эссе "Понимание игры в психологии Л.С. Выготского
статья на тему
Л.С. Выготский, рассуждая о детской игре, говорил следующее: «Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? Мне кажется, что с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте.……В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ponimanie_igry_v_psihologii_l.s._vygotskogo.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс стипендий и грандов им. Л.С. Выготского
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 24 «Искорки»
Эссе: «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского»
Автор: воспитатель Туруханова Татьяна Леонидовна
Л.С. Выготский, рассуждая о детской игре, говорил следующее: «Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? Мне кажется, что с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте.……В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний».
Прочитав эти строки, я вспоминаю себя в детстве: мы всегда играли. Это были разные игры, как «Дом», «Казаки – разбойники» и многие другие.
У нас во дворе стояла сцена, там мы ставили разные спектакли, танцевали, пели песни. Как часто мы слышали от своих родителей: «Опять вы там играете?» или «А что вы там делали – так целый день и проиграли?». Оценивая ситуацию с точки зрения настоящего жизненного и педагогического опыта, я понимаю, что игра всегда была не просто ведущей деятельностью, а основной потребностью ребёнка.
К сожалению, в современном обществе, мы - теперь уже родители, педагоги, до конца не осознаем значение, понятие игры для дошкольника. Мы постоянно спешим перейти в дошкольном возрасте к обучению. Боимся упустить время и хватаемся за модные методики в ущерб игре.
Взрослыму человеку сложно понять, что жизнь в дошкольном детстве «питается» преимущественно через игру. Именно поэтому дети лучше усваивают моральные ценности через сказки, притчи, забавные истории, в исскуственно созданной игровой ситуации, но ни как ни через прямое наставление.
Л.С.Выготскому принадлежит высказывание: «Игра – это воображаемая реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока реализовать не может».
Этими словами психолог Л.С.Выготский хотел сказать, что в игре проявляется несколько парадоксов. С одной стороны ребенок играет, как хочет, а с другой стороны ребенку приходится ограничивать себя правилами игры. Я думаю, с его словами можно согласиться. Ведь игра – это то, что дети делают естественно.
В – первых: в игре ребенок учиться действовать в мысленной, а не в видимой ситуации. Например: я предложила детям старшего дошкольного возраста поиграть в игру «Магазин». Главное содержание игры – отношение между продавцом и покупателем, стремление хорошо, правильно выполнить роли взрослых. Наблюдая за игрой детей, я увидела, что в центре их внимания находятся действия с цифрами и манипуляции с готовыми игровыми атрибутами: весами, гирями, счётами и т.п., а главное содержание игры отодвинуто на второй план. Пришлось включиться в игру в роли покупателя, развернуть цепочку ролевого взаимодействия, начать общаться с позиции «человек – человек», тогда игра обрела свой смысл и цифры встали на второй план.
Во – вторых: ребенок, действуя в соответствии со своими желаниями (играя), в тоже время отказывается от своих импульсивных желаний, подчиняется правилам игры. Например: На участке детского сада мы с детьми играли в «Прятки». Дети прятались, а я их искала. На игровой площадке стоит горка. Прятаться за ней любимое место детей. Я, конечно, видела, где они прятались, но не показывала этого и долго ходила по площадке, говоря: «А где же мои дети?». Когда я подходила ближе к горке, то слышала, как за горкой разыгралась «драма». Один ребенок рвался выйти, а другой шептал: «Сиди тихо!». Наконец ребенок не выдержал напряжения, и выбежал навстречу мне со словами: «Вот я!». А другой ребенок недовольно заявил, что больше не будет с ним играть, потому что он играет не правильно.
Эти примеры показали мне, что если для одного ребенка понимание игры заключается в выполнении взятой на себя роли и связанными с ней правилами, то для другого ребенка понимание игры заключается именно в общении, т.е. детская игра зависит от той потребности, в которой ребёнок в данный момент более нуждается. Что ещё раз подтверждает слова великого психолога Л.С. Выготского «…мне кажется, что отказываться от подхода к проблеме игры с точки зрения того, как в ней реализуются потребности ребенка, его побуждения к деятельности, аффективные его стремления — это значило бы страшно интеллектуализировать игру».
Для своей профессиональной деятельности я приняла решение, что играя с детьми, я буду учитывать их интересы и предпочтения, их потребности. Решающее слово в игре буду оставлять за детьми. Искренне и уважительно относиться к их игровым возможностям. Изучать и применять современные методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально – положительного состояния детей в игре. Обеспечивать условия для возникновения и развития игровой деятельности: достаточное количество времени для игр; необходимые игрушки и пособия; создание предметно игровой среды. Привлекать родителей к проблеме детской игры.
В одном известном произведении есть фраза – «Вся наша жизнь – игра!». В данный момент и моя жизнь насыщена игрой, и мне это нравится. Игра с детьми – это масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты.
«Игра - это творческая переработка пережитых впечатлений,
комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выготского в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии
Лев Семенович на заре своей научной деятельности гигантской силой теоретического проникновения в самую сущность детской дефективности совершил здесь подлинный переворот… Положения, выдвинутые Л.С. Выг...
Эссе «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского».
Эссе «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского»....
Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского " Роль игры в дошкольном детстве"
Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского" Роль игры в дошкольном детстве"...
Статья "Дидактические игры по психологии"
В картотеке представлены игры на развитие мыслительных операций, на развитие мпособностей к сосредоточению, на развитие наблюдательности, на развитие ассоциаций. А также представлены вариа...
Стартовала Большая игра «Школа Рыбаков Фонда» имени Льва Выготского
Стартовала Большая игра «Школа Рыбаков Фонда» имени Льва Выготского! Участвовать могут команды и лидеры русскоязычных организаций дошкольного, среднего, специального и допобразования...
Игры педагога-психолога с детьми в период адаптации к ДОУ
Малыши в возрасте от 2 до 3 лет, очень чувствительны и эмоционально-неустойчивы, психические процессы и нервная система еще незрелы. Это объясняется особенностями раннего возраста. Приходя в детский с...
Игры педагога-психолога
УПРАЖНЕНИЕ «ЧАЙНИК КИПИТ»Для развития эмоционального интеллекта у детей 5 - 10 лет отлично подойдет упражнение " Чайник кипит", которое помогает:- познакомить ребенка с эмоцией з...
- Мне нравится (2)