Проект рабочей программы секции "Эксперименташки"
рабочая программа (старшая группа) на тему
ПРОЕКТ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
секции «Эксперименташки»
районного научного общества
дошкольников и младших школьников
«Академия детства»
(направление: познавательно-исследовательское)
Цель программы – способствовать развитию у одаренных детей интеллектуальных и творческо-конструктивных способностей, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности деятельности.
Цель конкретизируется следующими задачами:
1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах детского экспериментирования и конструирования.
2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3. Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей детей, их воображения и духовного мира.
4. Поддержание у детей инициативы, пытливости и самостоятельности.
5. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающему миру.
6. Развитие навыков и умений проводить простейшие измерения и манипуляции с приборами, веществами и предметами.
7. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству.
8. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
9. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада, семьи и школы в популяризации детского экспериментирования.
10. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rabochey_progammy_sektsii_eksperimentashki_6.docx | 46.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное Утверждаю
образовательное учреждение детский сад зав. МБДОУ ДС №40
общеразвивающего вида с приоритетным о ________Т.В.Дианова
существлением деятельности по физическому
развитию детей № 40» Кораблик»
г. Николаевска-на- Амуре
ПРОЕКТ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
секции «Эксперименташки»
районного научного общества
дошкольников и младших школьников
«Академия детства»
(направление: познавательно-исследовательское)
Авторы: Е.Ю.Ерохина Н.Л.Казначеева
Руководитель секции: Е.Ю.Ерохина
Николаевск-на-Амуре, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………………
2. Тематический план и содержание деятельности секции РНО……….…
Оценка результатов освоения программы…………………………………
Организация образовательного пространства для реализации программы секции РНО ………………………………………...................
- Пояснительная записка
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и первых педагогов - воспитателей дошкольных учреждений, как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Педагогами нашего ДОУ был проведен мониторинг детей старших групп, с целью выявления одаренности. Для более точного определения одаренности, а также исходя из наблюдений, воспитателями заполнялись следующие опросники: «Характеристики способностей к обучению» (для дошкольников), «Мотивационно-личностные характеристики» (для дошкольников). Чтобы составить полную картину о развитии способностей ребенка проводилось анкетирование родителей с использованием методик: «Методика диагностики детской одаренности для родителей», разработанная американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером., методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа.,«Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка» Н.И. Гуткиной. В результате мониторинга было выявлено шесть одаренных детей.
С целью создания условий, для интеллектуального развития одаренных детей, с учетом их индивидуальных особенностей, педагогами ДОУ была создана секция «Эксперименташки» и разработана рабочая программа по направлению познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
Секция «Эксперименташки» - входит в систему районного научного общества дошкольников и младших школьников «Академия детства» г. Николаевска-на-Амуре, созданного в 2016 году.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Главное достоинство детского экспериментирования в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет, об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Еще одним компонентом, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умению наблюдать и экспериментировать является конструирование.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Цель программы – способствовать развитию у одаренных детей интеллектуальных и творческо-конструктивных способностей, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности деятельности.
Цель конкретизируется следующими задачами:
1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах детского экспериментирования и конструирования.
2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3. Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей детей, их воображения и духовного мира.
4. Поддержание у детей инициативы, пытливости и самостоятельности.
5. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающему миру.
6. Развитие навыков и умений проводить простейшие измерения и манипуляции с приборами, веществами и предметами.
7. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству.
8. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
9. Достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада, семьи и школы в популяризации детского экспериментирования.
10. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту научной экспериментально-исследовательской и конструктивной деятельности, для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. В науке главной целью является производство новых знаний. В дошкольном образовании цель научно-исследовательской деятельности направлена на формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.
Научная деятельность детей в данном случае осуществляется в наиболее простых формах и направлена она на интеллектуальное развитие детей, обогащение представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения, сенсорное развитие. Под научной деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретической базы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Экспериментально-исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатом проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Программа построена на основе следующих принципов:
- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
- Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
- Принцип «развивающей интриги»
- Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
- Принцип деятельного подхода к развитию личности
- Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
- Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
- Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе секции применяются исследовательские методы обучения:
- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
- Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский
Общая направленность Программы (ФГОС, п. 2.4.):
- создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС, п. 1.6.):
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Работа секции РНО «Эксперименташки» предполагает совместную деятельность детей, их родителей, педагогов. Программой предусмотрено выполнение и реализация индивидуальных домашних исследовательских проектов маленьких членов РНО совместно с родителями.
Реализуемый проект, строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностного и практико- ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
* Конституция РФ, ст. 43, 72.
* Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
* Типовое положение «О дошкольном образовании»
* Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92г. № 3266-1
* Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
* СанПиН 2.4.1.3049-13
* Устав ДОУ.
* ФГОС ДО
* Приказом управления образования администрации Николаевского муниципального района № 222 – осн.р от 26.07.2016 г. «Об организации деятельности районного научного общества детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-6 лет
Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-6 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
* 1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
* 2 этап – с детьми 6 – 7 лет.
Формы и режим занятий
Программа реализуется на занятиях секции «Эксперименташки». Занятия секции проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 20-25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной и конструктивной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.
Структура рабочей программы состоит из двух разделов:
Раздел 1. «Познавательно-исследовательская деятельность»
Раздел 2. «Конструирование - LEGO»
Ожидаемые результаты
После проведения каждого этапа работы секции предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- постановка цели и нахождение путей ее достижения;
- самостоятельность при поиске открытий;
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора детей;
- развитие критического мышления и речи;
- развитость мускулатура пальцев;
- проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. | Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. | Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. |
Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.
Оборудование детской мини- лаборатории и лего-мастерской:
- Приборы - «помощники»: микроскопы, лупы, песочные часы, лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости , наборы для проведения опытов;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
- наборы «Lego» разной конфигурации.
Раздел 1. «Познавательно-исследовательская деятельность»
Тематический план познавательно-исследовательской деятельности :
№ занятия | Перечень тем: 1 этап (5 – 6 лет): |
1. | Выбор названия кружка. Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание заниматься экспериментальной и конструктивной деятельностью. |
2. | Праздник «Посвящение в участники РНО «Академия детства» |
3. | «Вода - основа жизни на земле» Цель: показать необходимость воды для всего живого на земле. |
4. | Опыты: «Какого цвета вода», «Чем пахнет вода» |
5. | «Царица-водица» Цель: Воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу. Задачи: Дать представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.- Воспитать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, любовь к природе родного края |
6. | Опыт: «Вода-растворитель» Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами |
7. | «Вода вокруг нас». Цели: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, вкуса, вода растворитель .Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека |
8. | «Чудеса на воде. Подводное царство». Эксперимент «Поливаем». Цель: Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду. Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома - как пьют домашние животные |
9. | « Жизнь в воде» Цель: Создать условия для обобщения представлений детей о реке, как сообществе водных обитателей: растений и животных, приспосабливающихся к жизни в воде. Ознакомление с тем, что человек своей деятельностью загрязняет моря, реки : от нефти, мусора портится вода , гибнут морские животные. Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей |
10. | Опыты: «Какую форму имеет вода», «Изменение объема воды» |
11. | «Проблемы загрязнения реки Камора, Куегда, Амур» Цель: дать представления о проблемах загрязнения рек нашего города и их последствиях. |
12. | Опыт: «Вода поднимается вверх» |
13. | «Поможем воде стать чище» Цель: развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды. |
14. | «Водоочистительная станция» Цель: познакомить с понятием водоочистительная станция, ее значимостью, функциональностью. |
15. | Опыт: «Очистка воды угольным фильтром» |
16. | Заседание РНО «Академия детства»- «Калейдоскоп идей» (презентация мини- проектов) |
17. | Презентация: «Разнообразие очистительных систем для очистки воды» |
18. | Опыт: «Как добыть воду для питья» |
19. | Презентация: «История возникновения фильтра для воды» |
20. | Мастер-класс : «Макет водоочистительной станции» |
21. | « Будь другом природе» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о воде |
Раздел 2. «Конструирование - LEGO»
Тематический план по конструктивной деятельности ««Lego»
№ занятия | Перечень тем: |
1 | «Лего-конструктор»- знакомство с деталями и способом скрепления, строительство по замыслу. Видеофильм (презентация) |
2 | «Сборка прямой змейки одного цвета и двух цветов» Д/и «Светофор» |
3 | «Строим башни двух цветов и разной высоты» Д/и «Чудесный мешочек» |
4 | «Заборчик двух цветов, узкие ворота» Д/и «Самый быстрый и внимательный» (закрепление формы, цвета, скрепление деталей) |
5 | «Широкие ворота и заборчик» Д/и «Собери по образцу» |
6 | «Конструируем мебель» |
7 | « Моделируем домашних животных по схеме: кошка, собака, лошадь. |
8 | «Объединение построек «Домик и домашние животные. Обыгрывание построек» |
9 | «Моделируем деревья по схеме: елочка, березка» |
10 | «Моделируем новогоднюю игрушку» |
11 | «Модель человека. Мальчик. Использование схем для накладывания» |
12 | «Модель человека. Девочка. Использование схем для накладывания» |
13 | «Знакомство с лего – мозаикой. Составление мозаики по схеме» |
14 | «Конструирование транспорта по схемам» |
15 | «Плоскостной домик, лесенки разной высоты» Д/и «Что изменилось» |
16 | «Строим город, обыгрывание построек. Выставка работ» |
17 | «Учимся читать схему. Конструируем объемный домик по схеме» |
18 | «Конструируем водозаборную башню» |
19 | «Конструируем очистительный фильтр» |
План работы с родителями
№ П/П | Задачи | Мероприятия |
1. | Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности. | Родительские собрания Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Моделирование и конструирование», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных». |
2. | Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование» | Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности» |
3. | Популяризация исследовательской активности ребенка-дошкольника. | Оформление информационного стенда «Экспериментальная деятельность дошкольника», Фотовыставка «Мы экспериментируем», Выставка работ по конструированию. Открытые занятия «Где же воздух?», «Волшебные магниты», Конкурс по lego-конструированию. |
4. | Организация сотрудничества с родителями. | «Домашние задания по экспериментированию, моделированию для детей и их родителей. Создание семейного журнала «Экспериментируем и моделируем дома». |
5. | Создание условий для эффективного труда воспитателей по успешному развитию экспериментальной деятельности дошкольников. | Обновление мини-лаборатории и лего-мастерской оборудованием |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"
Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность...
проект рабочей программы учителя-логопеда
программа составлена с учетом ФГОС...
Проект рабочей программы для детей старшего дошкольного возраста 7 год жизни ( подготовительная группа )
Содержание I.Целевой раздел:1. Пояснительная записка2. Принципы и подходы к формирован...
Проект рабочей программы «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»
Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непос...
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...