Музыка как средство реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников.
материал (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Доклад из опыта работы по реализации задач экологического воспитания дошкольников в системе музыкального развития в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_kak_sredstvo_realizatsii_zadach_po_ekologii.docx | 22.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 130
« Реализации задач экологического воспитания дошкольников в системе музыкального развития в ДОУ»
Выполнила музыкальный руководитель
Кобозова Вера Васильевна
Г. Тверь
2017 год объявлен годом экологии.
Слайды № 1, 2
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.
Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.
Экологическое воспитание - самое важное в наше время.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.
Слайды №3,4,5
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.
Современное формирование экологического сознания дошкольника невозможно без взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной составляющих, ведь ребёнок познаёт мир не на рациональной, а на эмоциональной основе. Больно видеть, как ребёнок, не задумываясь, обрывает листья на деревьях, давит муравья, срывает цветок и, немного поиграв, выбрасывает. Как хочется научить его понимать всю красоту природы, бережно относиться к ней, сознавать, что всё это – живое, нерукотворное и неповторимое. Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – вот задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка.
Приобщение детей к вопросам экологии происходит на музыкальных занятиях с раннего возраста. Рассмотрим вариант формирования у ребёнка экологической культуры на примере
программы музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, ориентированной на возраст от трех до семи лет.
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Создание доброжелательной атмосферы помогает детям быть творчески раскованными, любознательными, проявить свою инициативу. Музыкальный материал составлен с учётом природного, народного, светского и частично исторического календаря. Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение, в него включены музыкально-ритмическое движение; развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковая гимнастика; слушание музыки; распевание, пение;пляски, игры, хороводы.
Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики» Е.Тиличеевой), мишкой («Мишка» М.Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т.Ломовой). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа. Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки.
Раздел «Слушание музыки» (экологически ориентированный) очень хорошо представлен в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в теме III «Музыка рассказывает о животных и птицах», и IV - «Природа и музыка». Но, наряду с произведениями классической музыки, нужно включать в слушание детей произведения написанные детскими композиторами и произведения для детей: песни Т.Морозовой «Разноцветная осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например - песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!").
Слайд 6-9
При слушании музыки полезно предложить детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи – если слышат минорную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением. При проведении таких занятий можно оттолкнуться и от обратного: предложить детям посмотреть за окно, поговорить о том, какая сегодня на улице погода, нарисовать увиденную картинку, а затем прослушать два музыкальных отрывка и спросить у детей, какой из отрывков, по их мнению, лучше передаёт состояния природы. Такие задания активизируют творческое воображение детей, даже самые робкие малыши постепенно начинают раскрываться, ведь в рисунке ребёнок может выразить то, что не может сказать словами.
В качестве дополнительного материала я предлагаю детям музыкальные игры Сергея и Екатерины Железновой, которые легко вписываются в любую программу музыкального воспитания, очень нравятся детям, дарят им много положительных эмоций и также учат любви ко всему окружающему.
Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.
Слайды № 10-11
Основные педагогические принципы программы – принцип последовательности , наглядности, доступности, сезонности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
На музыкальных занятиях в средней, старшей и подготовительной группах материал, освоенный детьми ранее, повторяется, усложняется и развивается. Продолжает формироваться любовь к природе, к животным, к растительному миру. Разучивая новый музыкальный материал, следует обязательно провести с детьми вводную беседу. Можно поговорить о насекомых, рассказать детям о том, что даже к самым маленьким жукам нужно относиться бережно. Дети начинают понимать, что все животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Слайды № 12-21
Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, Леший рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать. Традиционными стали у нас праздники «Осенний бал», «Праздник прилёта птиц», « Праздник русской березки». Данные мероприятия проводятся совместно с родителями.
Слайды № 22-26
С уверенностью можно сказать, что ребёнок, получивший экологическое образование в детском саду, никогда не обидит живое существо, не разрушит муравейник, не разорит гнездо птицы.
Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира, яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства.
Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реализация задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников в образовательной области "Речевое развитие"
Одно из важнейших средств нравственно-патриотического воспитания – это художественное слово, всё разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми автор...
Реализация задач по экологическому воспитанию в ДОУ средствами музыки.
Доклад - консультация для педагогов и родителей....
Методическая разработка по реализации задач экологического воспитания дошкольников «Овощи, ягоды и фрукты- полезные продукты» с детьми подготовительной группы
АктуальностьДанный проект предназначен для детей дошкольного возраста и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека.Актуальной проблемой на сегодняшний день является у...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Огород – как средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольников
Огород – как средство познавательного развития в экологическом воспитании дошкольников Я хочу поделиться работой по созданию огорода на территории ДОУ. В период детства закладыва...
Реализация проекта по экологическому воспитанию дошкольников "Юные защитники природы" Средняя группа
Отчет по реализации экологического проекта «Юные защитники природы» (2020-21 уч. год) Средняя группа 2Воспитатель: Лапина Ю.В. Цель проекта: формирование у детей и род...
Родительское собрание "Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по экологическому воспитанию дошкольников"
Повестка:Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, образовательной программой МДОАУ №51.Ознакомление с задачами группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет по экологическому...