Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фомина Ирина Александровна

Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

                                                                                                             

                                                                                      Утверждено: зав. МБДОУ д/с № 10

                                                                                       Киселёва Любовь Фёдоровна

                                   Проект рабочей программы

                     «Об окружающем мире и о себе»

(социально – личностное развитие детей 5 – 6 лет через проектную деятельность)

                                                                       Разработана на основе

                                                                       программы   «Детство»

                                                                       Разработчик: Фомина Ирина

                                                                                                           Александровна   

                                            г. Алейск  2013г.

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пятилетний возраст – возраст идентификации ребёнком себя со взрослыми того же пола. На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций на красоту окружающего мира. Важно создать условия, в которых дети будут получать яркие впечатления. Многие исследователи склонны считать, что именно яркие картинки, увиденные в детстве и запечатлённые в сознании человека, создают эмоциональное, тёплое переживание чувства.

Проект рабочей программы составлен на основе парциальной программы В.И.Логиновой  «Детство».


Цель:

Обеспечить систему средств и условий для формирования у ребенка представлений о себе, о людях, о их разнообразной деятельности, представлений об окружающем мире через проектную деятельность.


Задачи:


 - формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях;


 - способствовать использованию полученной информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности, при реализации проекта;


 - Побуждать детей соблюдать правила поведения в коллективе.

       

        

                           ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Знать членов семьи и ближайших родственников. Понимать, что в семье все заботятся друг о друге.

  • Знать  свою половую принадлежность.

  • В группе оформить  островки «Моя семья».

  • Проявлять интерес к поступкам сверстников, интересоваться их делами, играми.

                МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • Знает свою половую принадлежность (воспитание мальчика необходимо доминировать отцу, воспитание девочки – матери).

  • Имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему.

  • Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.

  • Соблюдает правила культуры поведения

  • Уважает старших, отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к своим сверстникам.

  • Становится самостоятельным, выполняет требования взрослых.

                  КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                    Сентябрь

№ п\п


             Тема


                  Содержание

1.

«Кто я?»

Дать представление о внешнем виде человека. Определить эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Составлять словесный портрет человека. Вызвать у ребенка потребность рассказать о себе.

2.

«Пол и возраст людей».

Обратить внимание ребенка на половые различия людей. Дать возможность осознать ролевые различия представителями разных полов в жизни семьи и общества. Помочь детям осознать себя.

 

3.

Рисование автопортрета (глядя в зеркало).

Способствовать умению передавать в рисунке основные черты своего лица: цвет глаз, волос, их длина. Воспитывать эмоциональное отношение к образу.

                                              Октябрь

1.

«Кто рядом со мной?»

Формировать представление о семейных связях, дать понятие «родственники», «род», «родовое дерево».  Активизировать слова: «прадедушка», «прабабушка», «родственники», «родители». Развивать зрительное внимание.

 

2.

«Как помочь Пете?»

Формировать представление о правильных взаимоотношениях в семье, об обязанностях друг перед другом. Развивать восприятие  сюжетных  изображений.

3.

Взаимодействие с родителями «Составь генеалогическое  дерево своей семьи».

Знать и называть всех членов своей семьи (родственников). Отразить историю своей родословной. Воспитывать уважительное отношение к своим близким.

4.

Пересказывание  ненецкой сказки «Кукушка».

Понимать и оценивать характер персонажей. Расширять представление о жанровых особенностях сказки. Воспитывать внимание, заботливое отношение к маме.

                                             Ноябрь

1.

«Традиции моей семьи»

Формировать понятие «родословной» с особенностями образования фамилий, имен, отчеств. Расширять представления о семейном досуге. Воспитывать интерес к традициям своей семьи.

2.

«Мужчина и женщина в семье».

Расширять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать уважение друг к другу в семье.

3.

Рисование «Образ моей семьи».

Формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи. Воспитывать любовь к своей семье.

4.

Физическая культура «Вместе с мамой, вместе с папой».

Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности. Способствовать развитию у них умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной двигательно – игровой деятельности. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, речи и воображения.

 

                                             Декабрь

1.

«Что нас окружает?»

Формировать умение различать объекты, созданные природой и человеком. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Воспитывать бережное отношение к природе.

2.

«Человек – часть природы».

Сформировать у ребенка представления о неразрывной связи человека с природой

(человек и природа – единое целое). Совершенствовать речь детей. Воспитывать аккуратность, желание быть здоровыми).

3.

Аппликация из засушенных листьев «У озера».

Формировать умение делать наброски предметов окружающего мира, создавать свои оригинальные композиции, работать с гербарием. Воспитывать чувство любования поделками (своей и товарищей).

                                                  Январь

1.

«О дружбе, о друзьях».

Формировать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, понимать и объяснять смысл поговорок. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

2.

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Продолжать формировать представление о том, что дети зависят друг от друга. Обсуждать с детьми различные качества, влияющие на межличностные отношения (смелость, трусость, доброта, жадность). Побуждать детей вести себя в соответствии с правилами.

3.

Рисование +аппликация «Подарок другу».

Способствовать умению задумывать содержание подарка на основе полученных впечатлений. Развивать фантазию, творческую активность.

                                                    Февраль

1.

«Секрет волшебных слов».

Формировать представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими. Раскрыть значение некоторых формул этикета. Познакомить с правилами этикета, уточнить правила вежливого поведения.

2.

«В плену у королевы Грубости»

Формировать элементарные правила вежливости, вежливости, представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других. Дать представление о правилах поведения в общественных местах. Воспитывать доброе, заботливое отношение друг к другу.

3.

Чтение художественной литературы. Э. Мошковская «Вежливое слово».  

Предоставить возможность осмыслить содержание произведения, дать оценку поступкам героев. Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы. Побуждать детей использовать «волшебные слова» в повседневной жизни.

4.

«Я и мои поступки».

Формировать у детей навыки поведения в обществе, обучать мерам предосторожности. . Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам.

                                                       Март

 

1.

«Алейск – город мой»

Расширять знания детей о родном городе. Объяснить, что город – результат труда людей многих поколений, что каждый житель должен беречь свой город. Знакомить детей с историей возникновения города. Воспитывать любовь к городу, в котором мы живем.

2.

Экскурсия по родному городу.

Формировать представление о понятии «город», уточнить знание достопримечательностей родного города,       улицы, на которой ты живешь, правильно и точно называть домашний адрес. Воспитывать чувство гордости за свой город.

3.

Конструирование «Дом, в котором я живу».

Уточнить представления детей: о строительных деталях; о способах соединения; свойствах деталей и конструкций. Формировать навыки пространственной ориентации. Развивать творчество, инициативу, умение находить собственные решения.

                                             Апрель

1.

«В гости к Лесовичку».

Продолжать знакомить детей с временами года, отмечать сходство и различие между ними, проследить закономерность их смены. Наблюдать за природными явлениями, используя народные приметы. Воспитывать любовь к природе.

2.

«Апрель – с водой, май – с травой».

Формировать умение находить изменения в природе; устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей). Воспитывать навыки культуры поведения в природе.

3.

Конструирование «В салоне заказов».

Создать условия для изготовления игрушек и сувениров из природного материала. Дать представление о композиции. Развивать эстетический вкус, внимание, аккуратность.

                                                        Май

1.

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Познакомить детей с понятием «юный экорог» (ребенок, любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. Активировать и обогащать словарь. Воспитывать любовь к родной природе.

2.

«Праздник цветов».

Формировать представление о садовых и полевых цветах; находить сходство и различия по цвету, форме, запаху, объединять цветы в единую композицию. Развивать эстетический вкус, желание выращивать цветы.

3.

Коллективная работа по аппликации из природного материала «Обитатели цветочной поляны».

Сформировать умение  работать с гербарием; подбирать материал для изображения насекомых и их деталей (крылья, голова, туловище). Воспитывать желание составлять коллективную композицию.

                            МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Программа «Детство»  В.И. Логинова и др. «Детство – Пресс» 2000г.

2. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет». Т.Н. Вострухина.    Творческий центр 2011г.

3.»Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г. Горькова.  «Вако» 2008г.

4. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н.В. Алешина. Элизе Трэйдинг 2001г.

5. «Занятия. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет» Г.М. Блинова. Творческий центр 2010г.

6. «Окружающий мир». Интегрированные занятия с детьми 4 – 7 лет. М.П. Костюченко. «Учитель» 2012г.

7. «Занятия по экологии в детском саду». Н.В. Коломина.  Творческий центр 2010г.

8. «Азбука общения». Н. Собинина.  «Дошкольное образование» № 24 2001г.

9. «Аппликация из природного материала в детском саду» И.В. Новикова. Академия развития. 2006г.

10. «Академия пальчиковых наук». О. Новиковская. Сова 2007г.

11. «Книга для чтения в детском саду и дома» 5 – 7 лет. Оникс 2010г.

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»

Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....

Сенсорная комната, как условие познания окружающего мира и самого себя.

Сенсорная комната-это помещение, в котором размещено развивающее интерактивное оборудование.Мощный инструмент для сенсорного развития детей, нормализации психического состояния здоровых и с огра...

План –конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и познанием себя . (4-ый год жизни) Тело человека.

План- конспект предназначен для ознакомления и уточнения знаний детей 4-ого года жизни о частях тела человека и о роли органов чувств ....

Конспект НОД Развитие представлений об окружающем мире и о себе

Конспект НОД  Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Младшая группа....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ в старшей группе по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Культура поведения»

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.Программные задачи: -формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных ...

Познание окружающего мира и познание себя «Домашние животные и их детеныши»

Учить детей различать взрослых животных и их детенышей. Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко—тихо, тоненьким голосом и т.п., закрепить знания о ...