Нравственное становление личности детей дошкольного возраста.
статья на тему

Шаповалова Валентина Петровна

Материал  о нравственном воспитании  детей дошкольного возраста(из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно- оздоровительного  развития воспитанников  №24 «Искорки»

 

Нравственное становление личности детей дошкольного возраста. 

                                                 Подготовила воспитатель высшей категории

                                                     Шаповалова Валентина Петровна

 

Г. Зеленогорск  

Жизнь человека-это его отношение к другим людям, животным, природе. С ними  связано главное содержание  психической, внутренней жизни. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и, прежде всего, его   нравственного  развития. Этот  первый  опыт во многом определяет  особенности  самосознания  человека, его  отношение к миру, его поведение,  самочувствие  среди людей.

Тема нравственного становления личности  чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных явлений среди молодёжи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость, наркомания и пр.) могут иметь свои истоки ещё в дошкольном детстве. Среди детей – дошкольников в настоящий период наблюдается много детей, отличающихся повышенной активностью, агрессивностью, неумением вести себя в обществе.

                     Проработав   много  лет  в детском  саду, я поняла, что всё, что с ранних лет войдёт в  сердце ребёнка как самое дорогое, останется на всю жизнь. От того, какие навыки  культурного поведения, социально-общественные качества будут привиты  ребёнку, будет зависеть  то, каким он станет человеком.    Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо помочь им научиться уважать себя и окружающий мир. А такое становится возможным  только тогда, когда освоена культура: культура поведения, культура общения,  культура деятельности и т. д.

                    Поскольку  само  предназначение дошкольного возраста  заключается в становлении базовых характеристик  личности ребёнка- самооценки, нравственных ценностей, коммуникативных ценностей и социально-психических особенностей, то работу нужно начинать как можно раньше.    С раннего детства необходимо воспитывать у  детей чувство любви  к самому себе, к родителям, к Родине, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические  качества.

В основе новых современных технологий лежит индивидуальный подход к ребёнку.  Индивидуальный подход-это принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребёнка, поддержка его потребностей  и интересов, ориентация  педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных  возможностей.   Всю воспитательно-образовательную работу строю на основе создания дифференцированных вариативных программ, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития  каждого ребёнка.

                     С целью  сбора информации о различных  аспектах  развития личности: социальном, эмоциональном, коммуникативном, личностном, ежегодно провожу диагностику детей. Наблюдаю за детьми во время занятий, свободных игр, за поведением во время прогулки, за особенностями их общения между собой и с взрослыми, отмечаю возникающие проблемы, состояние заинтересованности или скуки, увлечения или отстранённости, поведения в ситуации конфликта. Обращаю  внимание на достижения детей и их реакцию на похвалу. Все эти данные помогают  мне не только сделать вывод об уровне развития детей, об  имеющихся  у  них потенциальных возможностях, которые  детьми пока не использованы. На основе результатов собственных наблюдений, рекомендаций специалистов детского сада, анкетирования родителей составляю обобщённый  индивидуальный профиль социально - нравственного развития  каждого ребёнка, который оформляется в виде индивидуальной карты (таблица 1).Данная карта помогает определить уровень актуального развития ребёнка, наметить перспективы развития, отследить динамику.

                     На основе индивидуальных карт я имею возможность сделать общий сравнительный анализ развития нравственной культуры детей на начало младшей группы и в конце подготовительной.

                       Работать над воспитанием нравственной культуры детей начинаю с младшего дошкольного возраста. Считаю, что в данном возрасте в  формировании культурной личности большое значение имеет  приобретение привычек. Недаром народная мудрость гласит: «Посеешь привычку - пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Воспитание привычек надо начинать с самого доступного, конкретного и видимого - с внешних форм поведения, которые ребёнок усваивает, прежде всего, по подражанию. Основную опору делаю на игровые и словесные методы. Так как ребёнок развивается на примере,  образце,  во все виды детской деятельности  включаю элементы игр, затрагивающих аспекты нравственного воспитания. Уже в младшей группе дети с удовольствием принимают участие в организованных мною «нравственных уроках» (в содержание «уроков» вводятся разнообразные игры,  небольшие беседы - диалоги на нравственные темы, инсценировки, чтение  художественных произведений и т.д.).

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Игры наполняют всё пространство пребывания ребёнка в детском саду.  В дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх дети учатся общаться, с помощью игр закрепляются полезные привычки. Например, в игре «Не хочу быть похожим» (в гости приходит кукла- грязнуля), дети не только рассказывают для чего и как нужно мыть руки, но и упражняются, показывая как это правильно делается.  Чтобы научить детей правильному поведению за столом: умению обращаться с просьбой, благодарить, пользоваться столовыми приборами, использую игры: «Научим Чебурашку сервировать стол»,  «Пришли гости», «В гостях у медвежонка» и др. Освоив  умение сервировать стол, дети помогают младшему воспитателю накрывать столы как при подготовке к обеду, так и для прихода гостей (родителей, детей другой группы).

                     В подвижной игре  «Светофор» дети знакомятся с правилами  поведения на улице. Играя в сюжетно - ролевые игры «Едем в гости на машине», «Путешествие на автобусе», дети не только знакомятся с профессиями взрослых, но и упражняются в умении правильно вести себя в общественном транспорте.

                        Для воспитания у детей чувства отзывчивости доброжелательности     использую организацию  проблемных ситуаций, которые на первом этапе сама разыгрываю перед детьми с помощью игрушек. Например: «Миша упал» (медвежонок шёл, споткнулся и упал - реакция детей). 

                        В дальнейшем (среднем, старшем дошкольном возрасте) дети самостоятельно включаются в инсценирование различных ситуаций из жизни группы, обыгрывание мультфильмов, художественных произведений. Обыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций подводит детей к умению конструктивно вести себя в конфликтной ситуации, пониманию своих и чужих поступков. Когда понятия «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо» воспринимаются уже осмысленно, добиваюсь, чтобы дети придерживались основных правил поведения, как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие.

                        Закреплению привычек, культуры общения способствует применение в практике работы упражнений и тренингов, где дети учатся самокритично  относиться  к своим достоинствам и недостаткам («Мои достоинства и недостатки», «Каким я хочу быть» и другие). Дети учатся объяснять, какие навыки и умения помогают им в жизни, а какие мешают, как  и что нужно сделать, чтобы избавиться от того или иного недостатка.  В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием участвуют в игре - проекте «Клуб рыцарей и принцесс». Мальчики изучают рыцарский этикет, девочки учатся быть женственными, нежными.

Ежедневно (не менее 15 минут в день) читаем с детьми художественные произведения, рассматриваем иллюстрации. Дети на примерах любимых героев познают, что такое хорошо и что такое плохо. Например, поучительно, полезно и интересно для детей знакомое всем с детства произведение К. Чуковского «Мойдодыр». Знакомятся дети с пословицами, поговорками  («Видно неряху по грязной рубахе»), которые позволяют детям более конкретно рассмотреть проблему и самим определить как лучше для них: быть аккуратным или неопрятным. Художественные произведения помогают детям стать самостоятельными. Так после чтения и анализа рассказа «Как  Маша стала большой», дети сформулировали для себя правило: «Всё, что можешь – делай сам!».

Очень часто, особенно в младшем возрасте, дети ссорятся  из-за игрушек. Чтобы этого не происходило, для воспитания начал дружеских взаимоотношений, в группе стали традиционными такие мероприятия как  «Утро радостных встреч», «Праздник любимой игрушки». В день, когда объявлен праздник, ярко украшается группа,  дети приносят свои   игрушки, которые предлагают для игры всем детям.

Большое значение в формировании нравственных качеств отвожу трудовой деятельности. Трудовая деятельность  особенно важна в нравственном становлении личности. В труде формируются такие важные качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность, дисциплинированность. Участие ребёнка в делах старших интересно для него, создаёт в нём ощущение взрослости, своей пользы и причастности к заботам взрослых. Работая на огороде, привлекаю детей к посадке овощей. Вместе разбиваем цветник. Осенью дети с удовольствием помогают  дворнику убирать  листья, зимой разметают дорожки, лепят снежные постройки, собирают снег для горки. Главным моментом считаю необходимость обратить внимание детей на  результат собственного труда. Результаты труда имеют большое воспитательное значение: они приносят радость, удовлетворение от проделанной работы: убрали  в игровом уголке, и там стало приятно играть; посыпали дорожки в цветнике песком – не испачкаемся, когда будем поливать цветы. «Если долго мучиться – что – нибудь  получится» - стало нашим правилом при организации всех  полезных дел. Объясняю детям, что  если работать  вместе - быстрее сделаешь. Если работаешь дружно - веселее  работается. И вновь в жизнь детей вводятся правила: «Тебе помогли - поблагодари», «Сделал сам - помоги другому».   Экологическая тропа, созданная на территории детского сада привлекает внимание детей в течение всего года. С интересом дети ведут наблюдения за природными объектами, делают выводы, зарисовывают в альбом, составляют рассказы и сказки.

Нравственное воспитание невозможно без воспитания любви к своей Родине. Чувство Родины у ребёнка начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Как ни велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад, школу. Гуляя с ребятами по улицам, обращаю внимание на чистоту, ухоженные газоны с цветами, красивые дома. Каждому ребёнку стараюсь донести до сознания мысль: всё, что окружает тебя -  всё  это твоё, моё, наше  и всё это надо беречь. Осознание этого не только предостерегает ребёнка от эгоистического, потребительского отношения к родному городу, но и помогает становиться созидателем и хранителем всех богатств. Постепенно начинаю вводить детей в мир народной культуры, знакомить с традициями русского народа, прошлым и настоящим нашей страны. Стараюсь воспитывать детей на конкретных  примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. С этой целью включаю сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Дети узнают  о прошлом России, о быте, занятиях русичей в те далёкие времена, рассматривают иллюстрации, старинные вещи. Они знакомятся с одеждой бедных и богатых людей прошлого, сравнивают   современную одежду с той, что носили наши предки. С удовольствием рисуют красивые платья для кукол, украшают  их аппликацией, используя элементы русских узоров. Дети принимали активное участие в конкурсном проекте на базе детского сада «Русская  горница». Оформили в группе уголок, где поместили настоящие старорусские вещи, собранные с помощью родителей: кровать со старинным убранством, икону, рушники, старинную посуду, прялку, ухват, крынку, рубель и т.д. На стене висел ковёр старинной работы, а на полу - домотканые дорожки. По итогам проекта группа заняла первое место. В горницу на экскурсию приходили дети из других групп. В качестве экскурсоводов выступали сами ребята. Здесь же в горнице организовывали посиделки, сюжетно-ролевые игр.

                     Условием  успешного развития  ребёнка является сохранение и укрепление его физического и психического здоровья. Знания ребёнка о собственном теле, о том, как помочь своему организму, считаю главными для развития нравственной культуры личности. Одним из важных параметров является соблюдение режима в детском саду и дома. Выполнение режима не только укрепляет  здоровье ребёнка, но и воспитывает такие необходимые качества, как организованность, дисциплинированность, умение подчинять свои желания требованиям окружающей жизни. Последовательное и систематическое участие ребёнка в различных видах деятельности способствует выработке  у него устойчивых трудовых, учебных, культурных навыков. Занятия физической культурой,  использование физминуток, релаксационных пауз в течение дня, посещение бассейна  помогают формировать у детей культуру движений, воспитывать понимание важности здорового образа жизни и интереса к спорту,  совершенствовать различные физические навыки. Чтобы расширить представления детей о своём теле, его проблемах и взаимодействии с внешним миром, научить ухаживать за  собой, кроме «нравственных уроков» организую для детей  «валеологические уроки». Для более близкого знакомства со спортом, понимания детьми важности занятий спортом провожу «олимпийские уроки». Содержание этих уроков может быть  различным: беседы, дидактические игры, спортивные соревнования, спектакли о спорте,  походы, чтение художественных произведений  о спорте, здоровом образе жизни. Важно то, что такие «уроки» проводятся в системе - не менее 1 раза в неделю. Знания, полученные детьми на таких занятиях, активно переносятся в повседневную жизнь детей. Например, чтобы выработать привычку сохранять правильную осанку, читали с детьми сказку «Волшебное колечко». Спасая своих детей от заклятия Бабы – Яги (чем больше будете писать, тем сильнее сгорбится спина), мама сшила тряпичные колечки и подарила детям. Рассказала им, что нужно класть колечки на голову. Если колечки не упадут, то спина будет ровной и заклятие Бабы – Яги не сбудется. Такие волшебные колечки появились и у наших ребят. Дети с удовольствием носят их на голове, показывают, какая у них прямая спина. Придумали игры с колечками: «Кто быстрее пронесёт мяч» (мяч лежит в колечке), « Кто присядет с колечком и не уронит его», « Чья команда быстрее соберёт цепочку» и другие.

        Таким образом, используя разнообразные формы, методы, средства, придерживаясь принципов доступности, последовательности и систематичности, я решаю задачи развития нравственной культуры моих воспитанников.

Специалисты школы отмечают, что у детей высоко развиты такие качества как самостоятельность, инициативность, умение слушать и слышать, анализировать собственную деятельность и самостоятельно делать выводы. Самое главное, что касается результатов моей деятельности, это умение детей вести себя в обществе, высоко сформированные коммуникативные навыки, глубокие знания об окружающем мире, семье и Родине, природных объектах и явлениях.

 

Индивидуальная карта социально – нравственного развития ребёнка.

Обозначения: + младший возраст;  +  средний возраст;  +  старший возраст

Ф.И. ребёнка: Цыбулаева Алёна

                                                                 2      1     0      -1    -2

                                                               Культура общения

  • легко идёт на контакт с взрослыми
  • откликается на просьбу взрослого
  • часто взаимодействует со сверстниками

  • легко устанавливает дружеские взаимоотношения

  • умеет разрешать конфликты

+++

++

+

+

+

+

++

+

+

+

+

  • избегает контакта с взрослым
  • не реагирует на просьбы взрослого
  • избегает взаимодействия со сверстниками
  • не умеет устанавливать дружеские взаимоотношения
  • не умеет решать конфликтные ситуации

                                                               Культура поведения

  • редко вступает в конфликт с детьми и взрослыми
  • не проявляет агрессивных действий
  • соблюдает правила поведения во время приёма пищи и на занятиях
  • способен жертвовать своими интересами ради других

  • всегда вежлив с детьми и взрослыми

+

++

+

+

+

++

+

++

++

+

+

  • часто конфликтует с детьми и взрослыми
  • проявляет агрессию к детям
  • не соблюдает правила поведения

  • не способен жертвовать собственными интересами
  • часто бывает невежлив с детьми и взрослыми

                               Познавательный интерес к окружающему миру

  • не причиняет вреда растениям и животным

  • знает местные традиции и праздники

  • знает о жизни, местах и людях за пределами детского сада (города, страны)

  • знает виды трудовой деятельности взрослых

  • способен обобщать и систематизировать полученную информацию

+

+

+

++

+

+

+

+

+

++

+

+

+

  • может причинять вред растениям и животным
  • не знает местных традиций и праздников
  • не знает о жизни, местах и людях за пределами детского сада (города, страны)
  • не разбирается в трудовой деятельности взрослых
  • не в состоянии обобщить собственные знания

                                                              Культура деятельности

  • умеет обращаться с игрушками, книгами, личными вещами

  • умеет готовиться к предстоящей деятельности

  • умеет поддержать общий замысел в коллективной деятельности
  • планирует последовательность выполнения действий, доводит до конца

  • умеет действовать по правилам

+

++

++

+

++

+

++

+

+

+

+

  • не умеет обращаться с игрушками, книгами, вещами
  • не умеет готовиться к предстоящей деятельности
  • не соблюдает общий замысел в коллективной деятельности
  • не может планировать последовательность выполнения действий, не доводит дело до конца
  • не подчиняется правилам

                                                Приобщение к здоровому образу жизни

  • владеет культурно – гигиеническими навыками

  • знает о себе, своём теле, правила ухода

  • хорошо знает и выполняет режим дня

  • знает о пользе занятий спортом

  • с желанием занимается физической культурой

++

+

+

+

++

+

+

++

+

+

+

+

  • не владеет культурно – гигиеническими навыками
  • не знает о своём теле и правилах ухода за ним

  • с трудом выполняет режим дня

  • не понимает пользы занятий спортом

  • без желания занимается физической культурой


Используемая литература:

  1. Антонов Ю.Е «Как научить детей любить Родину» - Москва «АРКТИ», 2003г.
  2. Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» - Москва «АРКТИ», 2003г.
  3. Горькова Л.Г.«Занятия физической культурой в ДОУ» - Москва «5   за знания». 2005 г.
  4. Данилина Г.Н «Дошкольнику об истории и культуре России» - Москва «АРКТИ», 2003 г.
  5. Каиров И.А. «Азбука нравственного воспитания» - Москва  «Просвещение», 1975 г.
  6. Ковалёва Г.А. «Воспитывая маленького гражданина» - Москва «АРКТИ»,2004 г.
  7. Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника» - Москва «ВЛАДОС», 2003 г.
  8. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»  - Москва «ВЛАДОС», 2003 г.
  9. Островская Л.Ф. « Беседы с родителями о нравственном воспитании                   дошкольника» - Москва «Просвещение», 1987 г.
  10. Семенака С.И. «Уроки добра» - Москва «АРКТИ»,  2002 г.
  11. Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки» - Москва «Прометей», 2001 г.
  12. Щербак А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении» - Москва «ВЛАДОС», 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

Сегодня учеными уже доказано, насколько состояние всего нашего глобального мира напрямую зависит от уровня духовности и нравственности людей. Когда мы говорим о «духовности», «духовном развитии», гово...

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

Презентация. Гражданское становление личности детей дошкольного возраста.

Гражданское становление личности детей дошкольного возраста....

Презентация на тему «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста»

Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра...

Журнал самообразования Тема: "Игра, как способ становления личности детей дошкольного возраста"

Журнал самообразования Тема: "Игра, как способ становления личности детей дошкольного возраста"...

Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это иск...