Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
методическая разработка (старшая группа) на тему
Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie.docx | 63.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.
Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности. Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.
Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.
Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями. Можно проводить посиделки, досуги, на которых дети будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д. Именно здесь вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.
Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.
Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.
Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...