Проект "Вместе весело шагать" по взаимодействию с семьей в ДОУ
проект по теме
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
(В.А.Сухомлинский)
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Я думаю, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И я начала эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste_veselo_shagat_proekt.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Родничок» п. Песковка
Конкурс педагогических проектов «Мир детства»
Проект «Вместе весело шагать»
Номинация «Навстречу друг другу»
срок реализации 2009-2010 уч. год
Автор проекта
воспитатель
Утемова Татьяна Вестеславовна
п. Песковка, 2011 год
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
(В.А.Сухомлинский)
Аннотация проекта. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Я думаю, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И я начала эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони недалеко падает», «он сын своего отца», «впитал с молоком матери».
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье». В соответствии с этим изменилась позиция детского сада в работе с семьей. Особенно актуальной стала проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребенка.
Проект «Вместе весело шагать» направлен на установление партнерских отношений между детским садом и семьей.
Таким образом, проект ориентирован на совершенствование работы по вовлечению родителей в единое образовательное пространство. Что дает родителям возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.
Постановка проблемы:
Работая, длительное время в ДОУ сделала вывод, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и полноценного развития ребенка. Поэтому основным направлением считаю сближение интересов педагогов, детей и их родителей.
Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав и обязанностей. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома, и в детском саду. Это позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.
Считаю, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.
Проблема существующих форм взаимодействия с семьей состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Поэтому необходим пересмотр информационной политики детского сада, который должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилению субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.
Цель проекта: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад - семья.
Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители.
Задачи проекта для детей:
- Формировать у детей представление о семье, ее составе, взаимоотношениях.
- Способствовать осознанию детьми себя как полноценного, любимого члена семьи.
Задачи проекта для родителей:
- Способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач.
- Раскрыть творческий потенциал родителей.
- Возрождать и укреплять семейные традиции.
Задачи проекта для педагогов:
1. Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
2.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и современных форм работы.
Участники проекта:
Педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети, посещающие ДОУ, их родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2009 – сентябрь 2010 года.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: сентябрь 2009 года
Цель: Изучить состояние процесса формирования интереса родителей к педагогическому процессу.
На первом этапе эксперимента использовала социологические методы исследования. Проводила анкетирование родителей, которое позволило проанализировать отношение родителей к педагогам группы, способствовало выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний. Совместно со специалистами детского сада провели тестирование и диагностику детей. По результатам анкетирования был подготовлен итоговый лист и сделаны выводы о необходимости проведения данной работы.
Организационный этап: октябрь 2009 года
Цель: разработка плана взаимодействия со всеми участниками проекта.
На этом этапе провела родительское собрание, на котором был составлен план работы на учебный год, предложены формы и пути реализации.
Практический этап: ноябрь 2009 – сентябрь 2010 года.
Цель: создание условий для объединения семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ, родителями и детьми.
Установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия и создания особой формы общения между родителями и воспитателями, которую В.А. Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт».
В своей работе руководствовалась следующими принципами взаимодействия детского сада и семьи:
- Доверительность отношений.
- Личная заинтересованность родителей.
- Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к субъектам процесса взаимодействия.
- Утверждение их самооценки.
- Эмансипация родителей.
Обобщающий этап: сентябрь 2010
Цель: подведение итогов работы и выявление роли взаимодействия с родителями в воспитательно-образовательном процессе, поиск новых форм сотрудничества с семьей.
На заключительном этапе использовала методы теоретического анализа и синтеза, обобщения педагогического опыта.
План совместной работы с семьей
№ | Сроки | Формы работы | Задачи | Ответственные |
Наглядно-информационный блок | ||||
1 | сентябрь-октябрь | Анкетирование родителей, изучение социальной ситуации в семье. Беседа с родителями о привычках ребенка, особенностях его развития и поведения. (Приложение 1) | Индивидуальное знакомство с ребёнком и членами его семьи, с обстановкой в которой живёт малыш. | Воспитатели |
2 | сентябрь | Выставка семейных поделок «Дары земли Вятской». (Приложение 2) | Экологическое воспитание детей. Развитие интереса к творчеству в семье. | Родители, воспитатели |
3 | октябрь | Обновление развивающей среды «У мамы руки золотые» | Пополнить развивающую среду в группе. | Мамы, воспитатели. |
4 | в течение года | Персональная выставка детских работ воспитанников ДОУ. | Показать творческие возможности маленьких художников. | Воспитатель по ИЗО, воспитатели |
5 | ноябрь | Папка- передвижка «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его». | Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам. | Психолог, воспитатели |
6 | декабрь | Выставка семейных поделок «Зимушка хрустальная» (Приложение 3) | Воспитание у детей бережного отношения к природе. Развивать совместное творчество родителей и детей. | Воспитатели, родительский комитет |
7 | январь | Информационные памятки «Родители, будьте здоровы!» (Приложение 4) | Пропаганда здорового образа жизни. | Инструктор по физ.воспитанию |
8 | февраль | Семейный конкурс «Моя семья и ее традиции». (Приложение 5) | Привлекать родителей и детей к совместной деятельности в семье. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. | Родители, воспитатели |
9 | в течение года | Информационные стенды «Герои дня» «Наш именинник», «Для вас, родители!» (Приложение 6) | Заинтересовать родителей успехами ребенка, педагогическое информирование родителей. | Воспитатели |
10 | в течение года | Выпуск буклетов о семье, семейном воспитании. (Приложение 7) | Повышение педагогической культуры родителей. | Старший воспитатель, воспитатели |
11 | сентябрь 2010 г. | Анализ работы проекта. Выступление на педсовете. | Подведение итогов проделанной работы. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
Познавательный блок | ||||
1 | сентябрь | Открытое занятие «Приключение мышат на кухне» (Приложение 8) | Дать родителям возможность увидеть детей в необычной обстановке. | Воспитатель |
2 | ноябрь | Консультация «Чем и как занять ребенка дома» Выпуск буклетов «Домашняя игротека для детей и их родителей». | Заинтересовать родителей данной проблемой. | Педагоги ДОУ |
3 | январь | Семинар-практикум «Эмоциональный мир ребенка» | Помочь родителям в развитии творческих способностей у детей. | Воспитатель по ИЗО |
4 | Май | Экологический субботник «Благоустройство участка». (Приложение 9) | Привлекать родителей к благоустройству группового участка, разбивке клумб. | Родительский комитет Воспитатели |
5 | Июнь | Выставка комнатных растений «Цветоград». (Приложение 10) | Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства. | Родительский комитет |
6 | в течение года | Устный журнал «Научи меня мама»: 1. «Вместе веселее» 2. «Что бы быть здоровым нужно…» | 1. Дать практические рекомендации для совместного домашнего творчества. 2.Дать рекомендации по организации активного отдыха и укреплению здоровья в семье. | Воспитатель по ИЗО Инструктор по физ. культуре |
7 | В течение года | Выпуск дневника группы «Неразлучные друзья – взрослые и дети» (Приложение 11) | Отразить в дневнике наиболее яркие события, происходящие в группе. | Воспитатели, родительский комитет |
Досуговый блок | ||||
1 | октябрь | Акция «Дорогами добра» ко дню пожилых людей. (приложение 12) | Воспитывать уважение к старшему поколению. | Воспитатели, родители, муз. руководитель |
2 | Ноябрь | Праздник ко дню Матери «Семейные вытворяшки» (приложение 13) | Формировать нравственно – этические ценности, уважение к маме. | Воспитатели, физ. инструктор, муз. руководитель, родители |
3 | декабрь | Новогодний праздник «В зимнем лесу» | Доставить детям радость и удовольствие, дать возможность родителям участвовать в мероприятии. | Воспитатели, родители, муз. руководитель, дети |
4 | март | Праздник к 8 марта «Примите наши поздравления» (Приложение 14) | Воспитывать любовь и доброе отношение к маме, бабушке. | Воспитатели, родители, муз. руководитель |
5 | апрель | Интеллектуально – познавательная викторина «Что? Где? Когда? (Приложение 15) | Правовое просвещение родителей. | Педагоги |
6 | июнь | День защиты детей. День добрых дел «В гостях у сказки» | Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение. | Родительский комитет |
Результативность проекта:
В работе проекта приняли участие 38 родителей, 22ребенка, 8 педагогов детского сада.
Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний, ведущих к осознанному родительству. Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения. Родители охотнее откликаются на просьбы воспитателей, активно принимают участие в жизни группы, повысилась посещаемость всех мероприятий, проводимых в группе. Часто родители выступают инициаторами и организаторами всех дел детского сада.
Показатели степени включения родителей в деятельность группы:
- сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности;
- изменение характер вопросов родителей к педагогам, рост их педагогических интересов и знаний;
- владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
- рост посещаемости родителями мероприятий, их активность, участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.;
- понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе;
- общественное мнение родителей о воспитании детей в детском саду.
Способы оценки результативности проекта:
Подготовительный этап.
1.Изучение социальной ситуации в семье.
2.Мнение родителей о сотрудничестве с ДОУ. Анкетирование.
Организационный этап.
1.План совместных мероприятий. Обсуждение на родительском собрании.
Практический этап.
1.Оценка родителями эффективности взаимодействия с педагогами ДОУ. Отзывы родителей.
2.Анализ посещаемости мероприятий.
3.Оценка педагогами активности детей при подготовке и проведении мероприятий. Наблюдение.
4.Оценка детьми взаимодействия с родителями. Опрос.
Обобщающий этап.
1.Оценка родителей по вовлечению их в воспитательно-образовательный процесс. Анкетирование.
Вывод: Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Литература:
- Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва, 2006
- «Тимофеева М.В. «Система сопровождения родителей»,
Волгоград, 2009
- Осипова Л.Е. «Работа ДОУ с семьей», 2008
- Данилина Т.А. «Взаимодействие ДОУ с социумом» - М.:
АРКТИ, 2004
- Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч».
- Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей (памятка для воспитателей). Взаимодействие с семьей Мы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями: • «Как найти подход к молодым современным родителям наших воспитанников»? • «Как п
Взаимодействие с семьейМы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями:·«Как найти подход к молодым современны...
Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Взаимодействие с семьями воспитанников: Сценарий семейного спортивного праздника «Веселые старты» (с элементами конструирования)
Взаимодействие с семьями воспитанников:Сценарийсемейного спортивного праздника «Веселые старты»(с элементами конструирования)...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
Программа дополнительного образования по взаимодействию с семьей « Вместе весело шагать» в старшей группе (5-6 лет) на 2020-2021 учебный год
Программа дополнительного образования по взаимодействию с семьей « Вместе весело шагать» в старшей группе (5-6 лет) на 2020-2021 учебный год...
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...