Логопедическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в период адаптации в дошкольном учреждении
методическая разработка по логопедии

Лисица Ирина Дмитриевна

Презентация поможет коллегам эффективно организовать сопровождение ребёнка с ОВЗ раннего возраста. Раскроет основные направления работы всей команды специалистов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1514» « Логопедическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ в период адаптации. » 10-летие Детства. Педагогическая гостиная Лисица И.Д. Учитель-логопед Ермакова О.Ф. Учитель-логопед Москва 26.09.2019 г.

Слайд 2

Актуальность В нашей образовательной организации созданы условия для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ: большая команда специалистов разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты для детей с различными нозологиями и вместе с воспитателями ведут коррекционно-развивающую деятельность. Для специалистов особенно важен ранний возраст, так как благодаря пластичности мозга детей от 0 до 3 лет, можно весьма успешно формировать компенсаторные механизмы, корректировать первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах, предупреждать вторичные отклонения в развитии.

Слайд 3

Дети с ОВЗ раннего возраста Д ети с нарушением слуха; Дети с нарушением зрения; Дети с тяжёлыми нарушениями речи; Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Дети с ЗПР; Дети с нарушениями интеллектуального развития; Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы (дети с аутоподобным поведением); Дети со сложной структурой дефекта.

Слайд 4

Общие особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Нарушение энергетического баланса организма Меньшая скорость приема и переработки сенсорной информации Замедленный темп психического развития Нарушения коммуникации с окружающим миром Нарушения личностного развития

Слайд 5

Отсутствие речи – основной дефицит детей с ОВЗ У детей с ОВЗ не сформированы две функции речи , что ведёт к нарушению общения, коммуникации, агрессивному поведению, депрессии… Сигнификативная (от англ. significate — обозначаю). Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл. Дети с ОВЗ не усваивают и не пользуются знаками родного языка. Коммуникативная Ребенок с ОВЗ не пользуется речью для установления контакта с окружающими людьми, для получения новой содержательной информации.

Слайд 6

Алгоритм работы учителя-логопеда в период адаптации ребёнка в ДОУ

Слайд 7

Индивидуальный образовательный маршрут Нормативная основа составления ИОМ: Составляется только с согласия родителей (заявление, заключается договор с родителями) Опирается на реальные условия дошкольного учреждения – наличие необходимого оборудования, педагогического состава. Учитывает рекомендации ЦПМПК или ИПРА Этапы разработки ИОМ 1 этап. Определение детей, которым необходим ИОМ 2 этап. Наблюдение 3 этап. Диагностика 4 этап. Коррекционно-развивающая работа 5 этап. Контроль

Слайд 8

Взаимодействие согласованной команды специалистов

Слайд 9

Структура ИОМа Титульный лист с подписями специалистов и родителя. Общие сведения о ребёнке Заключение и рекомендации ППк образовательного учреждения: О собенности обучающегося Программно-методическое обеспечение диагностики и сопровождения ребёнка Создание специальных условий: психолого-педагогическое сопровождение и непосредственно сами условия ДОУ (создание помещений, различных видов групп и т.д.) 3. Освоение образовательных областей 4. Коррекционно-развивающая область 5. Работа с родителями 6. Расписание занятий ( в сетке занятий)

Слайд 10

Наблюдение за ребёнком в естественной среде Речевая деятельность наблюдение замечания воспитателя характер смеха, плача громкий/тихий/обрывистый реакция на обращённую речь, имя не обращает внимания/откликается понимание простых инструкций понимает, но не выполняет/ не понимает/ выполняет наличие экспрессивной речи фраза/ звукокомплексы /слоги наличие речевой инициативы инициирует общение/безынициативен наличие и понимание местоимения «я» называет себя «я»/ «мальчик»/«он» наличие эхолалий повторяет фрагмент речи фотографичность речи/речевые штампы пользуется часто/нечасто/всегда фрагментарность, бессвязность, отвлечённость речи часто/нечасто/всегда

Слайд 11

Моторика наблюдение замечания воспитателя наличие механических нарушений органов артикуляции неправильный п рикус/расщелины (неба, губы) назальный оттенок речи есть/нет наличие саливации всегда/до еды/ во время сна/после еды поперхивания , срыгивания во время еды всегда/иногда/нет отказ от твёрдой пищи всегда/иногда/нет удержание улыбки не улыбается/быстро убирает/только улыбается гримассы , выбрасывание языка из ротовой полости есть/нет/часто/редко/ манипулирование предметами – ложкой, вилкой, карандашом Пользуется/нет/захват

Слайд 12

Организация логопедического обследования

Слайд 13

Результаты обследования развития речи у детей с ОВЗ раннего возраста (составление индивидуального образовательного маршрута ИОМа )

Слайд 14

Условия успешной адаптации детей без речи Важные коммуникационные функции, которым следует сразу обучать ребёнка с отсутствием речи. Просьба . Требование внимания. Отказ. Сообщение информации. Запрос информации. Сообщение о своих эмоциях.

Слайд 15

Использование альтернативных методов коммуникации в работе с детьми с ОВЗ Система жестов Система символов Обучение глобальному чтению Система коммуникации при помощи карточек PECS Требования: Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении. Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик—доставать из ящика ).

Слайд 16

ПРИМЕРЫ ЖЕСТОВ И КАРТОЧЕК

Слайд 17

Результат Переход к другим формам общения Снижение проявлений неадаптивного поведения Улучшение социального поведения Положительные сдвиги в речевом развитии

Слайд 18

Помощь родителям детей с ОВЗ раннего возраста

Слайд 21

Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики развитие артикуляционного аппарата мелкой моторики пальцев развитие чувства ритма, координации движений Биоэнергопластика - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук.

Слайд 22

«СЛОНЁНОК» Я водичку набираю И ребяток поливаю! Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. (ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.) «КАЧЕЛИ» Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. (движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Слайд 23

Список литературы Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст ). Педагогика. Особый ребёнок. – М., 2015г. Жукова О. Умные пальчики. От 6 месяцев до 3 лет. Обучение с пелёнок. – М., 2008 г. Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года. Педагогика. Первые шаги. Мозаика Синтез. – М., 2007 г. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. Астрель . – 2010 г. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. Детство-Пресс. – С-П., 2019 г. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. КАРО – С-П., 2006 г. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Педагогика. Первые шаги. Мозаика Синтез. – М., 2008 г. Янушко Е. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Педагогика. Развивающее обучение. Владос . – М.,2016 г.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1514» Адрес: Москва, улица Академика Челомея , дом 10А Контакты: т. 8(499) 432-32-13, ; Учитель-логопед Лисица Ирина Дмитриевна, Ермакова Ольга Фёдоровна e-mail : Ilisata@gmail.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Поступление в детское дошкольное учреждение для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению.

Поступление в детское дошкольное учреждение для каждого ребёнка сопровождается определёнными психологическими трудностями. Период адаптации у разных детей продолжается от 3 недель до 2-3 месяцев . Чем...

Конспект игрового занятия для детей второй младшей группы в период адаптации к дошкольному учреждению "Вас приветствует принцесса Роми"

Конспект игрового занятия для детей второй младшей группы в период адаптации к ДОУ.Задачи: развивать инициативу к активному участию в игровой деятельности;учить повторять движения в та...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

Занятие по адаптации по книге Роньжиной А.С. «Занятия психолога детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"

Занятие 1 «БОЖЬЯ КОРОВКА»Подготовила: педагог-психолог Шорошнева М.А.(составлено на основе занятийкниги Роньжиной А.С.«Занятия психолога детьми 2–4-х летв период адап...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...