Конспект интегрированной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему: «Великий праздник - Пасха»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям, традициям праздника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_prazdnik_-_pasha.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Звёздочка»
Конспект интегрированной образовательной деятельности
по образовательной области «познавательное развитие»
в подготовительной к школе группе
на тему: «Великий праздник - Пасха»
Исполнитель:
Иосафова Татьяна Николаевна
Воспитатель I категории
МДОУ №15 «Звёздочка»
г.Ермолино
апрель 2017 г.
Цель: обогащать социальный опыт детей, приобщать к обычаям, традициям праздника.
Задачи:
- продолжать знакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями; с символикой праздника: крашенное яйцо, пасха, кулич.
- познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яйце как, о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
- формировать представление об украшении яйца (крашенка, крапанка и писанка)
- формировать эстетический вкус; развивать воображение и фантазию.
- воспитывать интерес к самостоятельному украшению яйца.
Подготовительная работа: беседы о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе.
Ход занятия.
(слайд -1)
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю - красное место – так говорили в старину на Руси. Сегодня мы с вами поговорим о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать. Расскажите, какие праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица. (слайд -2)
Воспитатель: Правильно - это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – колядуют, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения. Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны, а вот каком - попробуйте угадать.(слайд-3)
Стоит мост на семь верст,
В конце моста – золотая верста.
Дети: Пасха.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это Великий праздник – Пасха.
К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост, который длится 7 недель – это и есть мост на семь верст, а в конце моста – золотая верста – праздник Пасха.
Пасха-это самый большой православный праздник. Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление".
Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.
Перед праздником, последняя неделя называется Страстной. У православных людей существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым". В этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом.
(слайд-4)
- В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в избе, во дворе всё мыли и чистили, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи. С Чистого Четверга начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц.
- Бытовало также поверье, что съеденные на Пасху яйца, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от всякой напасти.
- А почему же красят яйца? (слайд-5)
На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) пришла к римскому императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес!» и в дар преподнесла белое куриное яйцо. Но Тиберий сказал, что не верит в Воскрешение Христа, как и в то, что белое яйцо может превратиться в красное. И яйцо сразу стало ярко – красное, символизируя кровь, которую пролил Христос. И именно поэтому яйца на Пасху принято красить красным цветом.
Позже яйцо стали окрашивать не только в красный, но и другие цвета, рисовали растительные и геометрические узоры. (слайд-6)
И называть яйца стали по-разному: (слайд-7)
- окрашенными в один цвет – «крашенки»;
- исполненные пятнами – «крапанки»;
- расписанные узорами – «писанки».
Для покраски использовали растительные краски:
- красно-коричневая – шелуха лука, (слайд-8)
- синяя – цветы синей мальвы, (слайд-9)
- зелёная – серёжки осины, мох, шпинат (слайд-10)
- желтая – свежие листья берёзы или сушеные. (слайд-11)
- красная - свёкла (слайд-12)
Посмотрите перед вами традиционные узоры, которыми принято украшать пасхальные «писанки». (слайд-13) (слайд-14) (слайд-15)
В простые узоры, используемые при росписи пасхальных яиц, вложено много смысла. (слайд-16)
Сосна и ель— символ здоровья.
Дубок — символ силы.
Точечки — символ плодородия, новой жизни.
Волнистые линии — это моря-океаны.
Круг — яркое солнышко.
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным. (слайд-17)
Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, обменивались окрашенными яйцами.
(слайд-18) Везде разносился колокольный звон, потому что в праздник звонить в них мог каждый желающий. На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели.
Говорили друг другу: "Христос воскрес! В ответ слышали - "Воистину воскрес!"
Ребенок:
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух,
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!
(слайд-19)
Воспитатель: Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод и покличем весну. (слайд-20)
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
И зима – теплее,
а весна – милее!
В лесу вырастут грибы.
В огороде – Бобы,
В поле рожь и ячмень.
В саду зелен – хмель.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными! (Водят хоровод)
Воспитатель: Ребята, на Руси было принято самим украшать яйца, а потом дарить их друг другу и проводить игры. (слайд-21)
Проводятся игры:
«Раскрути яйцо»
Ребята по команде раскручивают крашеные яйца.
Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
«Прокати яйцо» Ставится «горка».
По команде участники должны прокатить яйцо по горке.
Чьё яйцо укатиться дальше, тот и победитель.
Воспитатель: Мы с вами, ребята, поиграли, а теперь присаживайтесь за столы и украсьте пасхальные яйца так, как вам хочется.
Воспитатель: Ребята, вы все хорошо постарались! Давайте разместим пасхальные яйца на выставке.
Ребенок:
Бабушка яички красит.
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам!»
Ребенок:
Посмотрите, что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
«Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!»
Посмотрите, какие красивые, необычные пасхальные яйца у нас получились. Как называются такие яйца? (крашенки, писанки, крапанки)
- Ребята, какие пасхальные яйца вам понравились? Почему?
Пасхальное яйцо вы можете подарить маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам. Не забудьте сказать «Христос Воскрес», и ваши близкие ответят вам «Во истину Воскрес».
С праздником вас ребята, гости дорогие. Христос Воскрес!
Дети: «Во истину Воскрес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
План – конспект НОД в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Мой дом - Россия»
План – конспект НОД в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе...
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с социальным миром» тема «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа)
Ребята совершили виртуальный полет вокруг планеты Земля, убедились, что она самая красивая. Ребятам было предложены задания из Центра Управления Полётами. Сначала дети разделились на 3 экипажа. Потом ...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в мини музей Городца"
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...
Конспект интегрированной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Поздравляем маму» возрастная группа: дети 5-7 лет для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Тема: "Поздравляем маму" возрастная группа: дети 5-7 лет для детей с нарушением апорно-двигательного аппарата....
Конспект совместной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Животные жарких стран»
Цель: формирование обобщенных представлений о животных жарких стран путем использования нестандартного мышления, как формы игровой технологии. Задачи:Образовательные:1. Закрепить представлен...