Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Пухомелина Ольга Васильевна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Дошкольное детство – важный этап в становлении личности, моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, этических представлений. Кроме того, детство – период, когда возможно искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию близко и понятно детям.

Ушинский К.Д., выдвигая принцип народности говорил о том, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он считал фольклор отличнымсредством раскрытия национальной самобытности и формирование патриотических чувств.

Видный педагог Сорока-Росинский В.Н. указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству.

Усова А.П., писала, что маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Народное искусство – часть национальной культуры. В нем появляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности детям делают его незаменимым средством воспитания ребенка. Главный смысл широкого применения народного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности.

Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (Неменский Б.М., Сакулина Н.П., Усова А.П., Ушинский К.Д., Флерина Е.А., Шпикалова Т.Я. и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в ДОО на искусстве того края, где живет человек. Неменский Б.М. подчеркнул, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа».

Именно поэтому, огромное знание имеет ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством нашей страны, как частью национальной культуры. Художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства, следует рассматривать как средство развития основ личности ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: музыкального фольклора, устного народного фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью.

Народное искусство целесообразно использовать в следующих направлениях:

- Для оформления интерьера ДОО, праздников, досугов, что создает эстетическую среду.

- С целью ознакомления ребенка с народным искусством (слушание народной музыки, потешек, сказок, рассматривание изделий народных мастеров).

- Для развития творчества в качестве образцов-эталонов.

Комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения на материале народного искусства может обеспечить освоение и обогащение знаний детей о народной культуре, ее духовном богатстве, об исторических корнях.

Начиная с младшего возраста, при знакомстве со сказками следует обращать внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта (горшок, скалочка, прялка, наличники и др.), подробно рассматривать иллюстрации к сказкам, замечать цветовую гамму в игрушках, изображенных предметах, домашней утвари.

Самая доступная и понятная для ребенка народная игрушка – матрешка. С ней можно знакомить ребенка с раннего возраста. Матрешка вызывает эмоциональный отклик у ребенка, они рассказывают какого цвета на ней наряд, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение, способствует активизации творческих способностей.

Так как игрушка – это любимый и доступный для детей предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшем дошкольном возрасте. Она проста по форме, колоритна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение и всегда желанна им. Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, затем вносится игрушка на занятия зарядкой. Также ненавязчиво предлагаются детям дидактические игры: «Укрась юбочку», «Наряди козлика».

Не следует ставить задачи запомнить названия дымковской игрушки, главное – вызвать интерес ребенка к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к сочетаниям ярких, радующих глаз красок дымковской игрушки.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа с народной игрушкой. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаются вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: ребенок учится использовать в речи образные сравнения, знакомится с элементами орнамента.Параллельно с изучением орнамента проводится освоение пластической формы Дымки.

Чтобы занятия декоративным рисованием не были скучными и однотипными необходимо разнообразить материал для творчества. Например, рисовать на ткани. Этот способ требует более аккуратного труда, но тоже очень нравится детям.

Старших дошкольников, наряду с дымкой знакомят с новым видом народного творчества – городецкая роспись. На занятиях дети приходят к выводу, что городецкие умельцы украшали своими узорами в основном предметы быта, для украшения скромной деревенской обстановки. Постепенно вводятся названия основных элементов городецкой росписи: розан, купавка. Очень хорошо помогают в самостоятельном составлении городецкой росписи дидактические игры типа «Составь узор на тарелке». Чтобы работа была интереснее, следует обыгрывать продукты детского творчества. Например, не просто рисуется узор, а расписывается посуда для кукол. Это очень стимулирует и побуждает ребенка к творчеству.

Более выигрышно смотрятся детские работы, если их объединять в коллективные композиции. Они становятся более насыщенными, ими можно украсить интерьер, например, группы или раздевалки. В процессе творчества дети понимают, что человек – творец, созидатель окружающего мира.

В подготовительной группе дети узнают новые виды декоративного искусства: Гжель, Хохлома. Дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с поверьями, связанные с промыслами. Все эти знания способствуют развитию воображения у детей, воспитанию художественного вкуса.

Оформление выставок, изготовление подарков маме, внесение своей лепты в дизайн группы – все это вызывает у детей гордость за свой труд.

Результаты работы педагогов-исследователей, психологов (Ветлугина Н.П., Дыбина О.В., Дьяченко О.В., Князева О.Л., Махнева М.Д. и др.), идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития (Ильин И.А., Лихачев Д.С. и др.), доказывают необходимость приобщения к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Обобщая педагогический опыт работы по данной теме, можно сделать следующие выводы:

- окружающие предметы, впервые пробуждающие душу детей, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет с самого раннего возраста понять, что они часть русского народа;

- следует шире использовать фольклор во всем его многообразии;

- большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные традиции и праздники;

- ознакомление с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию предпосылок чувства любви, патриотизма, уважения в своей Родине, народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

План по самообразованию "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Предлагаю план по самообразованию по теме: "Приобшение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры". В наше современное время, эта тема очень актуальна. Дети позн...