки над головой),
Головой качают,
Тихо засыпают
(покачаться из стороны в сторону и остановиться).
- Упражнение «Придумай и нарисуй узоры на ткани»
Инструкция: «Люди любят одежду из яркой ткани. Ребята, давайте подберем узоры для ткани, из которой наши мамы смогут сшить себе красивое платье».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 5
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Дедушка Туман»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Нарисуй на грядках овощи», «Порисуй на асфальте»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. «Приветствие английских школьников»
Инструкция. Все дети сидят в кругу на стульях. Психолог находится за кругом и по очереди подходит к каждому ребенку. Тому, за чьей спиной он остановился, все хором поют следующий куплет: «Здравствуй, Саша, мы рады, что ты здесь».
- Показ видеопроекта «Дедушка Туман»
Лес - в карман,
Поля – в карман
Спрятал тихо Дедушка Туман.
Спрятал копна и стога,
И лужайки спрятал, и луга.
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Только он совсем забыл,
Что карман его дырявым был.
За рекою в гору он полез –
Потерял поля, потерял и лес.
Потерял потом зеленые луга,
Копны сена и стога, стога…
У высокого кургана,
Где дремал костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.
- Беседа на тему «Как Дедушка Туман смог все спрятать в свой карман?»
- Упражнение «Нарисуй на грядках овощи»
Инструкция: «Туман рассеялся и в огороде стало видно Пугало – он самый главный начальник на огороде. Он охраняет урожай. Нарисуй на грядках овощи, которые охраняет Пугало».
- Динамическая пауза «Пугало»
В саду уснули птички,
Легли котята спать.
(имитация сна)
А Пугало вскочило,
И стало распевать:
Я всю ночь стою, качаюсь,
(руки в стороны, качаемся из стороны в сторону)
На мне шляпа и пиджак,
Я вот так машу руками
(качаем руками вперед назад)
Я ногой трясу вот так.
(машем ногами поочередно одной, потом другой)
В пруду уснули рыбки,
Легли лягушки спать,
А Пугало вскочило,
И стало распевать:
Я всю ночь стою, качаюсь,
На мне шляпа и пиджак,
Я вот так машу руками
Я ногой трясу вот так.
Давно уснули дети,
Легли лягушки спать,
А Пугало вскочило,
И стало распевать:
Я всю ночь стою, качаюсь,
На мне шляпа и пиджак,
Я вот так машу руками
Я ногой трясу вот так.
- Упражнение «Порисуй на асфальте»
Инструкция: «Солнышко вылезло из дырявого кармана Дедушки Тумана и осветило все вокруг. Рисовать мелками на асфальте - очень весело. Порисуй вместе с Колей».
- Ритуал прощания, рефлексия
Занятие 6
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Новогодняя открытка»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Снежинки», «Нарисуй узоры»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Упражнение «Снеговик» (с мелодекламацией)
Зачем вам, ребята, два уголька?
2 уголька? Совсем не похоже!
И кто вам сказал? Придумали тоже…
Это же глазки снеговика!
Зачем ты морковку из дома принес?
Какая морковка? Совсем не похоже!
И кто вам поверит? Придумали тоже…
Это озябший оранжевый нос!
Зачем ты ведро приволок с чердака?
Какое ведро? Совсем не похоже!
И кто вам поверит? Придумали тоже…
Это ведь шляпа снеговика!
(дети повторяют движения за психологом
по ходу стихотворения)
- Показ видеопроекта «Новогодняя открытка»
- Беседа на тему «Почему я люблю зиму?»
- Упражнение «Снежинки»
Инструкция: «Снежная морозная зима. Волчонок и Лисенок встали на лыжи. А какой пушистый снег идет – каждая снежинка имеет свою форму! Соедини одинаковые цифры прямыми линиями – и у тебя получатся новые снежинки».
- Игра с платками «Цветной снег»
Инструкция. Педагог поет под муз. Бартока, а дети выполняют упражнение с цветными платками – шарфами: лиловым, бордовым, зеленым, бежевым и просто белым (в конце)
- Вы слыхали об этом, снег, раскрашенный цветом
Или лиловым, или бордовым, или зеленым, или же беж
(дети машут по очереди платками: лиловым, бордовым,
зеленым и бежевым по очереди)
- Были б снежинки цветными, тучи цветные над ними
Или лиловые, или бордовые, или зеленые, или же беж.
- Цветной зима была бы, цветные снежные бабы
Или лиловые, или бордовые, или зеленые, или же беж.
- Не сбыться мечте этой смелой, падает белый,
(ребенок машет белым платком)
Белый - белейший, нежный – нежнейший
Снежный – снежнейший снег!
- Упражнение «Нарисуй узоры»
Инструкция: «Очень холодно зимой! Но мы пойдем гулять с тобой! Оденемся потеплее, чтобы не замерзнуть. Все дети любят яркие шапочки. Ребята, давайте нарисуем узоры на шапочках».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 7
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Путешествие по Новогодней елочке»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Снеговик», «Нарядим елку»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Упражнение «Снеговик» (с мелодекламацией)
Зачем вам, ребята, два уголька?
2 уголька? Совсем не похоже!
И кто вам сказал? Придумали тоже…
Это же глазки снеговика!
Зачем ты морковку из дома принес?
Какая морковка? Совсем не похоже!
И кто вам поверит? Придумали тоже…
Это озябший оранжевый нос!
Зачем ты ведро приволок с чердака?
Какое ведро? Совсем не похоже!
И кто вам поверит? Придумали тоже…
Это ведь шляпа снеговика!
(дети повторяют движения за психологом
по ходу стихотворения)
- Показ видеопроекта «Путешествие по новогодней елочке»
- Беседа на тему «Чем украшают Новогоднюю елочку?»
- Упражнение «Снеговик»
Инструкция: «Зимой выпало много снега, и ребята слепили большого снеговика. Обведи его по контуру одновременно двумя руками, начиная с головы. А теперь раскрась картинку. Как ты думаешь, почему много птиц собралось возле снеговика?».
- Игра с платками «Цветной снег»
Инструкция. Педагог поет под муз Бартока, а дети выполняют упражнение с цветными платками – шарфами: лиловым, бордовым, зеленым, бежевым и просто белым (в конце)
- Вы слыхали об этом, снег, раскрашенный цветом
Или лиловым, или бордовым, или зеленым, или же беж
(дети машут по очереди платками: лиловым, бордовым,
зеленым и бежевым по очереди)
- Были б снежинки цветными, тучи цветные над ними
Или лиловые, или бордовые, или зеленые, или же беж.
- Цветной зима была бы, цветные снежные бабы
Или лиловые, или бордовые, или зеленые, или же беж.
- Не сбыться мечте этой смелой, падает белый,
(ребенок машет белым платком)
Белый - белейший, нежный – нежнейший
Снежный – снежнейший снег!
- Упражнение «Нарядим елку»
Инструкция: «В детский сад привезли из леса елку. Наряди ее к Новому году».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 8
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Новый год в Африке»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Два жирафа», «Волшебный мешок»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Игра «Импульс»
Инструкция. Дети стоят в кругу и держаться за руки. Психолог пожимает руку стоящему справа и говорит: «Привет!» Рукопожатие передается дальше, по кругу, пока не вернется к психологу. Играть надо в быстром темпе. В заключение все хором говорят: «Здравствуйте!»
- Показ видеопроекта «Новый год в Африке»
- Беседа на тему «Кто живет в Африке?»
- Упражнение «Два жирафа»
Инструкция: «Два жирафа решили пообедать. Как ты думаешь, для чего им такие длинные шеи? Поставь обе руки с карандашами на разных жирафов, нарисуй им пятна. А теперь давай их раскрасим!».
- Динамическая пауза «У жирафов пятна»
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде,
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
- Упражнение «Волшебный мешок»
Инструкция: «Какие подарки хотели бы получить жители Африки? Представь, что ты самый настоящий волшебник с волшебной палочкой. Придумай и нарисуй для них Новогодние подарки».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 9
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать и развивать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Мышиные истории»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Мышонок в погребе», «Два домика»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия: «Все, кто любит рисовать, здравствуйте!»
Инструкция. Дети сидят полукругом на стульях. Психолог говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается должны встать и сказать: «Здравствуйте». Предлагаются приветствия типа: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!»; «Те, кто хочет петь, Здравствуйте!»; «Те, кто рад нашей встрече, здравствуйте!».
- Показ видеопроекта «Мышиные истории»
- Упражнение «Мышонок в погребе»
Инструкция: «Какие красивые вазы увидел мышонок в погребе! Что же в них храниться? Укрась каждую вазу завитушками, рисуя по очереди каждой рукой».
Динамическая пауза «Дом, который построил Джек»
И.п.: дети стоят в парах напротив друг друга.
Вот дом (хлопки в ритме текста; произносится четко и радостно),
Который построил Джек (удары по плечам друг друга в ритме стиха),
А это пшеница (насыпать правой щепоткой на левую ладонь партнера воображаемую пшеницу, текст проговаривается в умеренном темпе),
Которая в темном чулане хранится (закрыть глаза друг другу, текст проговаривается шепотом)
В доме 1, который построил Джек 2!
- Упражнение «Два домика»
Инструкция: «Какие красивые домики! Кто же в них живет? Нарисуй обитателей этих домиков».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 10
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать и развивать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Мышонок в магазине», «За покупками»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. «Все, кто любит рисовать, здравствуйте!»
Инструкция. Дети сидят полукругом на стульях. Психолог говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается должны встать и сказать: «Здравствуйте». Предлагаются приветствия типа: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!»; «Те, кто хочет петь, Здравствуйте!»; «Те, кто рад нашей встрече, здравствуйте!».
- Стихотворение «Лягушонок и мышонок» (Г. Сапгир)
В траве лягушонок
Увидел мышонка.
-Какой Вы чудесный! –
Заквакал он звонко.
Ква-ква-ква-ква…
Ну как вы таким
Удивительным стали?
Ква-ква-ква-ква…
Немало, наверное,
Вы испытали?
Мышонок сказал:
- Я родился весной,
И маленький был,
Как орешек лесной.
За лето подрос,
Нагулял себе шерстку,
И на зиму зерен
Собрал себе горстку.
- Упражнение «Мышонок в магазине»
Инструкция: «Мышонок увидел в магазине красивые шарфики и залюбовался ими. Обведи шарфы по контуру, а затем продолжи полоски на них, ведя карандаши двумя руками в разные стороны. Сделай шарфики разноцветными».
- Пальчиковая гимнастика «Перчатка» с мелодекламацией (на руках одеты серые перчатки – мышки)
Веселая мышка перчатку нашла,
(ладони раскрыты, пальцы растопырены (перчатка),
поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперед)
Гнездо в нем устроив,
(ладони смыкаются «ковшом»)
Мышат позвала
(«зовущий» жест)
Им корочку хлеба дала покусать,
(кончиком большого пальца поочередно стучат
по кончикам остальных пальчиков обеими руками)
Погладила всех
(большой палец гладит остальные пальцы скользящим
движением, от мизинца к указательному)
И отправила спать.
- Упражнение «За покупками»
- Инструкция: «Света отправилась за покупками. Нарисуй товары на полках в магазине».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 11
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать и развивать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Волшебная звездочка Рождества»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Фартук для медведицы», «Укрась пироги»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. «Приветствие английских школьников»
Инструкция. Все дети сидят в кругу на стульях. Психолог находится за кругом и по очереди подходит к каждому ребенку. Тому, за чьей спиной он остановился, все хором поют следующий куплет: «Здравствуй, Саша, мы рады, что ты здесь».
- Показ видеопроекта «Волшебная звездочка Рождества»
- Беседа на тему «Рождество»
- Упражнение «Фартук для медведицы»
Инструкция: «Медведица собралась печь пироги на праздник Рождества и надела свой лучший фартук. Давай украсим ее передник нарядной разноцветной тесьмой. Верхнюю часть фартука рисуй двумя руками одновременно, а нижнюю – каждой по очереди».
- Пальчиковая игра «Два медведя»
Сидели два медведя
На тоненьком суку
(руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, прижаты к туловищу.
Ребенок сидя покачивается из стороны в сторону)
Один читал газету,
(развести руки в стороны, как при чтении газеты)
другой молол муку.
(круговые движения рукой перед собой)
Раз ку-ку, два ку-ку,
(кулаки «падают» на колени по очереди)
Оба шлепнулись в муку
(ладони «падают» на колени)
Нос в муке, хвост в муке,
Ухо в кислом молоке!
- Упражнение «Укрась пироги»
Инструкция: «Бабушка испекла маленькие пирожки и два больших пирога. Помоги ей их украсить».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 12
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать и развивать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Рыбья песенка»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Прохладный пруд», «Дорисуй рыбок»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Игра «Импульс»
Инструкция. Дети стоят в кругу и держаться за руки. Психолог пожимает руку стоящему справа и говорит: «Привет!» Рукопожатие передается дальше, по кругу, пока не вернется к психологу. Играть надо в быстром темпе. В заключение все хором говорят: «Здравствуйте!»
- Показ видеопроекта «Рыбья песенка»
- Беседа на тему «Кто живет в пруду?»
- Упражнение «Прохладный пруд»
Инструкция: «А вот прохладный пруд. В нем плавает много прекрасных лебедей. Тех лебедей и лебедят, что по правой стороне картинки, обведи правой рукой, а тех, что слева – левой. Раскрась у белых лебедей клювики, а так же лягушку и камыши».
- Динамическая пауза «Правая – левая рука»
Это - правая рука.
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы и вот –
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой моя левая рука?
(дети выполняют движения по тексту)
- Упражнение «Дорисуй рыбок»
Инструкция: «Ребята перед вами контуры рыб – обитателей пруда. Дорисуй рыбок».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 13
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать и развивать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «23 февраля»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Отважные парашютисты», «Нарисуй корабль»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия: «Здравствуйте, я сегодня вот такой!»
Инструкция. Каждый участник игры по очереди говорит: «Здравствуйте, я сегодня вот такой» - и показывает свое эмоционального состояние.
- Показ видеопроекта «23 февраля»
- Беседа на тему: «Какие войска охраняют нашу Родину?»
- Упражнение «Отважные парашютисты»
Инструкция: «Полетели отважные парашютисты! Как красиво они будут смотреться на фоне синего неба! Нарисуй самолету иллюминаторы и заштрихуй разными цветами купола парашютов: те, что справа – правой рукой, а те, что слева – левой. И не забудь раскрасить небо синим».
- Динамическая пауза «Эй, ребята, не ленись!»
(выполнять движения в соответствии с текстом)
Эй, ребята, не ленись,
На разминку становись!
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе мы веселый круг.
Вправо, влево головою,
Руки вверх, перед собою.
Топни правою ногой.
Вправо шаг. На месте стой.
Повернись направо к другу,
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу,
Левую дай другу руку.
- Упражнение «Нарисуй корабль»
Инструкция: «Морячок смотрит в подзорную трубу на корабль. Нарисуй корабль».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 14
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать и развивать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: мультимедийная установка или ноутбук для просмотра видеопроекта «Три веселых поросенка»; магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Собираемся на праздник», «Подбери прическу»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия: «Здравствуйте, я сегодня вот такой!»
Инструкция. Каждый участник игры по очереди говорит: «Здравствуйте, я сегодня вот такой» - и показывает свое эмоционального состояние.
- Показ видеопроекта «Три веселых поросенка»
- Беседа на тему: «Как мамы о нас заботятся?»
- Упражнение «Собираемся на праздник»
Инструкция: «Мама и папа принарядились в честь праздника – 8 марта. Обведи папу правой рукой, а маму – левой. Попробуй обвести их сразу обеими руками, двигаясь одновременно в одном направлении. На какую цифру похожи фигуры? Раскрась картинку».
- Динамическая пауза:
Наши алые цветки
(стоя руки соединены над головой)
Распускают лепестки
(развести руки в стороны).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(покачать руками из стороны в сторону).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
(соединить руки над головой),
Головой качают,
Тихо засыпают
(покачаться из стороны в сторону и остановиться).
- Упражнение «Подбери прическу»
Инструкция: «Оля любит себе делать разные прически на праздники. Нарисуй прически, которые подойдут Оле».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 15
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать и развивать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Яркое солнышко», «Помоги достроить дом»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Упражнение «Ты шагай» (с мелодекламацией)
Ты шагай, ты шагай, ты шагай – не зевай!
Ты шагай, ты шагай – себе пару выбирай!
Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой.
Плечиком и локотком, и, конечно, язычком:
Здравствуй!
Ты шагай, ты шагай, ты шагай – не зевай!
Ты шагай, ты шагай – себе пару выбирай!
Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко.
Пальчиком и кулачком, и, конечно, язычком:
Здравствуй!
Ты шагай, ты шагай, ты шагай – не зевай!
Ты шагай, ты шагай – себе пару выбирай!
Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком.
Спинкой, тепленьким бочком и, конечно, язычком:
Здравствуй!
- Стихотворение «Улитка» (читает педагог с мелодекламацией)
В домике круглом, с круглым окошком
Грела улитка на солнышке рожки,
И разморило улитку немножко.
Вот потянулась лениво улитка,
Вот затворила улитка калитку.
Спрятала ключ и отправилась спать…
В самую круглую в мире кровать.
- Беседа на тему: «У кого какой дом?»
- Упражнение «Яркое солнышко»»
Инструкция: «Жаркий летний день. Посмотри, как ярко светит солнышко! Взяв карандаши в обе руки, нарисуй солнышку лучи. Дорисуй забор двумя руками одновременно, стараясь не закруглять его острые углы».
- Динамическая пауза «Дом, который построил Джек»
И.п.: дети стоят в парах напротив друг друга.
Вот дом (хлопки в ритме текста; произносится четко и радостно),
Который построил Джек (удары по плечам друг друга в ритме стиха),
А это пшеница (насыпать правой щепоткой на левую ладонь партнера воображаемую пшеницу, текст проговаривается в умеренном темпе),
Которая в темном чулане хранится (закрыть глаза друг другу, текст проговаривается шепотом)
В доме 1, который построил Джек 2!
- Упражнение «Помоги достроить дом»
Инструкция: «Строители работают день и ночь, но не успевают в срок достроить дом. Помоги достроить дом – нарисуй его».
- Ритуал прощания, рефлексия.
Занятие 16
Цель: развитие творческого мышления.
Задачи:
1. Формировать и развивать творческие способности.
- Учить находить интересные решения поставленных перед ними задач.
- Развивать воображение.
- Пробуждать творческую активность.
Материал: магнитофон; запись спокойной музыки для сопровождения занятия; бланки с заданиями: «Поедем на машине», «Рыбалка»; простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
- Ритуал приветствия. Упражнение «Ты шагай» (с мелодекламацией)
Ты шагай, ты шагай, ты шагай – не зевай!
Ты шагай, ты шагай – себе пару выбирай!
Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой.
Плечиком и локотком, и, конечно, язычком:
Здравствуй!
Ты шагай, ты шагай, ты шагай – не зевай!
Ты шагай, ты шагай – себе пару выбирай!
Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко.
Пальчиком и кулачком, и, конечно, язычком:
Здравствуй!
Ты шагай, ты шагай, ты шагай – не зевай!
Ты шагай, ты шагай – себе пару выбирай!
Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком.
Спинкой, тепленьким бочком и, конечно, язычком:
Здравствуй!
- Стихотворение «Немешайки» (читает педагог с мелодекламацией,
сл. Д. Крупской))
Нас доскачут на лошадке, до неведомой страны
И лошадка мостик шаткий раскачает до луны.
Там под мостиком у речки спят улитки и жуки
И проворные колечки завивают ручейки.
Там на солнечной лужайке, на зелененькой траве
Громко скачут Немешайки и стоят на голове.
После утренней зарядки, после кофея с тортом
Немешайки чешут пятки под смородиновым кустом.
Немешайки не мешают поворотливой реке,
Только глупости болтают на нелепом языке:
Лам-ти дам-ти пом-по-дуси,
Лаи-ти дам-ти, пам-ду-дам.
Пуси-юси, пуси-юси,
Лам-ти дам-ти, пам ду-дам!
- Беседа на тему: «На чем еще можно путешествовать?»
- Упражнение «Поедем на машине»
Инструкция: «Многие люди любят путешествовать. Обведи верхнюю машину по пунктирной линии, а потом нарисуй нижнюю сам. Выполняй задание двумя руками одновременно».
- Динамическая пауза «На речке» (имитация движений по тексту)
Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на месте не стоим,
Мы гуляем, загораем,
В речке плаваем, ныряем.
Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на месте не стоим,
Мы по берегу гуляем
Камушки мы собираем.
- Упражнение «Рыбалка»
Инструкция: «Кажется, клюет! Нарисуй то, что поймали на крючок Тузик и Бобик».
- Ритуал прощания, рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами оригами"
Работа по осзнакомлению детей с искусством оригами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театральную деятельность»
Цели программы:Формирование творческой личности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности.Выявление одарённых детей в области музыкально-театрального искусства в старшем дошкольном возрас...
Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через произведения художников Мамонтовского района»
Рабочая программа разработана в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении- Детский сад «Березка» с.Мамонтова Мамонтовского района. Данная программа включена...
Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений и основ танцевального искусства «Если хочешь танцевать».
Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспита...
Программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Дополнительная образовательная программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стан...