Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rabochey_programmy_ob_okruzhayushchem_mire_i_o_sebe.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
Утверждено: зав. МБДОУ д/с № 10
Киселёва Любовь Фёдоровна
Проект рабочей программы
«Об окружающем мире и о себе»
(социально – личностное развитие детей 5 – 6 лет через проектную деятельность)
Разработана на основе
программы «Детство»
Разработчик: Фомина Ирина
Александровна
г. Алейск 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пятилетний возраст – возраст идентификации ребёнком себя со взрослыми того же пола. На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций на красоту окружающего мира. Важно создать условия, в которых дети будут получать яркие впечатления. Многие исследователи склонны считать, что именно яркие картинки, увиденные в детстве и запечатлённые в сознании человека, создают эмоциональное, тёплое переживание чувства.
Проект рабочей программы составлен на основе парциальной программы В.И.Логиновой «Детство».
Цель: | Обеспечить систему средств и условий для формирования у ребенка представлений о себе, о людях, о их разнообразной деятельности, представлений об окружающем мире через проектную деятельность. |
Задачи: | - формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях; - способствовать использованию полученной информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности, при реализации проекта; - Побуждать детей соблюдать правила поведения в коллективе. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Знать членов семьи и ближайших родственников. Понимать, что в семье все заботятся друг о друге.
- Знать свою половую принадлежность.
- В группе оформить островки «Моя семья».
- Проявлять интерес к поступкам сверстников, интересоваться их делами, играми.
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Знает свою половую принадлежность (воспитание мальчика необходимо доминировать отцу, воспитание девочки – матери).
- Имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему.
- Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.
- Соблюдает правила культуры поведения
- Уважает старших, отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к своим сверстникам.
- Становится самостоятельным, выполняет требования взрослых.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сентябрь
№ п\п | Тема | Содержание |
1. | «Кто я?» | Дать представление о внешнем виде человека. Определить эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Составлять словесный портрет человека. Вызвать у ребенка потребность рассказать о себе. |
2. | «Пол и возраст людей». | Обратить внимание ребенка на половые различия людей. Дать возможность осознать ролевые различия представителями разных полов в жизни семьи и общества. Помочь детям осознать себя.
|
3. | Рисование автопортрета (глядя в зеркало). | Способствовать умению передавать в рисунке основные черты своего лица: цвет глаз, волос, их длина. Воспитывать эмоциональное отношение к образу. |
Октябрь
1. | «Кто рядом со мной?» | Формировать представление о семейных связях, дать понятие «родственники», «род», «родовое дерево». Активизировать слова: «прадедушка», «прабабушка», «родственники», «родители». Развивать зрительное внимание.
|
2. | «Как помочь Пете?» | Формировать представление о правильных взаимоотношениях в семье, об обязанностях друг перед другом. Развивать восприятие сюжетных изображений. |
3. | Взаимодействие с родителями «Составь генеалогическое дерево своей семьи». | Знать и называть всех членов своей семьи (родственников). Отразить историю своей родословной. Воспитывать уважительное отношение к своим близким. |
4. | Пересказывание ненецкой сказки «Кукушка». | Понимать и оценивать характер персонажей. Расширять представление о жанровых особенностях сказки. Воспитывать внимание, заботливое отношение к маме. |
Ноябрь
1. | «Традиции моей семьи» | Формировать понятие «родословной» с особенностями образования фамилий, имен, отчеств. Расширять представления о семейном досуге. Воспитывать интерес к традициям своей семьи. |
2. | «Мужчина и женщина в семье». | Расширять представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать уважение друг к другу в семье. |
3. | Рисование «Образ моей семьи». | Формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи. Воспитывать любовь к своей семье. |
4. | Физическая культура «Вместе с мамой, вместе с папой». | Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности. Способствовать развитию у них умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной двигательно – игровой деятельности. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, речи и воображения.
|
Декабрь
1. | «Что нас окружает?» | Формировать умение различать объекты, созданные природой и человеком. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Воспитывать бережное отношение к природе. |
2. | «Человек – часть природы». | Сформировать у ребенка представления о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое). Совершенствовать речь детей. Воспитывать аккуратность, желание быть здоровыми). |
3. | Аппликация из засушенных листьев «У озера». | Формировать умение делать наброски предметов окружающего мира, создавать свои оригинальные композиции, работать с гербарием. Воспитывать чувство любования поделками (своей и товарищей). |
Январь
1. | «О дружбе, о друзьях». | Формировать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, понимать и объяснять смысл поговорок. Воспитывать доброе отношение друг к другу. |
2. | «Что такое хорошо и что такое плохо». | Продолжать формировать представление о том, что дети зависят друг от друга. Обсуждать с детьми различные качества, влияющие на межличностные отношения (смелость, трусость, доброта, жадность). Побуждать детей вести себя в соответствии с правилами. |
3. | Рисование +аппликация «Подарок другу». | Способствовать умению задумывать содержание подарка на основе полученных впечатлений. Развивать фантазию, творческую активность. |
Февраль
1. | «Секрет волшебных слов». | Формировать представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими. Раскрыть значение некоторых формул этикета. Познакомить с правилами этикета, уточнить правила вежливого поведения. |
2. | «В плену у королевы Грубости» | Формировать элементарные правила вежливости, вежливости, представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других. Дать представление о правилах поведения в общественных местах. Воспитывать доброе, заботливое отношение друг к другу. |
3. | Чтение художественной литературы. Э. Мошковская «Вежливое слово». | Предоставить возможность осмыслить содержание произведения, дать оценку поступкам героев. Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы. Побуждать детей использовать «волшебные слова» в повседневной жизни. |
4. | «Я и мои поступки». | Формировать у детей навыки поведения в обществе, обучать мерам предосторожности. . Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам. |
Март
1. | «Алейск – город мой» | Расширять знания детей о родном городе. Объяснить, что город – результат труда людей многих поколений, что каждый житель должен беречь свой город. Знакомить детей с историей возникновения города. Воспитывать любовь к городу, в котором мы живем. |
2. | Экскурсия по родному городу. | Формировать представление о понятии «город», уточнить знание достопримечательностей родного города, улицы, на которой ты живешь, правильно и точно называть домашний адрес. Воспитывать чувство гордости за свой город. |
3. | Конструирование «Дом, в котором я живу». | Уточнить представления детей: о строительных деталях; о способах соединения; свойствах деталей и конструкций. Формировать навыки пространственной ориентации. Развивать творчество, инициативу, умение находить собственные решения. |
Апрель
1. | «В гости к Лесовичку». | Продолжать знакомить детей с временами года, отмечать сходство и различие между ними, проследить закономерность их смены. Наблюдать за природными явлениями, используя народные приметы. Воспитывать любовь к природе. |
2. | «Апрель – с водой, май – с травой». | Формировать умение находить изменения в природе; устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей). Воспитывать навыки культуры поведения в природе. |
3. | Конструирование «В салоне заказов». | Создать условия для изготовления игрушек и сувениров из природного материала. Дать представление о композиции. Развивать эстетический вкус, внимание, аккуратность. |
Май
1. | «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Познакомить детей с понятием «юный экорог» (ребенок, любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. Активировать и обогащать словарь. Воспитывать любовь к родной природе. |
2. | «Праздник цветов». | Формировать представление о садовых и полевых цветах; находить сходство и различия по цвету, форме, запаху, объединять цветы в единую композицию. Развивать эстетический вкус, желание выращивать цветы. |
3. | Коллективная работа по аппликации из природного материала «Обитатели цветочной поляны». | Сформировать умение работать с гербарием; подбирать материал для изображения насекомых и их деталей (крылья, голова, туловище). Воспитывать желание составлять коллективную композицию. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программа «Детство» В.И. Логинова и др. «Детство – Пресс» 2000г.
2. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет». Т.Н. Вострухина. Творческий центр 2011г.
3.»Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г. Горькова. «Вако» 2008г.
4. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н.В. Алешина. Элизе Трэйдинг 2001г.
5. «Занятия. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет» Г.М. Блинова. Творческий центр 2010г.
6. «Окружающий мир». Интегрированные занятия с детьми 4 – 7 лет. М.П. Костюченко. «Учитель» 2012г.
7. «Занятия по экологии в детском саду». Н.В. Коломина. Творческий центр 2010г.
8. «Азбука общения». Н. Собинина. «Дошкольное образование» № 24 2001г.
9. «Аппликация из природного материала в детском саду» И.В. Новикова. Академия развития. 2006г.
10. «Академия пальчиковых наук». О. Новиковская. Сова 2007г.
11. «Книга для чтения в детском саду и дома» 5 – 7 лет. Оникс 2010г.
в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»
Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....
Сенсорная комната, как условие познания окружающего мира и самого себя.
Сенсорная комната-это помещение, в котором размещено развивающее интерактивное оборудование.Мощный инструмент для сенсорного развития детей, нормализации психического состояния здоровых и с огра...
План –конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и познанием себя . (4-ый год жизни) Тело человека.
План- конспект предназначен для ознакомления и уточнения знаний детей 4-ого года жизни о частях тела человека и о роли органов чувств ....
Конспект НОД « Развитие представлений об окружающем мире и о себе» в старшей группе
конспект занятия...
Конспект НОД Развитие представлений об окружающем мире и о себе
Конспект НОД Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Младшая группа....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ в старшей группе по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Культура поведения»
Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.Программные задачи: -формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных ...
Познание окружающего мира и познание себя «Домашние животные и их детеныши»
Учить детей различать взрослых животных и их детенышей. Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко—тихо, тоненьким голосом и т.п., закрепить знания о ...