Выступление на семинаре для педагогов "Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методическая разработка. Обмен опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на семинаре для педагогов | 420.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности в работе логопеда
Сегодня на примере нескольких игр я покажу, как можно с помощью ценности книги развивать познавательную активность и интерес у детей с ОВЗ.
Подхожу к столу, на котором лежит книга и нечаянно задеваю ее рукой.
Я: - Как же я так не аккуратно? Книга старенькая, надо попросить детей, пусть отремонтируют в «книжкиной» больнице.
-О, да это Шурик принес интересную книгу и наверно хочет рассказать нам что-то занимательное. Эта книга так долго стояла на полочке, и никто давно ее не открывал, как ты ее нашел?
Шурик: Здравствуйте! Удивительно, что никто ее не читал, а в ней столько интересного и необычного.
- Наши дети еще не умеют читать. Это очень интересная книга про опыты и эксперименты. (рассматриваю книгу) Мы с детьми на моих занятиях проводим такие занимательные эксперименты, и я тебе покажу некоторые их них.
Пособие для артикуляционной гимнастики «Волшебные камни».
Камешки накрыты папкой от игры «Рая и Шурик». Вдруг появляется из папки Рая.
Рая: А что это вы без меня делаете? Опять Шурик со своими идеями? Что ты там принес?
Я: - Это Раечка - она озорная, вредная и мешает Шурику. А он у нас парень умный, воспитанный и грамотный. Давайте вместе с ребятами проведем опыт.
На подносе лежат камни, накрытые салфетками. Предлагаю с помощью пипетки накапать на салфетку воду из стакана.
-Что проявилось? (например, Слоник) Давай выполним упражнение и как слоник вытянем губы вперед. И так еще с несколькими камнями и салфетками выполняем артикуляционную гимнастику.
-Посмотри, мы открыли все камешки. А что находится справа от Иголочки, а что слева от Лягушки, что находится между Барабаном и Горочкой? (проверяем, как у ребенка сформировано пространственное мышление)
Можно несколько камней спрятать в фольгу. (приготовить камни, завернуть их заранее в фольгу)
Когда взрослый что-то прячет, а ребенок – достает, то он мотивируется и повышается интерес к игре.
Я: (обращаюсь к ребятам) - Ребята, а давайте посмотрим, что еще есть интересного в этой книге? Вот, очень интересно!
Продолжая подготовительный этап к подготовке и постановке звуков, можно использовать такое упражнение - на развитие речевого дыхания, развитие слухоречевой памяти, ориентировки в пространстве. (приготовить стаканы и перья)
Обращаюсь к Рае и Шурику.
- Перед вами стоят стаканы разного цвета. Раечка, сдуй перышко сначала с красного стакана, а потом желтого. Сначала с синего, потом зеленого, а затем с красного.
С помощью этого интересного пособия я могу многое проверить на диагностике и поиграть, развить познавательную активность и интерес.
Для проверки органов артикуляции нам нужна трубочка и Шурик.
Я: Шурик, а что это у тебя в руках? (трубочка)
Шурик: Я тут спрятал клад, попробуйте его найти.
Мы даем трубочку Шурику и говорю, что Шурик просит тебя найти клад. Прошу гостя, чтобы он попросил у Шурика трубочку (смотрю на коммуникацию)
В коробке насыпана манка, ставлю ее на магнитную доску, чтобы ребенок не видел, что там на других карточках, когда он будет дуть на манку. Проверяю силу и длительность выдоха. Ребёнок дует, что там? (барабан – подними язык вверх и стучи д-д-д; мышка –поймай мышку за хвост, лопата- расслабь язычок, положи его на нижнюю губу; грибок – присоси язычок к небу; рыба – рыбка хвостиком машет вправо-влево; ковш – сделай язычок, похожим на ковш)
Пособие направлено на то, чтобы задать ребенку игровой сюжет. Ребенок даже не догадается, что от него что-то требуют, потому что задача для ребенка – это помочь Шурику найти клад.
Контейнер с водой.
- Рая, Шурик, посмотрите в Атлантическом океане застряли живые существа, нам срочно надо спасти рыб и животных из льдин, в которых они плавают (это маленькие коробочки из игры) Контейнеры-льдины плавают в воде. (рыба, мышка, осел, рак)
Вызываю из зала гостя.
- Вам нужно взять льдинку, открыть ее, выдуть оттуда снег (ватку) и назвать того, кого ты спас. Спаси того, кто плавает в желтой льдине (открыть и выдуть).
- С помощью этой игры я смотрю, как ребенок открывает, как как он надувает или не надувает щеки, как он знает животных. Можно проверить предлоги – кто находится под синей крышкой?
Игра с магнитом.
А вот как можно обыграть развитие навыков звукового анализа и синтеза (приготовлены карточки - лампочка, пила, пенал) На листе с помощью магнитов прикреплены карточки на автоматизацию звуков (приготовить магниты)
- Раечка, помоги остановить карточки. Чем прикреплены карточки? (магнитами) Для чего нужен магнит? (чтобы не упали карточки) Они сейчас будут крутиться, а тебе нужно остановить пальцем только одну карточку. Где звук Р стоит в начале слова. (робот)
Определение места звука в слове.
Ребята, давайте сыграем в игру с предметами, но не обычными.
- Из чего сделана коробка? (из бумаги)
-А что лежит в сундуке? (драгоценности). Как ты думаешь, из чего сшит мешок? (из ткани)
Приготовить из пособия: коробку, сундук, мешок и карточки – коса, кактус, сок.
- Определи, где стоит звук с в словах. Если в начале, то клади карточку в коробку, если середине- в сундук, а если в конце – то в мешок.
А можно взять Раю и Шурика и предложить ребенку.
- Перед тобой банка с карточками. Если звук л в начале, то подари подарок Рае, а если в конце – то дай Шурику. (лук, бокал, лодка, стул)
Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Приготовить лупу.
- Шурик, посмотри, на этой странице написано об увеличительных предметах. Какие такие предметы ты знаешь? (лупа)
- Для чего нужна лупа? (чтобы увеличивать предметы) Ого, был лук, а стал лучок (увеличиваю лупой, затем убираю лупу). Бокал- бокальчик, лодка – лодочка, стул – стульчик.
Память и звукопроизношение
- Рая и Шурик, попробуйте запомнить последовательно все предметы (топор, робот, ракета, помидор). Запомнили? Затем накрываю все предметы пособиями из игры (сундук, лампа, мешок и коробка)
- Что было в мешке? Что в лампе? Что в коробке? А что в сундуке?
Знание частей тела, ведь ребенок познает мир, начиная с себя.
Приготовить фломастер
-Закрась Рае правое ухо, а где у Раи – правая рука? Что испачкалось у Раи и сотри это. (Нос, зубы, бровь.)
Все вышеперечисленные методы и приёмы работы с книгой стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает детей в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете : "Развитие связной речи и познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в детско-родительской проектной деятельности с применением техники ЛЭПБУК
Творческий проект по сотрудничеству воспитателя с родителями детей...
семинар-доклад развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментирование
копилка опытов описание проведения...
Семинар-практикум для педагогов « Дети с ЗПР в ДОУ. Развитие познавательной активности у детей с ЗПР».
в представленном материале обощен различный психолого-педагогический материал по вопросу особенностей развития детей с ЗПР, рассмотрены различные классификации ЗПР, психолого-педагогическая характерис...
Выступление на педагогическом совете "Стимулирование познавательной активности дошкольников при реализации ФГОС ДО"
Тема: «Стимулирование познавательной активности дошкольников при реализации ФГОС»СЛАЙД:«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему про...
Выступление на педагогическом совете «Развитие познавательной активности ребенка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы»
Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь...
Выступление на семинаре для педагогов «Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет»
Выступление на семинаре для педагогов«Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет» Следуя Концепции модернизации российского образования, определены главные установки по форми...