Статья на тему : «Воспитывайте маленького исследователя»
статья (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему : «Воспитывайте маленького исследователя»
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Конфуций
Свою педагогическую деятельность я стараюсь направлять на разностороннее развитие личности детей, способной к творческой деятельности, самостоятельному выбору, на обогащение развивающей среды группы, сотрудничество с родителями дошкольников с целью комплексного развития ребёнка.
Образовательную деятельность с детьми осуществляю в разных формах и видах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: познавательной, художественной, исследовательской, речевой, двигательной, игровой, самостоятельной, в совместной деятельности, в повседневных развивающих ситуациях, в ходе режимных моментов.
Поэтому в педагогическую деятельность включаю использование множества различных современных технологий, но приоритетной является исследовательская деятельность.
Исследовательский навык, приобретённый в ДОУ, поможет ребенку быть успешным в школе в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.
Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, наблюдает за поведением птиц в окно, проводит опыты с разными предметами, уже с 2-х лет разбирает игрушки, изучая их устройство.
Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Наблюдая в группе за детьми, я сделала вывод, что любопытство, удивление , выдвинутая просьба или проблема ребенка может стать толчком к началу исследовательской деятельности.
В своей группе я создала уголок «Сказок» в котором живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Звездочёт, Каркуша). Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя – моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки , осуществить практические действия , делать выводы.
Когда мне необходимо заинтересовать детей и провести какую либо исследовательскую деятельность, я заранее выставляю на полочку, которая называется «полочка избыточной информации» разнообразные предметы. Дети во время свободной деятельности рассматривают эти предметы, интересуются, задают мне вопросы, и конечно я своими ответами или наводящими вопросами стремлюсь вызвать у детей интерес.
Мы с детьми исследуем объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
можно ли поймать воздух?-
может ли воздух быть сильным?-( дети дули на предметы и сами сделали вывод.) движение воздуха.
.Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Летом на прогулке на участке ,обращаю внимание детей , что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
Все дети очень любят играть летом с песком , и поэтому они с большим интересом участвуют в различных исследованиях с песком.
Например я предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему?
Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть.
Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится»,
Я создала картотеку опытов с песком , в которой описаны простые опыты ,которые доступны для каждого ребенка.
С помощью иллюстраций выяснили, где в природе встречается вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвела к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Проводила с детьми различные исследования с водой:
имеет вкус или нет (дети пробовали воду на вкус а затем предлагала покушать воду с кусочком лимона –дети делали вывод)
вода прозрачная, но легко окрашивается(растворяли краску в воде-делали вывод)
что быстрее утонет? и др.
Для закрепления знаний детей о воде , о ее значении для нашей планеты, провела занятие «Голубой глобус»
в ходе которого дети наблюдали и сами участвовали в экспериментах . в результате которых убедились , что нельзя засорять моря и океаны , реки и озера.
Проводя исследовательскую деятельность по изучению свойств воды. Тоже наработала картотеку опытов с водой.
Воспитатель МДОУ «Детский сад с.Пигари» Казакова А.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Лаборатория маленьких исследователей" (средний возраст), участники: дети, воспитатели, родители.
Проект долгосрочный. Создана совместно с родителями "лаборатория"для познавательно - исследовательской деятельности. Разработаны: перспективное планирование, НОД по познавательно - исследовательской д...
Ежедневный план работы с детьми младшей группы по теме "Экспериментирование", "Маленькие исследователи"
Недельный план работы с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Экспериментирование" ("Маленькие исследователи")....
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе (3-5лет) Тема недели: «Маленькие исследователи»
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе (3-5лет)Месяц ФЕВРАЛЬ - МАРТ Сроки реализации темы: _с 26.02. по 02.03.2018г._Тема недели: «...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «ФЦКМ» Тема «Мы маленькие исследователи»
Цель: формирование представления детей о свойствах песка....
Конспект родительского собрания с презентацией по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Воспитываем ребёнка - исследователя"
Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное по...
Рекомендации для родителей. Тема недели: «Маленькие исследователи»
Рекомендации для родителей. Тема недели: «Маленькие исследователи»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие». Тема недели: «Маленькие исследователи».
Тема недели: «Маленькие исследователи»....