Выступление на семинаре для воспитателей на тему: «Тайны обучения детей рассказыванию»
материал
Выступление на семинаре для воспитателей
на тему:
«Тайны обучения детей рассказыванию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_12_11_19.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Тацинский детский сад «Солнышко»
Выступление на семинаре для воспитателей
на тему:
«Тайны обучения детей рассказыванию»
Подготовила:
воспитатель Старостенко М.В.
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
План:
- I. Дискуссионная часть.
II. Теоретическая часть.
1.Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.
2. Обучение рассказыванию в разных возрастных группах.
- рассказывание по картине;
- рассказывание об игрушке;
- рассказывание из опыта;
- творческое рассказывание.
3. Обучение пересказу в разных возрастных группах.
4. Инновационные методы формирования монологической речи.
III. Практическая.
Дискуссионная часть.
Экспресс-опрос для определения компетентности воспитателей.
· Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
· Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
· Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
· Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
· Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
· Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка).
Теоретическая часть.
Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.
ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление.
Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.
Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя:
1) научиться слушать детей.
2) научиться помогать им, пересказывать, рассказывать, сочинять.
Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть красивой, богатой, содержательной, образной! Задайте себе вопрос: может ли ВАША речь быть образцом для ребёнка?
Прежде чем, обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.
Например слово снег
Однокоренные слова снежинка, снежный, снегоход, снеговик,
Антонимы дождь
Синонимы лёд
Ассоциации зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка
Продолжаем работать с этим словом.
Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных) Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…
Что со снегом можно делать? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить (снежинки), растопить, строить (горку, постройки).
С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т.д. Почему? Объяснить названные варианты.
Давайте вспомним виды занятий по развитию речи, не интегрированные, а в чистом виде, традиционные:
– пересказ;
– рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника;
– рассказ по серии сюжетных картинок;
– описательный рассказ предмета или животного;
– творческий рассказ.
Работа над монологом в каждой возрастной группе отличается сложностью содержания картины, размером текста для пересказа, определяется «Программой воспитания в детском саду». Нужно помнить о речевой активности на занятии (оптимально речь воспитателя относится к речи детей 2:3), чтобы ее добиться используются хоровые ответы и повторы. На занятии по развитию речи каждый ребенок должен ответить не один раз. Необходима предварительная работа, ежедневные беседы, работа с родителями и т.д. Есть методы, способствующие активизации речи. Какие? (Хоровые ответы). Просьба повторить ответ. Сейчас, когда речь у многих плохо развита, именно такие методы нужно использовать. Расскажите, что было сначала? Что будет если, уронить стакан на пол? Наглядные методы активизации речи: картины, иллюстрации, схемы, пиктограммы, (мнемотаблицы).
Есть вопросы прямые, начинающие со слов «кто», «что», «кому», «когда» и др., помогающие ребенку пополнять словарь. И есть вопросы логические, начинающие со слов «затем», «почему», «для чего», «как ты думаешь», помогающие установить причинно-следственные связи.
Поощрите ребенка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передачи повествования и реплик героев.
Предлагаю вам рассмотреть примерную структуру НОД по обучению рассказыванию с учётом возрастной группой.
Во всех возрастных группах основным приёмом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приёмы – опора на реальные предметы, опора на картинки, работа с интонацией.
Воспитатели формируют знания о структуре текста (начало, середина, конец) и о способах связи между предложениями:
1). Цепная связь при помощи местоимений (Прибежал зайчик, он любит морковку и живет в лесу), (мнемодорожки).
2). Лексический повтор.
3). Замена синонимом.
По способу передачи информации различают типы высказываний:
- описание, строится по плану: название объекта, его признаки, свойства, качества, действия. (схемы описательных рассказов).
-повествование - это рассказ сюжет, которого развертывается во времени характеризуется использованием зачинов: «Однажды», «как-то раз».
- рассуждение, отличается установлением причинно-следственных связей.
Рассказывание по картине. В младшей группе дети перечисляют объекты, называют их свойства и действия. На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от этого простого перечисления предметов к связным высказываниям (учить отвечать на вопросы педагога). Первые картины – это картины, изображающие отдельные объекты, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей. Занятия можно начинать с вводной беседы, цель которой – выяснить представления и знания детей об изображении. Основной прием: вопросы воспитателя. Они должны быть четкими, лаконичными. Например картина «Мы катаемся на санках». Какие вопросы помогут понять содержание?
Если ребенок затрудняется надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Можно загадать загадку.
Используются разнообразные игровые приемы.
С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят,
Надо в горку за веревку
Каждый раз тянуть назад.
Схема рассказа. Воспитатель говорит: «Повторяйте за мной» - наступила … выпало много… дети одели… взяли с собой… и стали… увидели птички и сказали… щенок… А кто сам может повторить? Если никто не хочет, повторяете рассказ еще раз сами. Поощрения обязательны, чтобы фиксировать ситуацию успеха. Следить за дисциплиной бывает тяжело, поэтому присутствие помощника воспитателя обязательно. Она контролирует гиперактивных детей, помогает заинтерисовывать деятельностью.
В средней группе – учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам. Рассказывание проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводить детей к самостоятельному рассказыванию.
В старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно составляется рассказ по картине. Предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Воспитатель руководит деятельностью детей, анализирует рассказы. Широко используются серии сюжетных картин. Составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, второй описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия.
Рассказывание об игрушках. Младший дошкольный возраст – занятие проходит в живой эмоциональной форме. Большое значение имеет правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. Описание игрушки начинается с продуманных вопросов. Рассказ воспитателя является образцом. Используются игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Что пропало». Малышам необходимы поощрения за правильный ответ (ленточки, картинки, флажки). Описание игрушек - котенок, жеребенок и мышонок. Используйте прием совместного рассказывания: это - котенок, он какого цвета, рыжий, пушистый, у него…
В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Усиливается опора на активизацию словаря: задает больше вопросов о внешнем виде, качестве игрушки, действий с ней. Детей подводят к сравнению и описанию предметов игрушек по схеме:
- название предмета,
- его признаки, качества, действия с ним,
- отношение ребенка к предмету.
На данном возрастном этапе широко используется рассказ-образец воспитателя. Используют дидактические игры с игрушками.
В старшей группе занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. На занятиях по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Особое внимание уделяется анализу рассказов. Первым оценку дает воспитатель, затем дети. Универсальный прием – слова «Молодец! Умница! У тебя отлично получается!». Это способствует появлению уверенности в своих силах, формирует самооценку.
В подготовительной группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация.
Рассказы из опыта. Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе. На первых порах воспитатель организует его после знакомства с картиной, игрушкой. В дальнейшем предлагаются конкретные, близкие темы. Наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомит с темой рассказа, намечает основную сюжетную линию.
В старшем дошкольном возрасте тематика рассказов усложняется. Широко вводится тема природы, предлагаются следующие виды рассказов:
- Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе;
- Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг;
- Описательный рассказ на основе сравнения различных времен года;
- Описательный рассказ о каком-нибудь времени года;
- Описательный рассказ об отдельном явлении природы.
Существуют различные варианты творческого рассказывания:
- Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, а основные события придумывают дети.
- Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Требуется уже большая самостоятельность, т.к. план помечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
- Придумывание рассказа по теме предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание.
4). Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания.
Свободное сочинение или инициативная речь служит показателем речевого развития ребёнка. Этому не учат специально, но способность к свободному сочинению подготавливается всей системой развития речи ребёнка в детском саду и в домашних условиях.
Обучение пересказыванию. Текстами для пересказывания могут быть:
1)сообщения бытового характера, которые воспитатель передаёт детям, а они пересказывают (из личного опыта).
2)произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.
Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приёмами, главным образом всевозможными вопросами.
Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:
1) вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы),
2) подсказывающий вопрос,
3) наводящий вопрос,
4) прямой вопрос,
5) цепь прямых вопросов (план),
6) вопросы поисковые,
7) вопросы – указания.
Пересказыванию предшествует чтение данного текста.
Наглядное моделирование - инновационный метод развития речи.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Еще один наглядный метод развития монологической речи - коллажи. Применение коллажей побуждает детей называть признаки объектов, рассказать о них, запоминать тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Они привыкают к самоконтролю.
Практическая часть.
Задание 1. Подготовьте вопросы к последнему слову фразы (т. е. подготовьтесь к совместному пересказу потешек в младшей группе): «Баю-баю-баиньки», «Кисонька-мурысонька», «Петушок» (потешки).
Задание 2. Подготовьте подсказывающие вопросы (т. е. подготовьтесь к отраженному пересказыванию сказки детьми младшей группы): К.Чуковского «Цыпленок».
Задание 3. Подготовьте прямые и наводящие вопросы для обучения пересказу рассказа детей средней группы: «Поезд» Я. Тайца. (О чем говорится в рассказе? Как он начинается? О каком времени года говорится в рассказе? Почему вы думаете, что это было зимой? Как у детей получился поезд? Кто был машинистом? Кто - контролером? Кто - паровозом? А вы играли в такой поезд? какая словарная работа.
Задание 4. Подготовьте серии прямых вопросов к рассказу для детей старшей группы, разделив тексты произведений на смысловые отрывки Л. Толстой «Пожарные собаки». Почему собаки занимаются спасением людей? Почему Боб вынес не только девочку, но и куклу? Правильно поступили люди, когда начали смеяться? Как вы относитесь к такой собаке? Какие чувства вызывает рассказ? Кого в рассказе можно назвать смелым?
Задание 5. Подготовьте вопросы-указания к сказке «У страха глаза велики» для обучения пересказу детей шестого года жизни (Почему это произведение называется сказкой? Как вы поняли его название? О чем рассказывается в сказке? Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Какие у них были ведра? Какие звери им почудились? Что вам понравилось?) коллажи.
Задание 6. Подготовьте поисковые вопросы для обучения рассуждениям детей подготовительной группы, при пересказе М.Пришвина «Золотой луг». (что я вам прочитала? Почему вы думаете, что это рассказ? Почему луг назвали золотым? Почему вечером луг становился зеленым? О чем в нем говорится? Как автор назвал луг? С чем Пришвин сравнивает одуванчик?
Экспресс-опрос итоговый:
1. Что понимаете под термином «монологическая речь». Перечислите типы высказываний. (описание, повествование, рассуждение).
2. Виды занятий по обучению рассказыванию.
3. В чем состоит трудность усвоения монологической речи для ребенка?
4. Когда начинаются специальные занятия по развитию монологической речи? Каким типам монологической речи обучают детей?
5. Каковы основные приемы обучения детей монологической речи?
6. Как организуется обучение детей монологической речи в свободном речевом общении?
7. Как организовать помощь родителям в развитии у детей навыка монологической речи?
8. Что значит, для воспитателя овладеть методом обучения пересказыванию? (научиться формулировать вопросы по содержанию, применять методы активизации речи, уметь понимать смысл произведения, выделять главное в тексте, владеть навыками связной речи).
9. Почему обучение пересказу способствует развитию монологической формы речи детей?
10. Как воспитатель осуществляет помощь детям при пересказе художественных произведений?
Рекомендации:
- Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.
- Использовать создание проблемных ситуаций в НОД и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.
- Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.
- Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.
- Создавать условия для развития речи, развивать и поощрять все формы речевой активности детей в ходе НОД и повседневной жизни.
- Проводить специальные упражнения и игры по формированию связной монологической речи.
- Демонстрировать детям правильный речевой темп, образец произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
- Стимулировать обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
- Систематически знакомить с художественными произведениями, обучать детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого рассказывания.
- Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
- Организовывать игры-драматизации по литературным произведениям.
- Вести систематическую работу с родителями по организации эффективного общения с ребенком, удовлетворению его любознательности.
- Побуждать родителей создавать условия для общения с другими детьми, для развития мелкой моторики рук, для организации совместных игр взрослого и ребенка, для чтения художественной литературы, разучивания стихов.
- В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.
Используемые источники
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева;
«Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушакова;
Журнал «Дошкольное воспитание» № 6-7, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"
Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...
Памятка воспитателям по обучению детей рассказыванию
обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : этапы, методы, приемы....
Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"
В выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....
Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей «Система работы по обучению детей татарскому языку с использованием УМК»
laquo;Система работы по обучению детей татарскому языку с использованием УМК» по теме: «Система работы, создание языковой среды по обучению дошкольников татарскому языку с использова...
Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"
Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства....
Консультация для воспитателей: "Методика обучения детей рассказыванию по картине"
Картина-один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства...
Выступление на семинаре для воспитателей на тему: «Тайны обучения детей рассказыванию»
Выступление на семинаре для воспитателейна тему: «Тайны обучения детей рассказыванию» 1.Организация и методика обучения связной речи, начиная с младшего возраста.2. Обучени...