Сотрудничество ОО с семьёй в процессе реализации проекта «Родительский клуб»
материал на тему

Ратникова Екатерина Сергеевна

Описание и значение проекта "Родительский клуб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_klub_2682.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество ОО с семьёй в процессе реализации  проекта  «Родительский клуб»

Тип проекта: Практико-ориентированный.

Продолжительность: Долгосрочный

Исполнители: Родители, воспитанники, воспитатели, специалисты.

Форма реализации: внедрение и апробация работы детско-родительского клуба.

Обоснование актуальности проблемы: 

        Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

        Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

        Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи.

        Модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

        Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольной организации и родителями.

        Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОО становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и ДОО рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Наряду с этим, клубная работа раскрывает перед детским садом широчайшие возможности для организации совместной работы, поскольку позволяет:

  • отказаться от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
  • вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы, в зависимости от особенностей и потребностей семей;
  • отказаться от столь распространенной «добровольно-принудительной» основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;
  • сменить роль родителей: вместо «пассивного слушателя» - «активный участник»;
  • от разовых бессистемных мероприятий перейти к планомерной, систематической, последовательной работе.

Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей

позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс ДОО формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное

и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Цель проекта: Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами  ДОО, гармонизация детско-родительских отношений, привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в качестве активного участника образовательного процесса.

Задачи:

  • повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОО;
  • формирование позитивного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;
  • снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях ДОО и семьи.
  • подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию.
  • создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • Устойчивая эмоционально-волевая сфера, развитые творческие способности и интеллект.
  • Осознание собственной внутренней позиции.
  • Адекватная самооценка и уверенность в собственных силах.
  • Ощущение комфорта в пространстве взрослых.

Для родителей:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  • Понимание позиций своего ребенка и его эмоционально-чувственного мира.
  • Добрые семейные взаимоотношения.
  • Тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОО.
  • Усвоение модели поведения ребенка.
  • Осознание родителями собственного воспитательного опыта.
  • Снятие затруднений детско-родительских отношений.

Для педагогов:

  • Самосознание на высоком уровне.
  • Апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей.
  • Установление партнерских отношений ДОО и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОО.
  • Повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов ДОО в работе с семьей.
  • Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.

Перспектива дальнейшего развития проекта: принять форму работы «Родительский клуб», как рекомендованную во всех возрастных группах ДОО.

Риски:

  • трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОО, особенно из проблемных семей;
  • участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии эффективности:

  • рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
  • согласованность действий педагогов и родителей;
  • соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
  • заинтересованность родителей;
  • положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.

                         

Теоретическая база опыта:

        На первом этапе реализации проекта было проведено анкетирование родителей,  где мы попытались  выяснить, одобряют ли они идею совместных встреч со своими детьми, каковы, по их мнению, должны быть цели этих встреч, их содержание и примерная тематика. Результаты анкетирования показали, что родители приветствуют проведение совместных встреч, вечеров досугов. Ценность таких вечеров они видят в объединении детей и родителей, в возможности общаться, в воспитании культуры и любви к обществу, к людям.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка.

        Совместная работа специалистов ДОО (педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, специалисты по дополнительному образованию) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

        План работы клуба  составляли с учетом  интереса родителей  к тем или иным вопросам развития, воспитания, образования и оздоровления  детей и актуальности этих вопросов для нашего детского сада.

Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.

Формы работы с родителями в клубе разнообразны: семинары-тренинги, круглые столы, лекции, диспуты, тренинги, тематические выставки литературы, папки-передвижки, буклеты, деловые игры и др. Вся работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации педагога-психолога, логопеда и других специалистов ДОО. Общаясь с родителями индивидуально, мы получаем возможность установить с ними отношения на взаимном уважении, наметить пути дальнейшей помощи семье, дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.

        Для коллектива родителей организуются общие консультации, лекции, диспуты, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, практические занятия с детьми, тренинги, где  широко используется система домашних заданий для родителей,  их силами организуются тематические фотовыставки, проекты, мини-музеи,  выставки рисунков и плакатов. Вся работа осуществляется в тесном контакте педагога, родителей и детей. Одним из преимуществ этого направления, в том, что ребёнок совместно с родителями добывает информацию по определённой теме или изготавливает поделку, пособие. 

        Кроме этого, более подробно  и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, информационные буклеты и т.п. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.

     Тщательная подготовка к каждому заседанию клуба, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

Технологическая схема опыта.

На современном этапе  в основу взаимодействия педагогов и семьи   в нашем дошкольной организации заложены следующие принципы:

Доброжелательный стиль общения.

Позитивный настрой на общение является самым  прочным фундаментом, на котором строится  вся работа педагогов нашего детского сада. Как показывает   опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход.

Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.  Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то  и применяют наши педагоги человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им  надо воспитывать своего  ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды  педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность мы увидели в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности коллектива детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье.

Готовимся серьезно.

К любому, даже небольшому мероприятию по работе с родителями тщательно и серьезно готовимся. Работаем по принципу: «качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий», т.к. слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут  негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом, и авторитет педагога в частности.

Динамичность

Наш детский сад постоянно находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Кроме того, педагогический коллектив детского сада   находится в постоянном поиске инновационных, современных, интересных форм взаимодействия с семьей. 

Для установления партнерских, доверительных  взаимоотношений детского сада и семьи, мы придерживаемся специальной методики, которая тоже включает три этапа:

Первый

Актуализация потребностей родителей в образовании и  социально-личностном развитии собственного ребенка

Второй

Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении

Третий

Партнерство  педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений и приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на социально-личностное развитие ребенка

Основные блоки в работе с родителями

Блоки

Основные задачи

Формы

Психолого-педагогическое

просвещение родителей

Повышение

психолого-педагогической

грамотности родителей

  • Общее родительское собрание
  • Групповые родительские собрания
  • Круглые столы 
  • Просмотр видео, презентация на мультимедиа деятельности детей в детском саду, прослушивание аудиозаписей
  • Памятки и рекомендации по воспитанию и обучению детей.
  • «Консультации» (администрация, специалисты, воспитатели)
  • Анкеты – ответы, анкеты - опросники, тесты
  • Индивидуальная беседа;
  • «Дни открытых дверей»
  • Информационные стенды в холлах детского сада и в группе
  • Тематические выставки

Включение родителей

в образовательный процесс ДОО

Создание условий для включения родителей в  организационно -  педагогическую деятельность

  • Родительский комитет
  • «Семинар – практикум» (специалисты ДОО, воспитатели)
  • Тренинги (психолог)
  • Образовательные досуги 
  • Обмен опытом семейного воспитания
  • Мастер-классы
  • Спортивные соревнования и досуги
  • Конкурсы (семейного творчества и др.)
  • Фотовыставки   
  • Выполнение практического домашнего задания
  • Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды ДОО
  • Участие в оформлении группы
  • Участие в благоустройстве ДОО и территории

Формы и условия организации мероприятий, праздников

Формы

Условия

Результат

Заседания клубов Родительское собрание

  • Каждой встрече с родителями предшествует объявление, которое отражает важность предлагаемой темы  для воспитания и развития ребенка. Иногда в объявление вносятся вопросы для обсуждения.
  • У родителей формируется интерес к  предстоящей встрече, происходит рост посещаемости родителями и другими старшими членами семьи мероприятий по  педагогическому просвещению
  • Чтобы родители прониклись темой и содержанием встречи, для создания атмосферы понимания, в помещении, где проходит встреча, размещаем цитаты.
  • На заседаниях клубов и родительских собраниях используем такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути беседы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
  • Обязательное использование во время встреч аудио,  видеозаписи или презентации с комментариями на мультимедиа  - деятельности детей в детском саду по актуальной теме (Организация игровой деятельности;   организация экспериментальной деятельности;  организация двигательной деятельности или физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и др.
  • Традиционно родители уходят с памятками, рекомендациями, брошюрами    по воспитанию и социально – личностному развитию детей в которых изложены задачи воспитания; основные мысли по теме встречи.
  • В процессе встречи происходит активизация всех присутствующих  родителей (100%);
  • Рост активности  участников при обсуждении актуальных проблем;
  • Увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка
  • Увеличение и изменение характера вопросов родителей к воспитателям, специалистам, руководителям детского сада, касающихся формирования социально-личностного развития  ребенка. Размышления вслух о правильности используемых родителями методов и приемов.
  • Использование родителями педагогической литературы
  • Используем игры – ситуации, тесты, практические задания.
  • Родители проникаются задачами, стоящими перед педагогическим коллективом, решение которых,  направлено на социально личностное развитие ребенка, узнают о содержании работы в детском саду,  используют полученные рекомендации в семье.
  • Происходят изменения в неблагоприятных семьях, т.е. положительные сдвиги.

Обмен опытом семейного воспитания

  • Готовясь, к таким встречам, уже с младшего возраста, выявляем семьи, которые могут поделиться положительным опытом семейного воспитания по актуальной проблеме. Помогаем сделать презентацию опыта, фотовыставку.
  • На первых порах  участвуют только активные и коммуникабельные родители, в дальнейшем удивляют даже самые скромные родители (например, делятся секретами оздоровительных отваров, опытом организации активного отдыха и т.д.)
  • У родителей формируется стремление анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

 

Консультативная помощь

  • Групповые консультации,

  • Консультации по    запросам родителей.

  • Индивидуальные консультации
  • Традиционно  специалисты ДОУ проводят консультации с показом практической деятельности или с использованием мультимедиа – родители получают при этом  огромный багаж знаний и практических умений, получив ответ на все интересующие вопросы.
  • Консультация педагога – психолога  состоит из нескольких частей (беседа, дискуссия, игровые упражнения, решение педагогических ситуаций)        В конце каждой  встречи проводится рефлексия, которая дает толчок к развитию  самонаблюдения, самооценки, к установлению обратной связи- посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Всегда проходят в форме диалога

(родители озвучивают проблему – сотрудники детского сада помогают ее решить, естественно,  при тесном взаимодействии)

Практические занятия

  • Семинар – практикум
  • Творческая мастерская

  • Родители обучаются нетрадиционным техникам рисования, 
  • Родители получают практические навыки:

- обучаются пальчиковым играм и упражнениям и др.

созданию творческих коллективных работ и др.

Спортивно – оздоровительные мероприятия

  • С целью пропаганды физической культуры и спорта, популяризации здорового образа проводятся спортивные праздники и соревнования.
  • Перед началом встречи традиционно проходит небольшая беседа о родительском авторитете и  роли родителей в формировании у ребенка основ здорового образа жизни.

 

  • 97%  активного участия родителей – в основном папы, (3% присутствуют  в качестве болельщиков и в качестве жюри).
  • Большинство родителей приобретает первый  позитивный опыт активного взаимодействия со своим ребенком, родительской и педагогической общественностью
  • Ребенок рядом с активными родителями получает наглядный пример;  с еще большим уважением и гордостью относится к своим родителям.

«День открытых дверей»

  • Проходят традиционно в течение многих лет в каждой возрастной группе
  • В вестибюле  вывешивается расписание всех образовательных мероприятий
  • У родителей появляется возможность увидеть все виды образовательных мероприятий,  такая форма работы с семьей позволяет:
  • дать родителям информацию психолого-педагогического содержания, повысить их педагогическую компетентность;
  • наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии их детей, причем выводы об этом родители делают самостоятельно, наблюдая за своим ребенком;
  • организовать экспресс – консультацию со специалистами и воспитателями сразу после мероприятий;
  • продемонстрировать   приемы и методы работы с детьми;

Праздники

  • Во время проведения праздников продумываем размещение родителей распределяем места в зале таким образом, чтобы дети сидели лицом к своим  родителям. Такое размещение позволяет родителям эмоционально поддержать своего ребенка, а детям увереннее чувствовать себя.
  • В сценарий праздника обязательно включаем игровые  задания, в которых участвуют родители и дети (игры разного содержания, организация оркестра  и др.)
  • Стараемся, чтобы героев по сценарию играли родители. Вначале привлекаем активных и коммуникабельных родителей.
  • Родители учатся преодолевать свое смущение, с пониманием относятся к волнению и неуверенности ребенка.
  • Снимается усталость, родители из пассивных наблюдателей превращаются в активных участников, что, несомненно, сближает родителей и детей.
  • Раскрывается  творческий потенциал семьи в целом (родителей и ребенка);
  • Для родителей детский сад является не только центром педагогического просвещения, но и местом реализации их творческих способностей.

Творческие конкурсы

Конкурсы, проводимые в группе и ДОО.

Очень помогают организовать родительскую деятельность,  выявить творческий и педагогический потенциал семьи.

Привлечение родителей для участия в работе детского сада

  • Участие родителей в улучшении и создании развивающей среды в группе, на участке
  • Участие в благоустройстве ДОО и территории.
  • Родители осознают воспитательное значение своего участия в той или иной деятельности
  • Дети видят наглядный пример трудовой деятельности родителей, получая при этом позитивные эмоции.

Доступное информационное пространство

  • Создание групповой странички в социальной сети «Одноклассники»
  • Создание группы в сообщество «Viber»

Все,  выше, указанные  формы работы с семьей  создают  условия для того чтобы все встречи с родителями проходили в форме диалога или дискуссии.

Результативность

        Таким образом, проводимая работа с родителями по повышению психолого-педагогической культуры проводится так, чтобы у каждого родителя была возможность ознакомиться, принять участие в просветительской работе.

           Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка. 

         В начале функционирования клуба самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.            

Вывод:

        Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получиться.

        Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в деле воспитания ребенка.

        Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

        Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к семинару по теме: "Формы и методы сотрудничества педагогов с семьёй"

Цель: установление партнёрских отношений участников педагогического процесса; приобщение родителей к жизни ДОУ....

"Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"

Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания....

Сотрудничество ДОО с семьёй воспитанника как фактор индивидуализации развития ребёнка (доклад из опыта работы).

Материал из опыта работы, по взаимодействию с родителями, в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

«Инновационные формы сотрудничества ДОУ с семьёй в рамках ФГОС ДО»

Актуальность, характеристики инновационного опыта.Система дошкольного образования, как указано в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляе...

Сотрудничество образовательной организации с семьёй в процессе реализации проекта "Родительский клуб"

Сотрудничество ОО с семьёй в процессе реализации проекта «Родительский клуб» Тип проекта: Практико-ориентированный.Продолжительность: ДолгосрочныйИсполнители: Родители, воспитанники, воспитатели,...

Семинар для педагогов "Современные формы сотрудничества ДОУ с семьёй"

Познакомить родителей с  формами проявления любви к своему ребёнку;   обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение. Заострить внимание на положительных моментах воспита...