МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (подготовительная группа) по теме

Проектная деятельность обучающихся является одной из структурных единиц процесса технологического обучения.  С другой стороны, это определенный тип учебной деятельности, который формируется в процессе обучения в школе. Но, формирование компонентов проектной деятельности может происходит в процессе выполнения заданий-проектов. По нашему мнению, в процессе выполнения индивидуальных и коллективных проектов, у наших воспитанников формируются предпосылки овладения проектной деятельностью на содержательно – процессуальном уровне. В старшем дошкольном возрасте – это форма познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении поставленной совместно с педагогом цели – создание творческого продукта, которая является средством развития личности субъекта. Метод проектов позволяет актуализировать в дошкольном возрастеПроектная деятельность обучающихся является одной из структурных единиц процесса технологического обучения.  С другой стороны, это определенный тип учебной деятельности, который формируется в процессе обучения в школе. Но, формирование компонентов проектной деятельности может происходит в процессе выполнения заданий-проектов. По нашему мнению, в процессе выполнения индивидуальных и коллективных проектов, у наших воспитанников формируются предпосылки овладения проектной деятельностью на содержательно – процессуальном уровне. В старшем дошкольном возрасте – это форма познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении поставленной совместно с педагогом цели – создание творческого продукта, которая является средством развития личности субъекта. Метод проектов позволяет актуализировать в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проектная деятельность обучающихся является одной из структурных единиц процесса технологического обучения.  С другой стороны, это определенный тип учебной деятельности, который формируется в процессе обучения в школе. Но, формирование компонентов проектной деятельности может происходит в процессе выполнения заданий-проектов. По нашему мнению, в процессе выполнения индивидуальных и коллективных проектов, у наших воспитанников формируются предпосылки овладения проектной деятельностью на содержательно – процессуальном уровне. В старшем дошкольном возрасте – это форма познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении поставленной совместно с педагогом цели – создание творческого продукта, которая является средством развития личности субъекта. Метод проектов позволяет актуализировать в дошкольном возрасте:

  • интеллектуально-развивающий аспект обеспечивает интеллектуальное развитие воспитанников, развитие их умственных способностей;
  • познавательный аспект создает условия для познания дошкольниками окружающего мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • воспитательный аспект способствует становлению основ важнейших качеств личности: целеустремленности, активности, креативности, последовательности, аккуратности и других;
  • мировоззренческий аспект создает предпосылки для формирования системы убеждений.

Таким образом, метод проектов предполагает применение таких форм совместной и самостоятельной деятельности, которые, будучи сообразны возрасту, создают условия для развития у детей дошкольного возраста интереса к технологическому образованию и способствуют зарождению  первоначальных основ ценностных смыслов.

Технологическая карта проекта «Мы - строители»

Актуальность. В жизни общества произошли изменения:  важнейшим источником информации стало телевидение, интернет и все меньше времени – книге. С самого раннего детства  формируются представления о будущем под воздействием массовой культуры, СМИ. Но средства массовой информации весьма скудно представляют информацию о рабочих профессиях. Телеэкраны заполнили «мыльные оперы», блокбастеры, многосерийные мультфильмы об устрашающих нидзя, монстрах, в которых, в основном, представлены профессии дизайнеров, банкиров, менеджеров, шоу-бизнеса.  Таким образом, источником «профессиональных тем» для ребенка становится детский сад. Для педагогов  актуальной является задача формирования первичных представлений о рабочих профессиях, их роли в обществе, в жизни каждого человека, а также воспитание ценностного отношения к труду людей и его результатам.

Тематическое поле. Зодчество - искусство проектировать и строить здания. Основная цель зодчества состоит в формировании среды для труда, отдыха и быта населения. В нем взаимосвязаны технические, функциональные, эстетические начала (прочность, польза и красота). Возводят здания люди, которых называют строителями. Строитель – это древнейшая профессия ведь даже древние люди пытались сооружать себе укрытие от внешних воздействий. Особенности строений во многом были обусловлены  особенностями местонахождения. С течением времени жилье не утратило своей необходимости, к строениям стали предъявляться  еще дополнительные требования. Так возведение укрепленных замков обусловлено феодальными войнами.  С развитием научно-технического прогресса   появлялись все новые способы постройки, разнообразились строительные материалы, изменились потребности. Сегодня построение любого вида здания требует тщательной подготовки, владение глубокими знаниями в разных науках, умение эксплуатировать разнообразную  сложную технику, умения находить творческие нестандартные решения. Строитель – это обобщающее понятие, объединяющее  множество строительных специальностей.

Вид проекта: творческий.

Вид проекта по срокам реализации: краткосрочный.

Состав участников: педагоги детского сада, дети подготовительной группы, родители.

Цель. Показать специфику и важность строительных профессий для общества в процессе введения дошкольников в сферу зодчества.

Задачи.

Способствовать расширению кругозора детей в процессе ознакомления:

  • с процессом возведения зданий как общественно-обусловленной деятельностью;
  • со спецификой строительных профессий (архитектор, каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, крановщик, экскаваторщик, водитель, электросварщик, электрик).

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе уточнения и систематизации представлений о строительстве и строительных профессиях.

Стимулировать фантазию детей в реализации идей-придумок в процессе  продуктивной деятельности.

Активизировать дошкольников в представлении своего проекта.  

Обогащать детско-родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной и досуговой деятельности с детьми.

Создавать условия для становления ценностного отношения к труду строителей через показ творчески-созидательного характера их деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта. 

В результате реализации проекта дети:

  • будут иметь представление о том, что процесс возведения зданий имеет сложную последовательность трудовых операций, которые выполняют люди разных профессий, объединенных общим словом «строитель»;
  • знать и использовать в активном словаре названия, профессиональные атрибуты и функциональное назначение строительных профессий;
  • приобретут опыт в выразительном рассказывании стихов о строителях;
  • использовать полученную информацию в  самодеятельных сюжетных играх;
  • уметь классифицировать здания заданному признаку;
  • приобретут опыт совместной работы в группах  и с родителями;
  • уметь находить совместно с родителями оригинальные решения в создании зданий будущего из различных видов конструктора (по выбору).

Планируемые продукты проекта:

  • выставка семейных работ – макеты «Дома будущего» с описание проектов;
  • викторина «Все профессии строительные нужны – все профессии важны»;
  • фотовыставки (фотоальбомы): «Здания нашего города», «Такие разные дома»;
  • видеоконсультации для родителей на сайте;
  • альбом моделей по теме;
  • совместный с родителями досуг «Рассказываем стихи о строителях»;
  • отчетная видеоинформация на сайте.
  1. Подготовительный этап.

Подборка  наглядного  материала  для познавательной  и  продуктивной  деятельности  детей.

Создание на сайте учреждения (группы) информационной странички проекта, инициировать на форуме обсуждение на тему «Как знакомить детей со строительными профессиями».

Создание банка идей и предложений.

  1. Погружение в проект.

Экскурсия по городу.

Презентация «История домов»

Формулировка проблемы «Без кого дом не построишь»

  1. Этап реализации проекта.
  1. Тема «Такие разные дома».

Задачи. Активизировать операции: анализ, сравнение, синтез. Побуждать классифицировать здания по функциональному назначению:  «для  жилья», «для обслуживания», «для производства».

Формы реализации: игровая ситуация «Найди лишнее», совместное построение модели «Дома».

  1. Тема «Из чего бывают дома».

Задачи. Знакомить с историей строительства, побуждать устанавливать зависимость конфигурации зданий и строительного материала от природных факторов.

Формы реализации: восприятие художественной литературы (Ольга Колпакова «Дома мира»), иллюстраций, беседа.

  1. Тема «Мультяшный город».

Задачи. Уточнять представлений о функциональном назначении конструктивных составляющих традиционного жилища человека: дверь, окна, стены, крыша, фундамент, пол. Способствовать формированию умений  работать  в паре. Конструирование дома для любимого сказочного персонажа.

Формы реализации: беседа, опыт «Какой дом крепче» (с фундаментом и без фундамента), конструктивно-модельная деятельность в парах.

  1. Тема «Книга самых красивых домов»

Задачи. Способствовать сплочению детско-родительских сообществ по  созданию общего продукта. Активизировать в совместном с родителями составлении описательных рассказов. Стимулировать в представлении рассказов.

Формы реализации: совместно с родителями собрать фотоальбом о самых красивых домах мира, составление рассказов, рассказы детей в ходе режимных процессов.

  1. Тема «Дворцы и замки»

Задачи. Уточнить представления о зависимости конструктивных составляющих дома от внешних факторов (высокие башни, бойницы замков, лепнина дворцов), развивать творчество в изображении придуманного строения.

Формы реализации: восприятие образцов средневековой архитектуры (презентация «Дворцы и укрепленные замки»), обсуждение проблемы «Может ли один человек построить дворец», изобразительная деятельность.

  1. Тема «Сказочный город»

Задачи. Активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение. Стимулировать детей в высказывании своих умозаключений. Уточнить представления о профессиях архитектора (придумывает здание и делает к нему чертежи); каменщика (непосредственный исполнитель замысла архитектора). Отождествлять себя с исполнителем замысла – возводить постройку по рисунку своего товарища. Активизировать монологическую речь.

Формы реализации. Познавательная деятельность: рассматривание чертежей зданий (презентация «Мастерская архитектора»), сравнение чертежей, выполненных архитекторами и рисунков детей. Восприятие информации о профессиях архитектора и каменщика; обмен рисунками, выполненных на предыдущем занятии; конструктивно-модельная деятельность по рисунку товарища; коммуникативная деятельность: представление своей постройки.

  1. Тема «Строительная лаборатория - 1».

Задачи. Способствовать формированию представлений о каменщике, крановщике, плотнике. Познакомить со способами скрепления  материалов, в зависимости от их свойств.

 Формы реализации: просмотр презентации, беседа, опытно-экспериментальная деятельность   по получению строительной смеси «бетон».

  1. Тема «В старину и сейчас»

Задачи. Активизировать детей в системном анализе способов строительства в древности и в современных условиях. Подвести к пониманию, что в современных условиях здание – это продукт сложного коллективного труда.

Формы реализации: ТРИЗ – метод системного анализа.

  1. Тема «Кто строит дом»

Задачи. Уточнить обобщающее понятие «Строители». Активизировать в речи названия профессий: архитектор, каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, крановщик, экскаваторщик, водитель, электросварщик, электрик. Побуждать давать характеристику каждой специальности.

Формы реализации: игра «Что лишнее», моделирование, рассказы детей  по модели.

  1. Тема «Наш город»

Задачи. Познакомить с историей строительства Магнитогорска. Способствовать сплочению детско-родительских сообществ по  созданию коллективного группового продукта. Стимулировать детей в представлении рассказов. Создать условия для изобразительной деятельности по памяти в ходе режимных процессов и в свободной деятельности.

Формы реализации: совместно с родителями собрать фотоальбом о самых красивых зданиях города, составление детьми совместно с родителями рассказов, рассказы детей в ходе режимных процессов. Просмотр итоговой презентации по теме, рассказ воспитателя, изобразительная деятельность «Наш город».

  1. Тема «Знаем и уважаем строителей»

Задачи. Создать условия для уточнения и закрепления знаний детей в свободной деятельности: о профессиях, об инструментах, о зданиях.

Формы реализации: внесение дидактических настольных игр в РППС, поручения, размещение обучающих ситуаций по теме на магнитном панно (разрезные картинки, что лишнее, разложи в правильной последовательности, найди, чей инструмент, чего не стало и другие).

  1. Тема «Семейный вечер»

Задачи. Создать условия для развития традиции семейного чтения. Стимулировать становление читательского интереса. Закреплять знания о специфике различных строительных профессий. Приобретение опыта в выразительном исполнении стихов о строительных профессиях.

Формы реализации: семейное чтение, беседа, разучивание стихов.

  1. Тема «Строительная лаборатория - 2».

Задачи. Уточнять представления детей об основных этапах возведения зданий,  активизировать в диалоге. Побуждать в процессе опытной деятельности делать самостоятельные умозаключения о том, какие материалы наиболее пригодны для постройки жилья.

Формы реализации: обсуждение модели «Что вначале, что потом», опытно-экспериментальная деятельность по выявлению свойств различных материалов.

  1. Тема «Планета будущего»

Задачи. Приобщить детей к занятию инженерно-техническим творчеством  на основе предварительного замысла. Создать условия для приобретения опыта работы  над совместным проектом, отождествляя этапы создания макета с разными строительными профессиями.

Формы реализации: совместное с родителями придумывание идеи будущего дома, моделирование чертежа, конструктивно-модельная деятельность по созданию макета, составление описательного рассказа.

  1. Тема «Мы – строители»

Задачи. Способствовать созданию обобщающего образа строителя. Создать условия для приобретения эмоционального опыта выражения ценностного отношения к профессии строителя. Стимулировать интерес к творчеству.

Формы реализации: совместная досуговая деятельность (педагоги, родители, дети), включающая в программу чтение стихов о строителях, викторину «Все профессии строительные нужны – все профессии важны», выступления семей с защитой проектов.

Список литературы

1.        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". – ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

2. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» –  Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.12.2014 № 01/3810

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пос. для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4.        Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39-48.

5.        Киселева Л.С., Данилова Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические чтения "Духовно-нравственное воспитание на этапе дошкольного образования"

Данный материал представляет собой описание опыта работы воспитателя о создании среды по духовно-нравственному развитию воспитанников....

Активизация ведущих каналов восприятия ребёнка как средство развития индивидуальности на этапе дошкольного образования

В статье представлена краткая характеристика ведущих каналов восприятия ребёнка и изложен практический способ применения знаний по данной теме, а также метод диагностики...

Здоровьесберегающие технологии на современном этапе дошкольного образования

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.       Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического з...

Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).

Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...

Метод проектов как средство экологического образования у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – самоценный этап в экологическом образовании личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окр...

Эффективность работы учителя – дефектолога на завершающем этапе дошкольного образования

В статье рассматриваются основные направления в работе учителя – дефектолога ДОУ, содержание деятельности. Представлены практические результаты проделанной работы....

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС дошкольного образования, следует рассматривать как:  социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка...