Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского " Роль игры в дошкольном детстве"
материал на тему
Развитие в отечественной психологии идей
Льва Семеновича Выготского
" Роль игры в дошкольном детстве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие в отечественной психологии идей
Льва Семеновича Выготского
« Роль игры в дошкольном детстве»
Проблема изучения игровой деятельности была и остается в центре внимания психологов, педагогов, методистов. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, способствуя возникновению психологических новообразований и стимулируя тем самым психическое развитие ребенка. По мнению Н.С. Паниной, полноценное овладение игровой деятельностью в дошкольном детстве является необходимым условием решения различных задая интеллектуального , эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный для этого период развития. Именно Поэтому исследованию игры в детском возрасте посвящено такое огромное количество научных работ.
Исследования различных ученых ( Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др.) создали теоретические и методологические основы изучения деятельности в отечественной психологии, в том числе и игровой. В настоящее время произошло стремительное продвижение в соответствующих областях изучения детской игровой деятельности. Современными исследователями игры (Е.М.Гаспаровой, С.Н.Дыбиной, И.В.Коротковой, Н.Н.Лебедевой, А.М.Новиковым, Л.И.Элькониновой и др.) предпринимались попытки дальнейшего изучения игровой деятельности. Они состоят, с одной стороны, в проникновении вглубь происходящих при становлении игры у ребенка скрытых психологических процессов, с другой стороны, - в огромном расширении масштабов проводимых исследований, позволяющих делать выводы об общих закономерностях становления игровой деятельности и её множественных индивидуальных вариациях.
Несмотря на современные исследования и перспективы научного поиска в решении данной проблемы, обращение к теоретико – методологическим основам исследования игры является важным. Изучение трудов основоположников теории и методологии игры позволяет создать общее представление о развитии данной проблемы, о различии взглядов ученых, имеющихся подходов к её решению, а также обозначить идеи, которые не потеряли своего значения до настоящего времени. Труды различных ученых могут быть полезны и педагогам – практикам при построении систем обучения, развития и воспитания дошкольников. В связи с этим обращение к трудам различных данных ученых, изучение их взглядов на проблему становления и развития игровой деятельности в дошкольном возрасте становится все более актуальным.
Историко–методологические аспекты игровой деятельности приобретают особое значение в настоящее время, поскольку становится необходимым анализ проведенных исследований с целью выделения имеющихся в них тенденций, невостребованных или забытых идей, значимых для современной науки. Именно поэтому теоретический анализх трудов Л.С.Выготского и его последователей в отечественной психологии является по прежнему актуальным. В данной работе представлен анализ взглядов ученого и его сподвижников на проблему игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Цель работы – теоретический анализ проблемы развития игры в дошкольном возрасте в исследованиях отечественных психологов.
Объектом работы выступает проблема игровой деятельности.
Предметом работы – отбражение проблемы игровой деятельности в отечественной психологической науке.
В работе мы ставили следующие задачи:
1. Дать общее представление об игровой деятельности в современной психологической науке.
2. Изучить взгляды Л.С.Выготского о роли игры в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть развитие идей Л.С.Выготского об игровой деятельности дошкольника в трудах отечественных наук.
Для достижения цели и задач использовался метод обзорно-аналитического изучения психолого-педагогической литературы по проблеме.
Теоретико-методологические основы работы составили основные положения отечественной психологии о закономерностях развития ребенка, основы которых заложены Л.С.Выготским в теории культурно-исторического понимания развития психики.
Глава 1. Взгляд Л.С.Выготского и его последователей в отечественной психологии на роль игры в дошкольном детстве
- Представление об игровой деятельности в современной психологической науке.
Игра – особый вид деятельности человека, поэтому данную проблему пытались объяснить с различных научно-исследовательских позиций такие авторы, как К.Д.Ушинский, К.Гросс, Ф.Бойтендайк, К.Бюлер, Ж.Пиаже, К.Левин и другие. Значительное внимание развитию игровой деятельности уделили отечественные психологи Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец и другие. Многие из перечисленных выше ученых подчеркивали активный. Творческий характер игры, изучали компоненты и функции игровой деятельности. Большое внимание было уделено развитию ролевой игры ребенка как фактора социализации. Особое внимание уделялось использованию игры в обучении.
По мнению С.Л. Новоселовой, игра – это особый вид предметной деятельности, в которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих взаимоотношений . Это создание воображаемых ситуаций и перенос одних предметов на другие предметы, происходящий в придуманных обстоятельствах .
Г.С.Абрамова указывает, что специфика игры как деятельности состоит в следующем: 1) Основной единицей игры является роль. 2) В игре цель и мотив совпадают. 3) наличие в игре мнимой, воображаемой ситуации. 4) Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности. .
М.В. Гамезо с соавторами выделяет следующие структурные элементы игры:
1. Игровой замысел – общее определение того , во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи и отражается в игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.
2. Сюжет (содержание) игры – это то, что определяет развитие и взаимосвязь игровых действий. Взаимоотношений детей.
3. игровые роли, которые берут на себя дети.
4. правила игры – они регулируют и определяют поведение детей в игре и взаимоотношения окружающих.
5. Игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются игровыми.
6. игровые действия, которые носят обобщенный и сокращенный характер.
7. Реальные отношения между детьми.
В.С.Мухина считает, что игра как особая форма детской деятельности имеет свою историю развития, связанную с изменением положения ребенка в обществе . На самых ранних ступенях развития общества основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением примитивных орудий (палок) для выкапывания съедобных корней. Дети с первых лет жизни включались в деятельность взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. Игры, отделенной от труда, не существовало.
При переходе к охоте, скотоводству и мотыжному земледелию возникают такие орудия труда и такие способы производства, которые недоступны для детей и требуют специальной подготовки. Появляется общественная потребность в подготовке будущего охотника, скотовода и т.п. Взрослые изготавливают для детей уменьшенные орудия, которые являются точными копиями орудий взрослых. Эти своеобразные игрушки растут вместе с детьми, постепенно приобретая все свойства и размеры орудий труда взрослых людей .
Далее автор пишет, что взрослые всячески содействуют играм – упражнениям детей. В таком обществе еще нет школы как специального учреждения. Дети в процессе упражнений под руководством взрослых овладевают способами употребления орудий. Общественным смотром достижений детей в овладении орудиями труда являются игры – соревнования .
Е.О. Смирнова указывает на то, что происходит дальнейшее усложнение орудий труда и связанных с ними производственных отношений . Детей начинают вытеснять из сложных и недоступных для них сфер производственной деятельности. Усложнение орудий труда приводит к тому, что дети оказываются не в состоянии овладеть их использованием в играх – упражнениях с уменьшенными моделями. Орудия труда при их уменьшении теряют свои основные функции, сохраняя лишь внешнее сходство. Вместе с тем дети вытесняются и из общественных отношений взрослых членов общества .
На этой ступени развития общества возникает новый вид игры – ролевая игра. В ней дети удовлетворяют свою основную социальную потребность – стремление к совместной жизни со взрослыми. Им уже недостаточно участия в труде взрослых. Дети, предоставленные сами себе, объединяются в детские сообщества и организуют в них особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых людей, беря при этом на себя их роли. Так из особого места ребенка в обществе, связанного с усложнением производства и производственных отношений, возникает ролевая игра как особая форма совместной жизни ребенка со взрослыми .
Г.А. Урунтаева утверждает, что в ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций . Тем самым удовлетворяется основная потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми .
Многие ученые (А.О. Горышева, А.Л.Кутузова, А.С. Спиваковская , К. Тамаки и др.) в своих трудах указывают на различные классификации игр . В работе Н.Н Поддъякова, Н.Я. Михайленко мы обнаружили, что существуют различные виды игр, которые могут успешно использоваться в обучении и воспитании дошкольников .
Ролевая , или Сюжетно-ролевая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в общественной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора. Водителя, пирата – и образцы его действий .
По мнению Е.О.Смирновой, игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-847819-1478847890.jpg)
Игра в дошкольном детстве
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. В играх дети знакомятся с различными свойствами предметов — цветом, формой, величиной, сравнивают, группируют их по отдельным признакам....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/06/picture-266452-1375813063.jpg)
Сюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве.
Из всех видов игр в дошкольном детстве наиболее благоприятно влияют на развитие ребена сюжетно-ролевые игры. Кроме того игра - это свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-981601-1512505383.jpg)
Игра в дошкольном детстве: развивающие аспекты.
Истощение традиционного пути формирования сюжетно-ролевых игрчерез накопление детьми личного опыта вызывает необходимостьцеленаправленного ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-45324-1363426282.jpg)
ИГРА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ: ОПЫТ ОРАНИЗАЦИИ В ГРУППЕ В ДОУ
Статья посвящена обобщению опыта воспитателя по организации игры в группе доу....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-1059367-1539632586.jpg)
"Игра в дошкольном детстве: требование ФГОС" "ТРИЗ-технология в детском саду"
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограни...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971541-1510302934.jpg)
Статья. Сюжетно Ролевые Игры в дошкольном детстве
Бирюкова Л. Е., воспитательГБДОУ детский сад №5 Василеостровского районаСанкт-Петербурга СтатьяСюжетно-ролевые игры в дошкольном детстве. При изучении игры исследователи сталкиваются с много...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-1219586-1581842717.jpg)
Семинар Игра. Сюжетно- ролевая игра в дошкольном детстве.
Изучение игры как средство воспитания в дошкольном возрасте....