аналитическая справка по результатам реализации ООП во второй младшей и средней группе за 2015-2016 учебный год
методическая разработка (средняя группа) на тему
в данном документе представлено описание итогов работы за учебный год по двум возрастам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» пгт. Изъяю
Аналитическая справка
по результатам реализации основной общеобразовательной программы во второй младшей – средней группе дошкольного образовательного учреждения МДОУ «Детский сад» пгт. Изъяю в 2015-2016 учебном году
Воспитатели группы:
Вискова Н.В., Матвеева Е.В.
Краткая информация группы
На 2015-2016 учебный год в ДОУ была сформирована разновозрастная группа, включающая в себя два возраста - второй младший и средний. Возраст дошкольников данной группы от 3 до 5 лет. Количество воспитанников группы на начало учебного года 21ребенок, а в конце учебного года 20 детей ( 1 ребенок выбыл из списочного состава по личным причинам). Из них, младшего возраста в количестве 11 детей, а среднего 9.
С детьми данной группы работали два педагога.
Основной воспитатель- Вискова Наталья Васильевна, педагог первой квалификационной категории, стаж педагогической деятельности 15 лет. Курсы повышения квалификации прошла в г.Сыктывкаре в КРИРО и ПК в 2015 году. Аттестация была проведена в 2014 году.
На протяжении учебного года мною были реализованы следующие формы самообразования:
-участие в методическом объединении педагогов МОУ «ООШ №53» пгт.Изъяю по теме «Особенности адаптации первоклассников в условиях современного образовательного процесса»;
-участие в методическом объединении педагогов на базе МДОУ «Детский сад» пст.Набережный по теме «Использование ИКТ в образовательной деятельности детей»;
-участие в методическом объединении педагогов на базе МДОУ «Детский сад» пгт.Изъяю по теме «Воспитание у детей интереса и бережного отношения к природе, особенности экологического воспитания дошкольников»;
-участие в создании и реализации проекта по теме «История новогодней игрушки»;
-участие в создании и реализации проекта по теме «Берегите природу от пожаров»;
-участие в муниципальном смотр-конкурсе творческих образовательных проектов среди педагогов ДОО «Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС ДО» в номинации «Ребенок и природа»;
- курсы обучения по теме «Охрана жизни и здоровья детей»;
- показ НОД по речевому развитию, по познавательному развитию, по физическому развитию.
Содержание образовательного процесса было выстроено на основе:
примерной основной общеобразовательной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Также, воспитательно-образовательная деятельность педагогов разрабатывалась на основе рабочих программ по возрастам, перспективному планированию ООД, плану взаимодействия с родителями воспитанников, плану взаимодействия с музыкальным работником, по методическому планированию воспитательно-образовательного процесса.
С целью достижения новых образовательных результатов в своей педагогической практике целенаправленно использовала современные образовательные технологии и методы:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология проектной деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология исследовательской деятельности.
Здоровьесберегающие технологии, используемые мной в течении всего года для укрепления и сохранения здоровья моих воспитанников:
-технология сохранения и стимулирования здоровья;
-технология обучения здоровому образу жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей нашей группы.
Технология проектной деятельности является основой для развития свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности. Проектная деятельность осуществлялась через следующие виды проекта:
-исследовательский;
-познавательно - творческий;
-практико-ориентированный.
Проекты носили кратковременный характер, участниками проектной деятельности были педагоги, воспитанники, их родители. Этот вид деятельности проводился с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников. Знания, приобретенные детьми в ходе проектной работы, стали достоянием их личного опыта и возможностью применения их в жизни.
Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ стали одним из важнейших направлений в повышении результативности всей педагогической работы среди педагогов, воспитанников, родителей, администрации ДОУ. Для использования этой технологии я ориентировалась, прежде всего, на следующие направления:
-использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации;
-как средство интерактивного обучения для стимулирования познавательной деятельности;
-как средство работы с родителями;
-с целью осуществления организации педагогического процесса и методической службы.
Использование ИКТ в своей практике позволило повысить качество образовательного процесса.
Технология исследовательской деятельности применяется в моей практике не первый год. На протяжении второго года педагогической деятельности в данной группе могу заметить, что у детей повысилась способность к исследовательскому типу мышления. Содержание познавательно-исследовательской деятельности включило в себя:
-опыты (экспериментирование);
-классифицирование работ (частично).
А также методы и приемы по организации экспериментально-исследовательской деятельности: беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование, опыты, фиксация результатов, дидактические игры, обучающие ситуации, трудовые поручения и действия.
Результаты реализации основной общеобразовательной программы ДО по образовательным областям
Образовательная область «Физическое развитие»
- Адаптация детей к условиям пребывания в детском саду.
Для любого ребенка поступление в детский сад является трудным шагом, жизнь взрослых и детей значительно меняется. Наблюдения проводилось с сентября по декабрь 2015 года. Во второй младшей группе проводилось наблюдение, целью которого было - определить особенности привыкания детей данного возраста к условиям группы дошкольного образовательного учреждения. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:
-эмоциональное состояние;
-социальные контакты с взрослыми и детьми группы;
-познавательная и игровая деятельность;
-реакция на изменения привычной ситуации.
Из 11 детей в возрасте 3-4 лет, поступившие в данную группу, у 8 воспитанников наблюдалась легкая степень адаптации, которая нормализовалась в течение 15-20 дней. Один ребенок (Напалков Костя) испытывал среднюю степень адаптации, которая выражалась в неустойчивом настроении и нестабильном эмоциональном состоянии. В течение месяца ребенок адаптировался к условиям группы. Тяжелая форма адаптации проявилась у второго ребенка (Чепурных Рома), т.к. ребенок в начале года редко посещал детский сад и к концу года перестал посещать ДОУ по личным причинам родителей. У третьего ребенка (Поданова Софья) наблюдалась средняя степень адаптации, в последствие редкого посещения ДОУ и частых простудных заболеваний. К концу учебного года ребенок находился в отпуске с мамой, соответственно, не посещал ДОУ.
В средней группе проводилось наблюдение с целью – определить, насколько воспитанники данного возраста смогли адаптироваться к условиям группы в ДОУ.
Из 9 детей в возрасте 4-5 лет, посещающие группу в прошлом году,3 воспитанников испытывали разные степени адаптации. У одного ребенка (Истомина Олеся), по моим наблюдениям, наблюдалась легкая степень адаптации, этот ребенок был переведен из другого детского сада по желанию родителей. Девочка активна, коммуникабельна, любознательна; адаптация прошла удовлетворительно за короткий промежуток времени. У другого ребенка (Овчинников Иван) наблюдалась тяжелая степень адаптации, т.к. поздно стал посещать детский сад (после 3.5 лет), ребенок часто и длительно болел, испытывал подавленное состояние во время нахождения в группе, часто плакал при расставании с родителями. К середине учебного года период адаптации у ребенка закончился, Ваня с удовольствием посещает детский сад. Третий ребенок (Дуркин Кирилл) испытывает длительный период тяжелой степени адаптации, т.к. этот ребенок начал посещать детский сад в марте 2016 года, часто болеет, при расставании с родителями испытывает стресс, часто плачет во время утреннего приема, но в течение дня чувствует себя в группе удовлетворительно - ребенок общается со сверстниками, играет. С педагогами на контакт идет с трудом, не обращается к взрослым, во время совместной деятельности испытывает затруднения в общении, не проявляет инициативу. У этого ребенка адаптационный период не закончен. У остальных воспитанников среднего возраста наблюдалась легкая степень адаптации в начале учебного года, которая нормализовалась в течение первых трех недель.
- Освоение детьми культурно-гигиенических навыков.
Задача педагога - обучить культурно-гигиеническим навыкам воспитанников. Обучение происходит как во время специально организованных занятий, так и во время режимных моментов, во время приема пищи, в игровых моментах, во время проведения гигиенических процедур.
Основные задачи по программе второго младшего возраста:
-совершенствование КГН, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
-формирование привычки следить за своим внешним видом;
-формирование элементарных навыков поведения за столом.
Основные задачи программы среднего возраста:
-воспитание опрятности;
-формирование привычки самостоятельно умываться;
- закрепление умения пользоваться расческой, носовым платком;
-совершенствование навыков аккуратного приема пищи.
Для решения поставленных задач в своей работе использовала подобранную художественную литературу, которая способствовала развитию КГН у обоих возрастов. Художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения. Также использовала игровые упражнения, загадки, рассматривание картинок и иллюстраций к произведениям, дидактические игры, занятия по формированию КГН у детей. Использование народного фольклора позволило повысить интерес как у воспитанников, так и у педагогов. Таким образом, по итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
-воспитанники младшего возраста имеют привычку следить за своим внешним видом;
-умеют правильно пользоваться мылом во время мытья рук;
-умеют правильно вытирать руки и лицо полотенцем, вешать полотенце на свое место; пользоваться носовым платком;
-умеют правильно пользоваться столовыми приборами (столовой ложкой и вилкой), салфеткой;
-не у всех малышей сформировались навыки поведения за столом: продолжают во время еды разговаривать, играть с продуктами (хлебом);
-воспитанники среднего возраста имеют привычку следить за своим внешним видом и всегда быть опрятным;
-имеют привычку самостоятельно умываться, не намочив одежду; мыть руки с мылом по мере загрязнения и после посещения туалета;
-умеют пользоваться расческой и носовым платком, но, при чихании и кашле не все отворачиваются и прикрывают рот;
-умеют аккуратно принимать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы.
В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю оздоровительной работе, направленной на укрепление здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни. Для решения вопросов физкультурно-оздоровительной работы мной проводится следующая работа:
-сформирована предметно-развивающая и физкультурно-оздоровительная среда: физкультурный уголок в группе, массажные дорожки и коврики для босохождения, точечный массаж, комплексы утренней гимнастики, комплексы коррегирующей гимнастики для глаз и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия; физкультурный и музыкальный зал, физкультурная площадка на улице, закаливающие процедуры и аромотерапия;
-использовались системы методов и средств, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укрепления их здоровья (обеспечение ЗОЖ, двигательная активность, свето-воздушные ванны, музтерапия, физкультурные занятия, закаливающие процедуры, гигиенические и водные процедуры, соблюдение Сан Пин);
-велась активная работа с семьями воспитанников: оформлялись стенды, папки-передвижки, проводились родительские собрания, консультации; родители принимали активное участие в физкультурных праздниках и досугах. Важным фактором оздоровления является правильно организованный режим пребывания детей группы в детском саду. Для этого использовался режим дня в холодное время года и режим в теплое время года. Для систематичности проведения физкультурно-оздоровительной работы на группе я использовала систему мероприятий, которая включила в себя следующее:
- Мониторинг (определение уровня физического развития подготовленности детей и диспансеризация)
- Двигательная деятельность (утренняя гимнастика, физическая культура, подвижные и спортивные игры, гимнастика после сна, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, физкультминутки, дыхательные гимнастики)
- Профилактические мероприятия (витаминотерапия, профилактика гриппа и ОРЗ)
- Нетрадиционные формы оздоровления (музыкотерапия)
- Закаливание (дневной сон без маек, босохождение по массажным коврикам и дорожкам, облегченная одежда детей)
- Организация вторых завтраков (натуральные соки и фрукты, молочные продукты).
Результаты педагогической диагностики занесены в таблицы:
Вторая младшая группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Формирование представлений о ЗОЖ | 34% | 49% | 17% | 86% Средний показатель 43% | ||||
Воспитание культурно-гигиенических навыков | 48% | 40% | 12% | |||||
Развитие физических качеств и обогащение двигательного опыта | 41% | 41% | 18% | |||||
Формирование потребности в двигательной активности | 44% | 50% | 6% |
Средняя группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Формирование представлений о ЗОЖ | 76% | 22% | 2% | 89% Средний показатель 44,5% | ||||
Воспитание культурно-гигиенических навыков | 61% | 33% | 6% | |||||
Развитие физических качеств и обогащение двигательного опыта | 32% | 54% | 14% | |||||
Формирование потребности в двигательной активности | 40% | 49% | 11% |
Основная цель работы в этом направлении – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма, на достижение целей формирование у детей интереса и ценного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение специфических задач: развитие речи под средством движения; управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально - волевых качеств личности, развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Наряду с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий большое внимание в детском саду уделялось психическому здоровью дошкольников: психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и умственных нагрузок, доброжелательный стиль общения, использование приемов релаксации. В новом учебном году необходимо продолжить работу по оздоровлению и снижению заболеваемости дошкольников, особенно в группе среднего возраста, формированию ценностей здорового образа жизни и совершенствованию форм организации режима двигательной активности, сочетая игровые, тренирующие и обучающие элементы, с использованием упражнений для формирования и коррекции осанки, профилактики плоскостопия. Для более плодотворной работы в следующем году необходимо разработать новые расслабляющие упражнения, пополнить фонотеку, приобрести ароматические масла и травы для профилактики простудных заболеваний и повышения иммунитета. Для младшего и среднего возраста разработать комплекс развивающих упражнений, игр. Все эти мероприятия будут способствовать профилактике простудных заболеваний, повышению защитных функций организма и снижению возбудимости и усталости у детей. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показало, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры; у ребят наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.
Во второй младшей группе низкий процент по формированию ЗОЖ связан с недостаточно сформированными навыками поведения за столом, а именно, поведение во время приема пищи. В средней группе низкий процент связан с тем, что практически отсутствуют занятия по освоению ходьбы на лыжах, т.к. в ДОУ нет данного пособия.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Результаты педагогической диагностики занесены в таблицы:
Вторая младшая группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Социально-игровая деятельность | 24% | 62% | 14% | 83% Средний показатель 42,5% | ||||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | 28% | 54% | 18 % | |||||
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | 36% | 45% | 19% |
Средняя группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Социально-игровая деятельность | 33 % | 55 % | 12 % | 87% Средний показатель 43,5% | ||||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | 70 % | 23 % | 7% | |||||
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | 64% | 26 % | 10% |
Большое внимание на протяжении всего учебного года уделялось значимости детской игры. Хорошие показатели в сфере развития игровой деятельности воспитанников являются результатом совместной, плодотворной работы. В игре воспитывали доброжелательное отношение, чувство доверия, развивали умение общаться с разными детьми. Учили распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих. Обыгрывали вместе с детьми различные ситуации из жизни, рассказов, сказок. В игровой форме предлагали различные способы разрешения конфликтных ситуаций, учили договариваться, соблюдать очерёдность, делиться игрушками, устанавливать контакты, поощряли импровизации в играх, общение друг с другом.
К концу года в младшей – средней группе количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Ребята владеют основными коммуникативными умениями, стараются пользоваться формами речевого этикета. Но есть и такие дети, которые не владеют формами объяснительной речи, затрудняются в построении предложений, что связано с их индивидуальными и национальными особенностями. Работа по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» проводилась в организованной образовательной деятельности, и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных игровых ситуаций, помогли детям освоить опыт поведения и доброжелательное отношение к сверстникам и близким взрослым. Это - организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых. Дети средней группы: неплохо ориентируются в правилах культуры поведения, владеют разными формами и способами культурного поведения; умеют самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умеют действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого. Ребята хорошо воспринимают эмоциональные состояния другого человека, способны оказывать действенную или словесную помощь. Но оказание помощи взрослому или ребенку носит ситуативный характер, зависит от настроения.
Испытывают затруднения в умении объединять несколько игровых действий в единую игру, не имеют представления о театральных профессиях. Анализ результатов раздела «Труд» показал, что во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика .Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости, добросовестности. Ребята среднего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице в природе, в общении с незнакомыми людьми. Дети имеют представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Результаты педагогической диагностики занесены в таблицы:
Вторая младшая группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность | 9% | 64% | 27% | 75% Средний показатель 37, 5% | ||||
Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях | 24% | 59% | 17% | |||||
Формирование элементарных математических представлений | 36% | 48% | 16% |
Средняя группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность | 18% | 47% | 35% | 76% Средний показатель 38% | ||||
Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях | 48% | 36% | 16% | |||||
Формирование элементарных математических представлений | 37% | 44% | 19% |
Во второй младшей группе проводились занятия по ФЭМП преимущественно в игровой форме, что, несомненно, привело к положительным результатам. В течение года проводилась работа на развитие представлений о количественной характеристике числа, знакомству детей с различными способами и единицами измерений, формированию представления о геометрических фигурах. Развивали пространственные и временные представления, создавали условия для развития умственных действий. На занятиях и в свободной деятельности развивали элементарные представления ,дети знают и называют знакомые им предметы, практически все могут выделить признаки. В следующем учебном году хочется обогатить познавательную сферу развития, пополнив уголки природы новыми разнообразными материалами и уделить особое внимание таким формам занятий как наблюдение. Уделить особое внимание формированию навыков экспериментирования в природе, обеспечению условий для развития понимания взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов.
В среднем возрасте занятия по ФЭМП проводились в игровой форме. Дети различают из каких частей составлена группа предметов, умеют считать до 5, сравнивают количество предметов путем счета, умеют пользоваться приемами сравнения, различают геометрические фигуры. Испытывают затруднения в определении положения предмета и частей суток. По ФЦКМ называют признаки предметов и их количество, называют домашних и диких животных (какую пользу они приносят), различают некоторые виды растений; знают, но не все соблюдают правила поведения в природе.
Раздел по развитию продуктивной деятельности (конструирование) показал достаточно низкий процент усвоения программного материала в связи с тем, что на занятиях мало использовались игры, связанные с моделированием, изучением деталей конструктора, использование их с учетом конструктивных свойств. Воспитанники среднего возраста плохо владеют умением анализировать постройки, измерять их. Мало уделялось внимания конструированию из бумаги. В следующем учебном году необходимо провести работу по планированию и внедрению этого раздела.
Образовательная область «Речевое развитие»
Результаты педагогической диагностики занесены в таблицы:
Вторая младшая группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи | 42% | 37% | 21% | 79% СП 39,5% |
Средняя группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи | 41% | 48% | 11% | 89% СП 44,5% |
Диагностика образовательной области «Речевое развитие» показала, что у всех детей словарь увеличился в количественном и качественном отношении. Предметный словарь соответствует возрастной норме. В речи детей появились обобщающие понятия: транспорт, мебель, время года, профессии и т. д. Дети научились использовать в речи предлоги, правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. Но есть дети, которые затрудняются в подборе синонимов, антонимов, не могут объяснить значение многозначных слов. Есть дети, у которых остались грамматизмы – ошибки в падежных окончаниях, в согласовании числительных с существительными в роде, числе. Не все дети говорят точно, четко и громко. В течение года уделялось большое внимание развитию связной речи. В результате чего дети стали лучше пересказывать, составлять рассказы по предметной картине, по сюжетной картине, из личного опыта. При составлении рассказов по серии картин, некоторые дети затрудняются в установлении причинно-следственных отношений, не могут разложить картины по порядку. Наибольшие трудности у детей среднего дошкольного возраста возникла по разделу «Звуковая культура речи»: не у всех детей достаточно развит речевой аппарат. С родителями было проведено родительское собрание и даны рекомендации по занятиям с логопедом. В следующем учебном году работу необходимо продолжить.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Результаты педагогической диагностики занесены в таблицы: Вторая младшая группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Рисование (изобразительная деятельность) | 41% | 45% | 14% | 84% Средний показатель42% | ||||
Лепка | 27% | 64% | 8% | |||||
Аппликация | 45% | 45% | 10% | |||||
Музыкальная деятельность | 37% | 43% | 20% |
Средняя группа
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
Рисование (изобразительная деятельность) | 48% | 36% | 16% | 85% Средний показатель 42,5% | ||||
Лепка | 47% | 43% | 10% | |||||
Аппликация | 41% | 43% | 16% | |||||
Музыкальная деятельность | 38% | 43% | 19% |
Анализируя художественно - эстетическое развитие детей, хочется отметить неплохие результаты. В течение года проводились тематические выставки рисунков. Привлекались родители к совместному творчеству. На занятиях обращали внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков в окружающем мире.
Дети второй младшей группы научились создавать изображения из готовых фигур, изображать предметы на листе бумаги простые по композиции; практически все умеют лепить предметы, состоящие из частей. Но, есть дети, которые испытывают сложности в раскатывании комочка круговыми движениями ладоней; затрудняются подбирать цвета и не умеют правильно пользоваться красками и кистью.
Воспитанники средней группы умеют передавать несложный сюжет, создавать образы некоторых предметов и игрушек. Но, не все дети средней группы хорошо владеют ножницами и вырезают круг из квадрата, плавно срезать и закруглять углы. Есть сложности в составлении узоров из растительных форм. Над всеми недочетами необходимо работать в следующем учебном году.
В течение года знакомили детей со средствами выразительности театрального искусства и выразительными средствами музыки.
Оценка динамики развития воспитанников
Сравнительный анализ на конец учебного года
во второй младшей группе
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы средний показатель | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
ОО«Физическое развитие» | 44% | 42% | 14% | 43% | ||||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 26% | 57% | 17% | 42,5% | ||||
ОО «Познавательное развитие» | 24% | 49% | 27% | 37,5% | ||||
ОО «Речевое развитие» | 42% | 37% | 21% | 39,5% | ||||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 40% | 44% | 16% | 42% |
Сравнительный анализ на конец учебного года
в средней группе
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | ||||||
высокий | средний | низкий | ||||||
Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г | Н.г. | К.г. | |
ОО«Физическое развитие» | 42% | 47% | 11% | 44,5% | ||||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 51% | 36% | 13% | 43,5% | ||||
ОО «Познавательное развитие» | 35% | 41% | 24% | 38% | ||||
ОО «Речевое развитие» | 41% | 48% | 11% | 44,5% | ||||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 39% | 44% | 17% | 42,5% |
Диагностика проводилась в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад» пгт.Изъяю (вторая младшая - средняя группа). Проводилась в конце учебного года. Для каждой образовательной области определены критерии оценки, качества освоения материала детьми на конец учебного года. Усвоение программного материала определялось по трехуровневой системе:
-ребенок самостоятельно справляется с заданием - высокий уровень;
-ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого – средний уровень;
- ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого или не справляется вовсе –низкий уровень.
Диагностика не требует проведения специального исследования или выполнения контрольных заданий. Оценка успешности усвоения программного материала происходит в результате наблюдений за воспитанниками во время НОД и их свободной деятельности. Все данные заносятся в таблицу. Определение показателей выполнения программных требований, оформление сравнительных таблиц позволяет сравнивать успехи или недочеты в работе, оценивать результаты по каждой области и разделу программы.
По результатам сравнительной диагностики видно, что процентные соотношения по выполнению программного материала на конец учебного года значительно выросли. Самые высокие результаты во второй младшей группе отражены по ОО: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; самые высокие результаты в средней группе отражены по ОО: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Для достижения высоких результатов диагностики использовали основную общеобразовательную программу, рабочие программы, принципы работы в соответствии с ФГОС ДО, педагогические технологии.
В течение года были проведены мероприятия с детьми. «Праздник Осени», выставка работ и поделок «Что нам Осень подарила», «День матери», выставка новогодних поделок, утренник «Новый Год», «Мы будущие олимпийские чемпионы». Воспитанники группы принимали участие в проектах «История новогодней игрушки», «Береги природу от пожаров», проекте по музыкальной деятельности по теме театрализованная деятельность в ДОУ, а так же приняли участие в конкурсе рисунков к 23 февраля и получили сертификаты как участники.
Ко Дню защитника отечества в группе был проведен конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые». Вместе с родителями дети принимали участие в спортивном празднике «Папа, мама, я - спортивная семья».
К 8 Марта был подготовлен и проведен утренник, где дети поздравили своих мам и бабушек подарками, сделанные своими руками.
Ко Дню космонавтики в ДОУ было проведено познавательное занятие, где ребята стали активными слушателями и участниками конкурсов.
Весной интересно прошел праздник с участием малышей из первой младшей группы.
Ко Дню победы была организована выставка рисунков и поделок. Дети своими руками приготовили памятные подарки для своих близких.
Для определения уровня развития воспитанников на основе диагностики были выявлены дети с разным уровнем освоения программного материала:
Вторая младшая группа: Средняя группа:
В-3 детей-27% В-2 детей-23%
С-6 детей-55% С-6 детей-67%
Н-2 детей-18% Н-1 ребенок-10%
Выявленные проблемы: недостаточная оснащенность физкультурного зала и физкультурной площадки современным оборудованием , слабая развивающая среда в группе, (причина - отсутствие финансирования), недостаточное освоение некоторыми детьми разделов программы (причины: индивидуальные возможности и особенности детей; низкая посещаемость некоторых детей по разным причинам). Таким образом, можно сделать вывод: работа по реализации задач программного материала ведется на достаточном уровне, созданы необходимые условия для проявления познавательной, творческой активности и инициативности детей. Но, к сожалению, по результатам мониторинга видно, что не все дети осваивают образовательный материал на достаточном уровне, остаются проблемы по развитию познавательной и речевой активности. В новом учебном году необходимо искать новые методы педагогической работы и, особенно, сделать упор в разделах «Звуковая культура речи», «Конструктивная деятельность»; определить новые подходы и методы в работе с родителями по повышению посещаемости воспитанников и предупреждению (профилактике) заболеваемости детей.
Осуществление приоритетного направления
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на конец года
Разделы программы | Уровни освоения детьми программных задач | Уровень выполнения программы | |||||
высокий | средний | низкий | |||||
2 мл | Ср | 2 мл | Ср | 2 мл | Ср | Вторая младшая –ср.показатель-47,5% Средняя группа – ср.показатель -50% | |
Образ Я | 50% | 67% | 10% | 33% | 5% | - | |
Семья | 91% | 66% | 9% | 34% | - | - | |
Детский сад | 27% | 33% | 63% | 67% | 10% | - | |
Родная страна | 32% | 27% | 64% | 73% | 4% | - |
Основная цель данного направления - формировать у детей младшего, среднего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Коми края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. По результатам диагностики выявлено, что низкий уровень по усвоению разделов программы в данном направлении присутствует во второй младшей группе, т.к. диагностировался ребенок не посещающий детский сад, практически, в течение всего года.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников
Родители выступают как основные заказчики системы дошкольного образования, поэтому важно взаимодействие двух социальных институтов: семьи и детского сада для функционирования дошкольного учреждения для поддержания его конкурентной способности. Каждый год весь коллектив нашего сада ищет новые, оптимальные пути взаимодействия с семьёй, оставляя наиболее действенные формы и технологии, а те, которые не зарекомендовали себя, стараемся использовать реже. ФГОС одной из приоритетных задач ставит обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также рекомендует вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, что дает нам поиск новых форм сотрудничества и взаимодействия.
Основные направления в работе с родителями в 2015-2016 году:
- Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и образования.
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Формы работы с родителями:
Совместные мероприятия педагогов и родителей: Родительские собрания (как традиционные так и инновационные формы); консультации; помощь в ремонте групп.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: КВН – викторины; совместное творчество; праздники и развлечения; итоговые открытые мероприятия с участием детей с приглашением родителей; выпуск газет; проектная деятельность; соревнования; участие в организации экскурсий и походов, встречи с интересными людьми.
Индивидуальные: беседы; консультации; буклеты и брошюры; выполнение индивидуальных поручений (помощь в ремонте игрушек, оборудования).
Наглядно–информационные: информационно – просветительская работа (ознакомление родителей с особенностями ДОУ, с событиями, с нормативными и иными документами): стенды, уголки, выставки:
- информационно – аналитические: (опросы, срезы, анкетирование)
- предоставление информации посредством ЭОР: (сайт ДОУ)
За год было проведено 3 групповых родительских собрания. Вся наглядная и электронная информация обновлялась своевременно и была доступна родителям постоянно. Также, при участии родителей было проведено осеннее развлечение с организацией выставки поделок из природного материала; праздник «День матери» с организацией выставки поделок по теме «Рукоделие»; новогодний утренник с организацией выставки новогодней игрушки; спортивно-музыкальный праздник ко Дню защитника Отечества, праздничное мероприятие, посвященное международному Женскому Дню, обрядовые развлечения,«Пасха», весеннее развлечение, праздничное мероприятие ко Дню Победы и выступление на выпускном мероприятии в ДОУ.
Таким образом, работа с родителями проводилась регулярно, систематически. В ДОУ уделяется большое внимание вопросу взаимодействия педагогического коллектива и родителей, в том числе, вновь поступающих детей: консультирование по организации пребывания ребенка в детском саду, по вопросам адаптации и подготовки ребенка к поступлению в детский сад; оздоровления и закаливания; самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, по развитию и образованию ребенка по всем направлениям развития. В течение года с родителями проводились различные консультации по организации совместной деятельности дома, по режиму дня в выходные и праздничные дни, давались рекомендации посещений различных мероприятий. В ДОУ ежемесячно проводились консультации и беседы по актуальным вопросам воспитания, некоторые родители принимали участие в различных мероприятиях, конкурсах и выставках, оказывали помощь саду. Но по-прежнему остаются проблемы: некоторые родители (по разным причинам) неохотно посещают родительские собрания, а также не участвуют в общественной жизни ДОУ.
Организация предметно-развивающей среды
В течение года ( по возможности обновлялась) предметно-развивающая среда в группе. Созданы зоны познавательного и речевого пространства, подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие детей, согласно их возрастным особенностям. В нашей группе детям уютно, комфортно. Наша работа начинается с утреннего приема детей, который осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для одежды. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, специально отведенное место для детского творчества.
Наличие учебной (интеллектуальной), игровой (творческой), бытовой зон и зоны отдыха позволяют использовать помещение группы наилучшим образом. Магнитная доска находится на уровне глаз детей, что позволяет им самостоятельно на ней работать.
Уголок изобразительной деятельности и уголок чтения способствует развитию творческого потенциала детей, интереса к изобразительной деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина и т.д.
Работы детей мы размещаем в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества.
Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведенных для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещен в игровой зоне, так как свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть.
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь мы создаем условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. Также оформлен календарь природы, где воспитанники могут самостоятельно модулировать календарь. Здесь же дети имеют возможность играть в дидактические игры, настольно-печатные, имеются игрушки домашних и диких животных, морских обитателей. Рассматривают книги и энциклопедии по окружающему миру.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами и другими играми, игрушками и пособиями. В спортивном уголке дети самостоятельно играют со спортивным оборудованием- мячами, кеглями, шарами, скакалками, строят из мягкого модуля постройки и используют его для двигательной и игровой деятельности.
Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха. В спальне находятся кровати для дневного сна. Таким образом, в нашей группе мы пытаемся создать условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства.
Но наряду с успехами и достижениями по данному направлению обнаруживается ряд проблем:
- Игровое оборудование в группах не в полной мере соответствует программе и требованиям ФГОС, из-за полного отсутствия финансирования данной статьи. Силами родителей мы не можем справиться с этой проблемой, так как, во-первых, не имеем права на сбор средств на это, а во-вторых, у подавляющего большинства родителей низкий доход;
- современные дети очень «компьютеризированы», и проблема развития естественной игры существует, мы думаем, не только в нашем саду. Об этой глобальной проблеме пишут по всей стране, и поэтому нашему коллективу нужно продолжать поиск новых методов и подходов к развитию игровой деятельности не только в саду, но и в семье, то есть - активно работать с родителями.
Анализ выполнения учебного плана
Группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Итого: % выполнение программы | ||
| Вид деятельности | ||||
Познавательное развитие | 36 НОД 18 НОД 18 НОД | 36 НОД 18 НОД 18 НОД | 100% 100% | ||
Формирование элементарных математических представлений Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях | |||||
Социально-коммуникативное развитие | 36 НОД | 36 НОД | 100% | ||
Речевое развитие | 36 НОД | 36 НОД | 100% | ||
Физическое развитие | 108 НОД | 108 НОД | 100% | ||
Художественно-эстетическое развитие Рисование Лепка Аппликация Музыка | 36 НОД 18 НОД 18 НОД 72 НОД | 36 НОД 18 НОД 18 НОД 72 НОД | 100% | ||
Вариативная часть (модульная) приоритетное направление | 100% |
Общий уровень реализации ООП во второй младшей группе МДОУ «Детский сад» пгт.Изъяю за 2015-2016 учебный год - 100 %.
Общий уровень реализации ООП в средней группе МДОУ «Детский сад» пгт.Изъяю за 2015-2016 учебный год - 100 %.
Общий уровень усвоения программы во второй младшей группе МДОУ «Детский сад» пгт.Изъяю – 81,4 %
Общий уровень усвоения программы в средней группе МДОУ «Детский сад» пгт.Изъяю – 85,2 %
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития старшей группы на 2017–2018 учебный год
Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса и детского развития на 2017–2018 учебный годДата проведения: сентябрь 2017 г. - май 2018г.Подготовила: Сафиуллина Х.М. ...
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей второй младшей группы №3 «Подсолнушек»
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей второй младшей группы №3 «Подсолнушек»...
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга во второй младшей группе «Мальвина» 2021 – 2022 учебный год
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга во второй младшей группе «Мальвина»2021 – 2022 учебный год...
Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга детей второй младшей группы за 2018-2019 учебный год
Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 3-4 лет планируемых итоговых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у...
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей второй младшей группы № 14 на конец 2021-2022 учебного года
В течение года проводилась работа, направленная на повышение качества усвоения программы детьми: применение проектного метода в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса, ...
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга во второй младшей группе «Снежинка»
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга...
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга во второй младшей группе Nº4 «СВЕТЛЯЧОК» 2023-2024 учебный год
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга во второй младшей группе Nº4 «СВЕТЛЯЧОК»2023-2024 учебный годВоспитательно-образовательная работа во второй младшей гр...