Выступление на семинаре для педагогов Д\С Тема: «Изобразительная деятельность детей 2-3 лет»
консультация (младшая группа) на тему
На третьем году жизни ребенка ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Предметно-орудийная деятельность, в которой в основном и реализуется это отношение, становится более развитой: расширяется круг интересующих и освоенных предметов, к ним относят и предметы природы, предметы духовной и материальной культуры; действия постепенно становятся обобщенными, т.е. малыш мог их использовать в изменившихся условиях. Например, способ изображения карандашом переносится на фломастер, восковые мелки, кисть и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре для педагогов Д\С
Тема: «Изобразительная деятельность детей 2-3 лет»
Цель. Раскрыть суть изобразительной деятельности в раннем дошкольном возрасте, отметить закономерности ее развития.
Материал. Демонстрационный: рисунки детей 2-3 лет.
Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет.
На третьем году жизни ребенка ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Предметно-орудийная деятельность, в которой в основном и реализуется это отношение, становится более развитой: расширяется круг интересующих и освоенных предметов, к ним относят и предметы природы, предметы духовной и материальной культуры; действия постепенно становятся обобщенными, т.е. малыш мог их использовать в изменившихся условиях. Например, способ изображения карандашом переносится на фломастер, восковые мелки, кисть и т.п.
Интересно также, что узнанные ребенком в его каракулях предметы становятся своеобразными игрушками-заместителями в развертывающихся предметных играх на листке бумаги или с элементарными кусочками глины (лепка). Увидев в линии, кусочке глины самолет (машину), малыш начинает гудеть как машина, двигает листочек (или кусочек глины) по столу и т.п.
В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш обозначает словом каракулю, которая вызывает у него ту или иную ассоциацию. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают.
В процессе действия с материалом и чтения каракуль развивается воображение, наглядно-действенное мышление малыша, совершенствуется операционно-техническая сторона деятельности (действие с материалом становится более уверенным и самостоятельным). Повышается уровень изобразительной деятельности. Теперь ребенок не просто называет, что случайно получилось в его каракулях, он сам определяет содержание будущего рисунка: «Нарисую машину». Появляется рисование по замыслу – представление будущего рисунка и способов его создания. Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчетлив, носит ситуативный и неустойчивый характер. Исследования показывают, что трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило, называя, что хотят нарисовать, слепить, затем создают совсем другое. Порой замысел меняется несколько раз. В чем причина? С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой – называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руки карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла.
От чего зависит разнообразие замыслов в рисунках? От опыта ребенка. Чем больше он видит и знает, тем больше замыслов возникает у него. Перед взрослыми стоят следующие задачи:
1. Продолжить знакомить малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Только в том случае, если восприятие будет эмоциональным, ребенок захочет заново пережить свои яркие впечатления в изобразительной деятельности.
2. Необходимо воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства, развивать у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа, но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую поверхность глины и т.п. (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове).
3. Важно воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует. Следует помнить, что детский рисунок – это не только отражение того, что удивило, обрадовало, но и призыв малыша к общению с ним, поддерживать и развивать это стремление ребенка.
4. Нужно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.
5. Очень важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимание к действиям ребенка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.
6. Чтобы дети с интересом воспринимали тематику рисунков, взрослый должен учитывать, с одной стороны, впечатления дошкольника, его интерес, с другой – способы изображения, с которыми нужно познакомить малыша. При соблюдении этих условий выбор тем будет неограничен. Например, чтобы научиться нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно рисовать с детьми как идет дождь, повторяя при этом звуки: «кап-кап-кап"; для изображения явлений (предметов) линией можно предложить детям такие темы: дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам и т.п.
Тематика лепки должна быть также проста, понятна, доступна и основана на опыте ребенка: конфеты, орехи, колбаски, зайчики. Совместная со взрослыми лепка особенно увлекает детей: можно обыграть самодельные лепные игрушки, развернуть своеобразный настольный театр.
Эти важные задачи решать надо, пока малыш раскован и смел, пока он рисует все, что хочет и как хочет, и пока ему интересны материал и способы действия с ним.
Успехи придут к ребенку только в том случае, если взрослые создали все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре «Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.»
Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в пр...
Выступление на семинаре для педагогов по теме: «Методы активации родителей на родительских собраниях, нетрадиционные формы»
Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...
Выступление на семинаре для воспитателей на тему: «Тайны обучения детей рассказыванию»
Выступление на семинаре для воспитателейна тему: «Тайны обучения детей рассказыванию» 1.Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.2. Обучени...
Выступление на семинаре для педагогов на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития....
Выступление на семинаре для воспитателей на тему: «Тайны обучения детей рассказыванию»
Выступление на семинаре для воспитателейна тему: «Тайны обучения детей рассказыванию»...
Выступление на семинаре для педагогов ДОО «Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Выступление на семинаре для педагогов ДОО «Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»...
Выступление на семинаре для педагогов "Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ"
Методическая разработка. Обмен опытом....