Выступление на семинаре «Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.»
консультация
Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенок. Игра - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_seminar_word.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре
«Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.»
1.Королева игр.
2.Что такое сюжетно-ролевая игра?
Игра-отражение жизни. Здесь всё «как будто» или
« понарошку»,но в этой условной обстановке ,которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего.
Действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни .
3 .Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Игра является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей, в котором они получают новые навыки поведения, общения с другими детьми и взрослыми.
Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста:
- творческое воображение,
- образное мышление,
- самосознание.
4.Общая характеристика игры дошкольника
Для того чтобы понять ,что такое сюжетно-ролевая игра , нужно углубиться в научное определение :
Из определения делаем вывод :
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра есть спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми.
Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
5. Сюжетно-ролевая игра –
королева игр.
Ее принято называть « спутником детства», она составляет основное содержание жизни. В игру вовлекаются все стороны личности : ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
6.Значимость игры в педагогическом процессе :
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.
Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Таким образом, игра должна пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.
7.Место и роль игры.
Игра как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения.
Но как же так? Спросите вы. «Ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника. Она вытесняется другими видами деятельности :так дети дома больше времени проводят у ТВ, компьютера, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.
Отмечено, что и в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой.
Сюжетно-ролевые игры бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов.
Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31). Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.
8.Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития.
Начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
9.Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице
10.Виды сюжетно-ролевых игр:
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождают новые сюжеты детских игр («война, выборы президента, космические путешествия, какой-то телесериал»).
Но в истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки-матери», « больница», « парикмахерская». ).
11.
Представляю вашему вниманию опыт работы по организации сюжетно-ролевой игры « Поликлиника»
В начале года выяснили знаниях у детей, о работе медицинского персонала.
12. Подобрали познавательную литературу, стихи, загадки.
13.Разработали беседы и занятия
14.Провели экскурсию в медицинский кабинет, где строго разграничили обязанность медсестры и врача.
15. Вместе с детьми готовили атрибутов для игр , рисовали.
В ходе игр все эти полученные знания закреплялись и повторялись, пополнялись посредством бесед, рассматривания картинок, чтения художественной литературы
16. Для родителей был проведен семинар-практикум « Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»
В ходе семинара предложили родителям во время посещения поликлиники обратили внимание детей на работу регистратуры, шофёра скорой помощи, санитарок.
В конце года запланировали сходить на экскурсию в подготовительную группу и понаблюдать за игрой старших детей в больницу.
В итоге проделанной работы к концу года все дети могут выполнять в игре роли врача, медсестры, шофёра, санитаров.
После бесед, просмотра мультфильма «Доктор Айболит» преобразовали игру поликлинику в больницу для больных зверей.
Свое выступление я хочу закончить красивыми словами:
«Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовем!»
Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество.
Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Игра - основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 ФГ...
Выступление на педагогическом совете "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
педагогам...
Выступление на семинаре по теме: "Сюжетно-ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре по теме: "Сюжетно-ролевая игра в развитии детей дошкольного возраста"...
Выступление на семинаре "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольногоь возраста....
Статья на тему: "Игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста"
Учитесь, играя!...
Выступление на педагогическом совете. Деловая игра "Физическое воспитание детей дошкольного возраста"
Игра для воспитателей по физическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста, дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие комму...