Проект рабочей программы секции "Эксперименташки"
рабочая программа (старшая группа) на тему

ПРОЕКТ

 РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

секции  «Эксперименташки»

районного  научного общества

дошкольников и младших школьников

«Академия детства»

 

 

(направление: познавательно-исследовательское)

 

  Цель программы – способствовать развитию у одаренных  детей интеллектуальных и творческо-конструктивных способностей, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности деятельности.

Цель конкретизируется следующими задачами:

1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах детского экспериментирования и конструирования.

2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3. Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей детей, их воображения и духовного мира.

4. Поддержание у детей инициативы, пытливости и самостоятельности.

5. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающему миру.

6. Развитие навыков и умений проводить простейшие измерения и манипуляции с приборами, веществами и предметами.

7. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству.

8. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

9. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада, семьи и школы в популяризации детского экспериментирования.

10. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rabochey_progammy_sektsii_eksperimentashki_6.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное                                                                                                Утверждаю

 образовательное  учреждение  детский  сад                                                                                              зав. МБДОУ ДС №40

 общеразвивающего  вида  с  приоритетным  о                                                                                          ________Т.В.Дианова

существлением  деятельности  по  физическому                                                                                      

 развитию  детей  № 40»  Кораблик»

 г. Николаевска-на-  Амуре  

ПРОЕКТ

 РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

секции  «Эксперименташки»

районного  научного общества

дошкольников и младших школьников

«Академия детства»

(направление: познавательно-исследовательское)

Авторы: Е.Ю.Ерохина Н.Л.Казначеева

Руководитель секции: Е.Ю.Ерохина

                                

Николаевск-на-Амуре, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ……………………………………………………

2. Тематический план и содержание деятельности секции РНО……….…

Оценка результатов освоения программы…………………………………

Организация образовательного пространства для реализации программы секции РНО ………………………………………...................


  1. Пояснительная записка

 Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и первых педагогов - воспитателей дошкольных учреждений, как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.

Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

 Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Педагогами нашего ДОУ был проведен мониторинг детей старших групп, с целью выявления одаренности. Для более точного определения одаренности, а также исходя из наблюдений, воспитателями заполнялись  следующие  опросники: «Характеристики способностей к обучению»  (для дошкольников), «Мотивационно-личностные характеристики» (для дошкольников). Чтобы составить полную картину  о  развитии  способностей ребенка проводилось   анкетирование родителей с использованием методик: «Методика диагностики детской одаренности для родителей»,   разработанная американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером., методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа.,«Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка» Н.И. Гуткиной. В результате мониторинга было выявлено шесть одаренных детей.

 С целью создания условий, для интеллектуального развития одаренных детей, с учетом их индивидуальных особенностей, педагогами ДОУ была создана секция «Эксперименташки» и разработана рабочая программа по направлению познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

Секция «Эксперименташки» - входит в систему районного  научного общества дошкольников и младших школьников «Академия детства» г. Николаевска-на-Амуре, созданного в 2016 году.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Главное  достоинство  детского  экспериментирования  в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет, об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

         Еще одним компонентом, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умению наблюдать и экспериментировать является конструирование.

        Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

        В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

  Цель программы – способствовать развитию у одаренных  детей интеллектуальных и творческо-конструктивных способностей, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности деятельности.

Цель конкретизируется следующими задачами:

1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах детского экспериментирования и конструирования.

2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3. Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей детей, их воображения и духовного мира.

4. Поддержание у детей инициативы, пытливости и самостоятельности.

5. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающему миру.

6. Развитие навыков и умений проводить простейшие измерения и манипуляции с приборами, веществами и предметами.

7. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству.

8. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

9. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада, семьи и школы в популяризации детского экспериментирования.

10. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту научной экспериментально-исследовательской  и конструктивной деятельности, для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. В науке главной целью является производство новых знаний. В дошкольном образовании цель научно-исследовательской деятельности направлена на формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.

Научная деятельность детей в данном случае осуществляется в наиболее простых формах и направлена она на интеллектуальное развитие детей, обогащение представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения, сенсорное развитие. Под научной деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретической базы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Экспериментально-исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  •  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатом проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
  • Принцип противоречивости в содержании знаний,  получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
  • Принцип «развивающей интриги»
  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
  • Принцип  системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В  работе  секции  применяются  исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
  • Продуктивные  методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский

Общая направленность Программы (ФГОС, п. 2.4.):

  • создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
  • решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС, п. 1.6.):
  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Работа  секции РНО «Эксперименташки» предполагает совместную деятельность детей, их родителей, педагогов. Программой предусмотрено выполнение и реализация индивидуальных домашних исследовательских проектов маленьких членов РНО совместно с родителями.

Реализуемый проект,  строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностного  и  практико- ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

 * Конституция РФ, ст. 43, 72.

* Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

* Типовое положение «О дошкольном образовании»

* Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92г.   № 3266-1

* Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

* СанПиН 2.4.1.3049-13

* Устав ДОУ.

* ФГОС ДО

* Приказом управления образования администрации Николаевского муниципального района № 222 – осн.р от 26.07.2016 г. «Об организации деятельности районного научного общества детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Возраст детей:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы  -  5-6 лет

Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-6 лет,  дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы  взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития,  тем  содержательнее становится собственная активность ребенка.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается  2 этапа работы:

* 1 этап – с  детьми  5 – 6 лет;

* 2 этап – с  детьми 6 – 7 лет.

Формы  и  режим  занятий

Программа реализуется на занятиях секции «Эксперименташки». Занятия секции проводятся 1 раз  в  неделю.  

Продолжительность занятий  20-25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной и конструктивной деятельности  позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.

Структура рабочей программы состоит из         двух                 разделов:

Раздел 1. «Познавательно-исследовательская деятельность»

Раздел 2. «Конструирование - LEGO»

Ожидаемые результаты

После проведения каждого этапа работы секции предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  •  быстрое включение в активный познавательный процесс;
  •  самостоятельное  пользование  материалом;
  • постановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • самостоятельность при поиске  открытий;
  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • настойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе  её информацию об объекте

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении  проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет  результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему  самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает  их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только  по наводящим вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и  навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.

Оборудование детской мини- лаборатории и лего-мастерской:

  1. Приборы - «помощники»: микроскопы, лупы, песочные часы, лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости , наборы для проведения опытов;
  2. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  3. утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  4.  разные виды бумаги, ткани;
  5.  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  6. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
  7. наборы «Lego» разной конфигурации.

Раздел 1. «Познавательно-исследовательская деятельность»

        

 Тематический  план познавательно-исследовательской деятельности :

№ занятия

Перечень  тем:

 1 этап (5 – 6 лет):

1.

Выбор названия кружка.

Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание заниматься экспериментальной и конструктивной деятельностью.

2.

Праздник «Посвящение  в участники  РНО «Академия детства»

3.

 «Вода - основа жизни на земле»

Цель:  показать необходимость воды для всего живого на земле.

4.

Опыты: «Какого цвета вода», «Чем пахнет вода»

5.

 «Царица-водица»

Цель: Воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу. Задачи: Дать представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.- Воспитать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, любовь к природе родного края

6.

Опыт: «Вода-растворитель»

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде;  закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами

7.

  «Вода вокруг нас».

Цели: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, вкуса, вода растворитель .Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека

8.

  «Чудеса на воде. Подводное царство». Эксперимент «Поливаем».

Цель: Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое  на земле пьет воду. Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома - как пьют домашние животные

9.

  « Жизнь в воде»

Цель: Создать условия для обобщения представлений детей о реке, как       сообществе водных обитателей: растений и животных, приспосабливающихся к жизни в воде. Ознакомление с тем, что человек своей деятельностью загрязняет моря, реки : от нефти, мусора портится вода , гибнут морские животные. Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей

10.

Опыты: «Какую форму имеет вода», «Изменение объема воды»

11.

 «Проблемы загрязнения  реки Камора, Куегда, Амур»

Цель: дать представления о проблемах загрязнения рек нашего города  и их последствиях.

12.

Опыт: «Вода поднимается вверх»

13.

  «Поможем воде стать чище»

Цель:  развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.

14.

«Водоочистительная станция»

Цель: познакомить с понятием водоочистительная станция, ее значимостью, функциональностью.

15.

 Опыт: «Очистка воды угольным фильтром»

16.

Заседание РНО «Академия детства»- «Калейдоскоп идей» (презентация мини- проектов)

17.

Презентация: «Разнообразие очистительных систем для очистки воды»

18.

Опыт: «Как добыть воду для питья»

19.

Презентация: «История возникновения фильтра для воды»

     20.

Мастер-класс : «Макет водоочистительной станции»

21.

« Будь другом природе»

    Цель: обобщить и систематизировать знания детей о воде

Раздел 2. «Конструирование - LEGO»

Тематический план по конструктивной деятельности ««Lego»

№ занятия

Перечень тем:

1

«Лего-конструктор»- знакомство с деталями и способом скрепления, строительство по замыслу. Видеофильм (презентация)

2

«Сборка прямой змейки одного цвета и двух цветов» Д/и «Светофор»

3

«Строим башни двух цветов и разной высоты» Д/и «Чудесный мешочек»

4

«Заборчик двух цветов, узкие ворота» Д/и «Самый быстрый и внимательный» (закрепление формы, цвета, скрепление деталей)

5

«Широкие ворота и заборчик» Д/и «Собери по образцу»

6

«Конструируем мебель»

7

« Моделируем домашних животных по схеме: кошка, собака, лошадь.

8

«Объединение построек «Домик и домашние животные. Обыгрывание построек»

9

«Моделируем деревья по схеме: елочка, березка»

10

«Моделируем новогоднюю игрушку»

11

«Модель человека. Мальчик. Использование схем для накладывания»

12

«Модель человека. Девочка. Использование схем для накладывания»

13

«Знакомство с лего – мозаикой. Составление мозаики по схеме»

14

«Конструирование транспорта по схемам»

15

«Плоскостной домик, лесенки разной высоты» Д/и «Что изменилось»

16

«Строим город, обыгрывание построек. Выставка работ»

17

«Учимся читать схему. Конструируем  объемный домик по схеме»

18

«Конструируем водозаборную башню»

19

«Конструируем очистительный фильтр»

План работы с родителями

П/П

Задачи

Мероприятия

1.

Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности.

Родительские собрания Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Моделирование и конструирование», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных».

2.

Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование»

Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»

3.

Популяризация исследовательской активности ребенка-дошкольника.

Оформление информационного стенда «Экспериментальная деятельность дошкольника», Фотовыставка «Мы экспериментируем», Выставка работ по конструированию. Открытые занятия «Где же воздух?», «Волшебные магниты», Конкурс по lego-конструированию.

4.

Организация сотрудничества с родителями.

«Домашние задания по экспериментированию, моделированию для детей и их родителей. Создание семейного журнала «Экспериментируем и моделируем дома».

5.

Создание условий для эффективного труда воспитателей по успешному развитию экспериментальной деятельности дошкольников.

Обновление  мини-лаборатории и лего-мастерской оборудованием


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

 Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"

Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность...

проект рабочей программы учителя-логопеда

программа составлена с учетом ФГОС...

Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )

Содержание      I.Целевой раздел:1.      Пояснительная записка2.      Принципы  и  подходы  к  формирован...

Проект рабочей программы «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»

Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непос...

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...