МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (подготовительная группа) по теме
Проектная деятельность обучающихся является одной из структурных единиц процесса технологического обучения. С другой стороны, это определенный тип учебной деятельности, который формируется в процессе обучения в школе. Но, формирование компонентов проектной деятельности может происходит в процессе выполнения заданий-проектов. По нашему мнению, в процессе выполнения индивидуальных и коллективных проектов, у наших воспитанников формируются предпосылки овладения проектной деятельностью на содержательно – процессуальном уровне. В старшем дошкольном возрасте – это форма познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении поставленной совместно с педагогом цели – создание творческого продукта, которая является средством развития личности субъекта. Метод проектов позволяет актуализировать в дошкольном возрастеПроектная деятельность обучающихся является одной из структурных единиц процесса технологического обучения. С другой стороны, это определенный тип учебной деятельности, который формируется в процессе обучения в школе. Но, формирование компонентов проектной деятельности может происходит в процессе выполнения заданий-проектов. По нашему мнению, в процессе выполнения индивидуальных и коллективных проектов, у наших воспитанников формируются предпосылки овладения проектной деятельностью на содержательно – процессуальном уровне. В старшем дошкольном возрасте – это форма познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении поставленной совместно с педагогом цели – создание творческого продукта, которая является средством развития личности субъекта. Метод проектов позволяет актуализировать в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проектная деятельность обучающихся является одной из структурных единиц процесса технологического обучения. С другой стороны, это определенный тип учебной деятельности, который формируется в процессе обучения в школе. Но, формирование компонентов проектной деятельности может происходит в процессе выполнения заданий-проектов. По нашему мнению, в процессе выполнения индивидуальных и коллективных проектов, у наших воспитанников формируются предпосылки овладения проектной деятельностью на содержательно – процессуальном уровне. В старшем дошкольном возрасте – это форма познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении поставленной совместно с педагогом цели – создание творческого продукта, которая является средством развития личности субъекта. Метод проектов позволяет актуализировать в дошкольном возрасте:
- интеллектуально-развивающий аспект обеспечивает интеллектуальное развитие воспитанников, развитие их умственных способностей;
- познавательный аспект создает условия для познания дошкольниками окружающего мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- воспитательный аспект способствует становлению основ важнейших качеств личности: целеустремленности, активности, креативности, последовательности, аккуратности и других;
- мировоззренческий аспект создает предпосылки для формирования системы убеждений.
Таким образом, метод проектов предполагает применение таких форм совместной и самостоятельной деятельности, которые, будучи сообразны возрасту, создают условия для развития у детей дошкольного возраста интереса к технологическому образованию и способствуют зарождению первоначальных основ ценностных смыслов.
Технологическая карта проекта «Мы - строители»
Актуальность. В жизни общества произошли изменения: важнейшим источником информации стало телевидение, интернет и все меньше времени – книге. С самого раннего детства формируются представления о будущем под воздействием массовой культуры, СМИ. Но средства массовой информации весьма скудно представляют информацию о рабочих профессиях. Телеэкраны заполнили «мыльные оперы», блокбастеры, многосерийные мультфильмы об устрашающих нидзя, монстрах, в которых, в основном, представлены профессии дизайнеров, банкиров, менеджеров, шоу-бизнеса. Таким образом, источником «профессиональных тем» для ребенка становится детский сад. Для педагогов актуальной является задача формирования первичных представлений о рабочих профессиях, их роли в обществе, в жизни каждого человека, а также воспитание ценностного отношения к труду людей и его результатам.
Тематическое поле. Зодчество - искусство проектировать и строить здания. Основная цель зодчества состоит в формировании среды для труда, отдыха и быта населения. В нем взаимосвязаны технические, функциональные, эстетические начала (прочность, польза и красота). Возводят здания люди, которых называют строителями. Строитель – это древнейшая профессия ведь даже древние люди пытались сооружать себе укрытие от внешних воздействий. Особенности строений во многом были обусловлены особенностями местонахождения. С течением времени жилье не утратило своей необходимости, к строениям стали предъявляться еще дополнительные требования. Так возведение укрепленных замков обусловлено феодальными войнами. С развитием научно-технического прогресса появлялись все новые способы постройки, разнообразились строительные материалы, изменились потребности. Сегодня построение любого вида здания требует тщательной подготовки, владение глубокими знаниями в разных науках, умение эксплуатировать разнообразную сложную технику, умения находить творческие нестандартные решения. Строитель – это обобщающее понятие, объединяющее множество строительных специальностей.
Вид проекта: творческий.
Вид проекта по срокам реализации: краткосрочный.
Состав участников: педагоги детского сада, дети подготовительной группы, родители.
Цель. Показать специфику и важность строительных профессий для общества в процессе введения дошкольников в сферу зодчества.
Задачи.
Способствовать расширению кругозора детей в процессе ознакомления:
- с процессом возведения зданий как общественно-обусловленной деятельностью;
- со спецификой строительных профессий (архитектор, каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, крановщик, экскаваторщик, водитель, электросварщик, электрик).
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе уточнения и систематизации представлений о строительстве и строительных профессиях.
Стимулировать фантазию детей в реализации идей-придумок в процессе продуктивной деятельности.
Активизировать дошкольников в представлении своего проекта.
Обогащать детско-родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной и досуговой деятельности с детьми.
Создавать условия для становления ценностного отношения к труду строителей через показ творчески-созидательного характера их деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
В результате реализации проекта дети:
- будут иметь представление о том, что процесс возведения зданий имеет сложную последовательность трудовых операций, которые выполняют люди разных профессий, объединенных общим словом «строитель»;
- знать и использовать в активном словаре названия, профессиональные атрибуты и функциональное назначение строительных профессий;
- приобретут опыт в выразительном рассказывании стихов о строителях;
- использовать полученную информацию в самодеятельных сюжетных играх;
- уметь классифицировать здания заданному признаку;
- приобретут опыт совместной работы в группах и с родителями;
- уметь находить совместно с родителями оригинальные решения в создании зданий будущего из различных видов конструктора (по выбору).
Планируемые продукты проекта:
- выставка семейных работ – макеты «Дома будущего» с описание проектов;
- викторина «Все профессии строительные нужны – все профессии важны»;
- фотовыставки (фотоальбомы): «Здания нашего города», «Такие разные дома»;
- видеоконсультации для родителей на сайте;
- альбом моделей по теме;
- совместный с родителями досуг «Рассказываем стихи о строителях»;
- отчетная видеоинформация на сайте.
- Подготовительный этап.
Подборка наглядного материала для познавательной и продуктивной деятельности детей.
Создание на сайте учреждения (группы) информационной странички проекта, инициировать на форуме обсуждение на тему «Как знакомить детей со строительными профессиями».
Создание банка идей и предложений.
- Погружение в проект.
Экскурсия по городу.
Презентация «История домов»
Формулировка проблемы «Без кого дом не построишь»
- Этап реализации проекта.
- Тема «Такие разные дома».
Задачи. Активизировать операции: анализ, сравнение, синтез. Побуждать классифицировать здания по функциональному назначению: «для жилья», «для обслуживания», «для производства».
Формы реализации: игровая ситуация «Найди лишнее», совместное построение модели «Дома».
- Тема «Из чего бывают дома».
Задачи. Знакомить с историей строительства, побуждать устанавливать зависимость конфигурации зданий и строительного материала от природных факторов.
Формы реализации: восприятие художественной литературы (Ольга Колпакова «Дома мира»), иллюстраций, беседа.
- Тема «Мультяшный город».
Задачи. Уточнять представлений о функциональном назначении конструктивных составляющих традиционного жилища человека: дверь, окна, стены, крыша, фундамент, пол. Способствовать формированию умений работать в паре. Конструирование дома для любимого сказочного персонажа.
Формы реализации: беседа, опыт «Какой дом крепче» (с фундаментом и без фундамента), конструктивно-модельная деятельность в парах.
- Тема «Книга самых красивых домов»
Задачи. Способствовать сплочению детско-родительских сообществ по созданию общего продукта. Активизировать в совместном с родителями составлении описательных рассказов. Стимулировать в представлении рассказов.
Формы реализации: совместно с родителями собрать фотоальбом о самых красивых домах мира, составление рассказов, рассказы детей в ходе режимных процессов.
- Тема «Дворцы и замки»
Задачи. Уточнить представления о зависимости конструктивных составляющих дома от внешних факторов (высокие башни, бойницы замков, лепнина дворцов), развивать творчество в изображении придуманного строения.
Формы реализации: восприятие образцов средневековой архитектуры (презентация «Дворцы и укрепленные замки»), обсуждение проблемы «Может ли один человек построить дворец», изобразительная деятельность.
- Тема «Сказочный город»
Задачи. Активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение. Стимулировать детей в высказывании своих умозаключений. Уточнить представления о профессиях архитектора (придумывает здание и делает к нему чертежи); каменщика (непосредственный исполнитель замысла архитектора). Отождествлять себя с исполнителем замысла – возводить постройку по рисунку своего товарища. Активизировать монологическую речь.
Формы реализации. Познавательная деятельность: рассматривание чертежей зданий (презентация «Мастерская архитектора»), сравнение чертежей, выполненных архитекторами и рисунков детей. Восприятие информации о профессиях архитектора и каменщика; обмен рисунками, выполненных на предыдущем занятии; конструктивно-модельная деятельность по рисунку товарища; коммуникативная деятельность: представление своей постройки.
- Тема «Строительная лаборатория - 1».
Задачи. Способствовать формированию представлений о каменщике, крановщике, плотнике. Познакомить со способами скрепления материалов, в зависимости от их свойств.
Формы реализации: просмотр презентации, беседа, опытно-экспериментальная деятельность по получению строительной смеси «бетон».
- Тема «В старину и сейчас»
Задачи. Активизировать детей в системном анализе способов строительства в древности и в современных условиях. Подвести к пониманию, что в современных условиях здание – это продукт сложного коллективного труда.
Формы реализации: ТРИЗ – метод системного анализа.
- Тема «Кто строит дом»
Задачи. Уточнить обобщающее понятие «Строители». Активизировать в речи названия профессий: архитектор, каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, крановщик, экскаваторщик, водитель, электросварщик, электрик. Побуждать давать характеристику каждой специальности.
Формы реализации: игра «Что лишнее», моделирование, рассказы детей по модели.
- Тема «Наш город»
Задачи. Познакомить с историей строительства Магнитогорска. Способствовать сплочению детско-родительских сообществ по созданию коллективного группового продукта. Стимулировать детей в представлении рассказов. Создать условия для изобразительной деятельности по памяти в ходе режимных процессов и в свободной деятельности.
Формы реализации: совместно с родителями собрать фотоальбом о самых красивых зданиях города, составление детьми совместно с родителями рассказов, рассказы детей в ходе режимных процессов. Просмотр итоговой презентации по теме, рассказ воспитателя, изобразительная деятельность «Наш город».
- Тема «Знаем и уважаем строителей»
Задачи. Создать условия для уточнения и закрепления знаний детей в свободной деятельности: о профессиях, об инструментах, о зданиях.
Формы реализации: внесение дидактических настольных игр в РППС, поручения, размещение обучающих ситуаций по теме на магнитном панно (разрезные картинки, что лишнее, разложи в правильной последовательности, найди, чей инструмент, чего не стало и другие).
- Тема «Семейный вечер»
Задачи. Создать условия для развития традиции семейного чтения. Стимулировать становление читательского интереса. Закреплять знания о специфике различных строительных профессий. Приобретение опыта в выразительном исполнении стихов о строительных профессиях.
Формы реализации: семейное чтение, беседа, разучивание стихов.
- Тема «Строительная лаборатория - 2».
Задачи. Уточнять представления детей об основных этапах возведения зданий, активизировать в диалоге. Побуждать в процессе опытной деятельности делать самостоятельные умозаключения о том, какие материалы наиболее пригодны для постройки жилья.
Формы реализации: обсуждение модели «Что вначале, что потом», опытно-экспериментальная деятельность по выявлению свойств различных материалов.
- Тема «Планета будущего»
Задачи. Приобщить детей к занятию инженерно-техническим творчеством на основе предварительного замысла. Создать условия для приобретения опыта работы над совместным проектом, отождествляя этапы создания макета с разными строительными профессиями.
Формы реализации: совместное с родителями придумывание идеи будущего дома, моделирование чертежа, конструктивно-модельная деятельность по созданию макета, составление описательного рассказа.
- Тема «Мы – строители»
Задачи. Способствовать созданию обобщающего образа строителя. Создать условия для приобретения эмоционального опыта выражения ценностного отношения к профессии строителя. Стимулировать интерес к творчеству.
Формы реализации: совместная досуговая деятельность (педагоги, родители, дети), включающая в программу чтение стихов о строителях, викторину «Все профессии строительные нужны – все профессии важны», выступления семей с защитой проектов.
Список литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". – ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
2. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» – Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.12.2014 № 01/3810
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пос. для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39-48.
5. Киселева Л.С., Данилова Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические чтения "Духовно-нравственное воспитание на этапе дошкольного образования"
Данный материал представляет собой описание опыта работы воспитателя о создании среды по духовно-нравственному развитию воспитанников....
Активизация ведущих каналов восприятия ребёнка как средство развития индивидуальности на этапе дошкольного образования
В статье представлена краткая характеристика ведущих каналов восприятия ребёнка и изложен практический способ применения знаний по данной теме, а также метод диагностики...
Здоровьесберегающие технологии на современном этапе дошкольного образования
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического з...
Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).
Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...
Метод проектов как средство экологического образования у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – самоценный этап в экологическом образовании личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окр...
Эффективность работы учителя – дефектолога на завершающем этапе дошкольного образования
В статье рассматриваются основные направления в работе учителя – дефектолога ДОУ, содержание деятельности. Представлены практические результаты проделанной работы....
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС дошкольного образования, следует рассматривать как: социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка...