" Музыка, общение, движение, игра" (сообщение из опыта работы)
материал по теме
Обобщение опыта работы за 2010-11 уч. год по теме "Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкального воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Музыка, общение, движение, игра" | 22.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыка, общение, движение, игра».
(Сообщение из опыта работы)
Муз. руководитель Тихонова Е.В.
МБДОУ Детский сад №9
П. Никель Мурманская область
Одна из приоритетных целей современного образования – способствование позитивной социализации и успешной интеграции ребенка – дошкольника с обществом (сверстниками и взрослыми), формирование его активной и ответственной социальной позиции, возможности реализовать себя как личность, найти взаимопонимание и свое место среди других людей.
Один из путей достижения этой цели – всемерное развитие коммуникативного потенциала детей, воспитание коммуникативности и толерантности как качеств личности, востребованных обществом.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других детей. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не может быть интересен окружающим. Он чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношение с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Практически в любой группе детского сада есть дети, которые нуждаются в особом внимании специалистов. Поэтому необходимо, прежде всего:
- Создать благоприятные условия для достижения позитивной социализации детей путем развития их коммуникативных способностей.
- Развить динамическую сторону общения: легкость вступления в контакт, инициативность.
- Развить эмпатию, сочувствие к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения;
- Развить позитивные самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Как я осуществляю эти задачи в процессе музыкальной деятельности детей?
Организация работы:
- Собираю информацию о том, как ребенок общается, в чем причина его затруднений контактов с окружающими. ( Использую метод наблюдения, беседы с воспитателями, родителями).
- Получаю консультации, рекомендации педагога – психолога.
- Подбираю музыкальный репертуар коммуникативной направленности и использую его на занятиях и в других видах деятельности.
- Работаю с родителями по заданной теме (даю консультации, рекомендации, как в наглядной форме, так и в индивидуальном плане), проводим с родителями совместные досуги, праздники.
- Отслеживая динамику развития, корректирую задачи на следующий год.
В процессе музыкальной деятельности по развитию коммуникативных умений и навыков я использую следующие формы работы:
1. Музыкальные занятия коммуникативной направленности. В разделе музыкально - ритмические движения использую коммуникативные и народные круговые танцы, игры – приветствия, контактные игры, народные хороводные и поцелуйные игры. Они очень любимы детьми, поскольку они и развивают, и развлекают одновременно, а также быстро запоминаются. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Каковы же особенности коммуникативных танцев – игр?
Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше спляшет и т.д.) Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
Так же в этом разделе делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – умение принять приглашение или отказать, не обидев партнера. Специально создавались проблемные ситуации, из которых дети искали выход, применяя коммуникативные умения. В коммуникативных танцах и играх сразу исчезла проблема выбора нежелательного партнера, когда дети «не хотят» с кем – то танцевать, становится в пару, так как партнеры в таких танцах постоянно меняются. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
В разделе «Пение» использую методические приемы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как: пение по очереди, по «цепочке», пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания: «Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию» и т.п.
При слушании музыки обращалось внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания). Игра в оркестре помогала детям научиться исполнять музыкальное произведение слаженно, не выделяясь из общего звучания.
На музыкальные занятия младшей группы в течение года приглашались дети старшего возраста, с целью налаживания более тесного контакта детей разного возраста, что способствовало их сближению друг с другом.
Работа по развитию коммуникативной сферы детей продолжалась вне занятий. В течение года мною была составлена картотека коммуникативных подвижных, речевых игр, а также игр с родителями. Воспитатели включали игры на общение в игровую деятельность в группе в вечернее время и на прогулках. Проводились развлечения с направленностью на организацию позитивного общения детей: вечера коммуникативных игр, совместные развлечения детей разного возраста, дошкольники выступали перед малышами практически на всех календарных праздниках, после каждого праздника проводится вечер общения на материале утренника для малышей. Концертную деятельность дети начинают со средней группы.
Родителям были предложены консультации «Хоровод круглый год» с практическим материалом, «Круг – оптимальное средство общения» и др. Проводилось практическое занятие на заседании клуба для родителей «Связующая нить» совместно с педагогом - психологом, совместные досуги с родителями: (Семейные праздники «От счастья ключи в доме ищи», «Если семья вместе, то и душа на месте») в которых родители принимали активное участие в танцевально - игровой деятельности вместе с детьми, исполняли роли персонажей в представлениях.
В течение года проводилась следующая работа с социумом:
Совместные мероприятия с первоклассниками СОШ (развлечение «Вместе весело шагать»), Музыкальной школой (обзорная экскурсия и совместный концерт), регулярно проводятся экскурсии, занятия в библиотеке, музее, экскурсии в художественную школу, ДДТ№1 . Мы используем любую возможность приобщения детей вне стен детского сада. Также хочу отметить выступления детей на «большой сцене» - фестивалях песни и танца, участие в концертах к праздникам 23 февраля, 8 Марта, 9 Мая на уровне поселка.
Проведенная работа дала положительный эффект: улучшились взаимоотношения между детьми в своей группе, между разновозрастными детьми. Дети старшего возраста более адекватно стали оценивали свои поступки, в конфликтных ситуациях находили позитивное решение. Это нашло отражение в повторно проведенном обследовании коммуникативного развития детей в конце учебного года.
Таким образом, наша работа доказала, что современные педагогические технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствуют успешному коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
Используемая литература:
- Л. А. Шипицына «Азбука общения»
- А. И. Буренина «Коммуникативные танцы – игры для детей»
- М.Ю. Картушина «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности.
- Статьи Н.Г.Куприна «Музыка, эмоции, игра».
Н. Б. Лебедева «Развитие коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
"Музыка и движение" (из опыта работы)
В своей работе с дошкольниками стараюсь привить детям любовь к русской народной музыке, к классической музыке, умение понимать её содержание через музыкально-ритмические движения, через пл...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Роль народной музыки в развитии личности ребенка (из опыта работы)
В статье обобщается практический опыт музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Народная музыка способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма и воображение, активируя память, м...
«Сенсорное развитие малышей через дидактические игры» сообщение из опыта работы
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы о...
Развитие музыкально- ритмических движений у детей ( из опыта работы).
в публикации я делюсь опытом работы по совершенствованию музыкально- ритмических движений у детей....