КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ)
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема конспекта «Лаборатория воды»
Тема недели «Юный эколог»
Направление развития: познавательное.
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Задачи: Образовательная:
-Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
-Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
-Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.
- помогать употреблять глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
- развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
Развивающая:
-Способствовать развитию любознательности;
-Развивать внимание детей;
-Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательная:
- Продолжать воспитывать культуру поведения;
-Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
-Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Перечень оборудования - карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода». Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.
Продолжительность образовательной деятельности 25 минут.
Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»
Методические приемы:
Беседа; Вопросы; Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность); Загадки; Сюрпризный момент; Игра.
Ход образовательной деятельности:
Этапы образовательной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационно-мотивационный этап | Информационно-познавательная Доброе утро! Я вам говорю Доброе утро! Я вас всех люблю! Желаю Вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться. Приветствие гостей. Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. (В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.) -Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей. -Скажите, чем занимаются ученые? -Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. - Где работают ученые? Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это? Отгадывание загадки: На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (глобус) - А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли). - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. - Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? - А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? - А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились. - В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки. -Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт). Мочит поле, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь это-… (дождь) С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые… (снежинки) Сверху одеяло На землю упало, Самой лучшей ваты Мягче и белей. Травкам и козявкам, Всем зверушкам малым Спать под одеялом До весенних дней. (снег) У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет- Гвоздь упадет. (сосулька) Не колючий, светло-синий, По кустам развешан… (иней) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошел искать их днем Ищем, ищем – не найдем. (роса) Пушистая вата – плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака) По небесам оравою, Бегут мешки дырявые, И бывает иногда Из мешков течет вода. Спрячемся получше, От дырявой… (тучи) Прозрачен, как стекло А не вставишь в окно. (лед) - Что объединяет все наши отгадки? -Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? - Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной. - Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде. Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды. Без пищи мы можем прожить 3-4недели. Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток. Физкультминутка К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте) Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе) (хлопаем в ладоши) Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой. | Слушают внимательно, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Отвечают на вопросы, отгадывают загадки Отгадывают загадки и показывают иллюстрации с отгадкой-картинкой. Высказывают предположения, задают вопросы, отвечают на вопросы взрослого и сверстников Проговаривают слова, повторяют движения (могут предложить уже знакомую игру и провести) |
Основной этап | Опытно-экспериментальный. Совместное открытие нового. И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. -Приступим к нашему исследованию. Опыт №1. «Вода - жидкость». Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью. Вывод: вода – это жидкость. Опыт№ 2. «Вода бесцветная» - А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком. - Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная. -Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили? Вывод: вода – прозрачная жидкость. Опыт № 3. «Вода не имеет запаха». - Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.(У воды нет запаха). -Понюхайте стакан с соком (апельсиновый). Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной. Вывод: вода не имеет запаха. Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса». - Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? - А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? Вывод: Вода не имеет вкуса. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Физкультминутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу” - Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. ( звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. - Отдохнули, ребята? Опыт № 5. Способность воды отражать предметы. - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой) - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.) - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.) - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое) Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. | Высказывают предположения, задают вопросы, отвечают на вопросы взрослого и сверстников Включаются в деятельность, оказывают помощь друг другу, формулируют выводы, представляют результаты собственной деятельности Дети располагаются на ковре в произвольном порядке. Выполняют вместе движения, предлагают знакомую физ. минутку Отвечают на вопросы. Включаются в деятельность, оказывают помощь друг другу, формулируют выводы. |
Заключительный этап | Рефлексия -Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях. Спасибо вам ребята. | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. |
Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.
1.Задачи и цели выполнены.
2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.
3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.
4. Активно отвечали на вопросы.
Рекомендации.
1.Больше обращать внимание на детей (имена детей), которые менее активны на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."
Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"
Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспект позновательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МАГНИТА».
Конспект в старшей группе "Удивительный мир магнита"...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....