Перспективный план работы по экологическому воспитанию
учебно-методический материал на тему

Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей

 в средней группе детского сада 2016 - 2017г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей

 в средней группе детского сада 2016 - 2017г.

   

                     Цель и задачи

              Формы работы

     

     СЕНТЯБРЬ

1. Растительный

            мир

Способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Занятие «Способы распространения семян в природе»; Изготовление гербария.

Беседа об осени. Рассматривание презентации "В поле осенью"
Рассматривание картинок, чтение художественной литературы.

Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями; рассматривание почвы на клумбе.

Опыт "Тепло - холодно"

2. Фрукты и   овощи

Cпособствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Образовательная ситуация: «Фрукты и овощи»

Сбор урожая. Выставка поделок из овощей.

Беседа "Что нам осень принесла"
Игра "Дорисуй овощ"

       

       ОКТЯБРЬ

  1. Осень золотая

Обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Отгадывание загадок о явлениях погоды
Наблюдение состояния погоды, объектов живой природы.

Рассматривание пейзажных картин.

  1. Что растет в лесу

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами.

Образовательная ситуация: «Что растёт в лесу?»

Рассматривание картин и репродукции на тему осеннего леса.

Беседы: «Деревья»; «Как мы грибы искали»

Чтение стихов, рассказов про лес

Наблюдения за деревьями и кустарниками на участке

       

      НОЯБРЬ

  1. Какие разные птицы

Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка, учить замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения, замечать особенности поведения птиц; учить различать голоса разных птиц; развивать умение определять птиц по их следам. Учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Серия наблюдений за птицами на участке с использованием сравнения.

Изготовление кормушек и вынос их на участок.

  Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц»)

  Отгадывание загадок 
Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»;

  1. Кто живет в лесу

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях, их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Образовательная ситуация: «Кто живет в лесу?»

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр презентаций

Беседы: «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»

Чтение художественная и познавательная по теме

Загадывание загадок.

Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Кто где живет»;

     ДЕКАБРЬ

  1. Как помочь растению

Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. Развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

  Анализ схемы «Растения».

  Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

Беседы о цветах: Кто живет на подоконнике; о строении растений;

Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"

  1. 8. Кому нужна вода

Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. Учить делать опыт.

  Образовательная ситуация «Кому нужна вода?»

  Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
Игра "Как сосулька превратилась вводу"
Изготовление цветных льдинок
Видеофильм «Взаимодействие воды и снега
Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

     ЯНВАРЬ

  1. Зимушка -Зима

Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к эксперименту. Воспитывать эмоциально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Дать определение понятию - зимние явления.

Эксперимент с снегом.

Беседа «Если на улице сильный мороз»

Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.

Рассматривание пейзажных картин о зиме.

  Наблюдения на прогулке.

Опыт: «Где быстрее наступит весна?»

  1. Белый снег, пушистый

Способствовать установлению свойств качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным)

  Беседа "Нужен ли зимой растениям снег?"
Опыт со снегом, «Как согреть руки?», «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду»

    ФЕВРАЛЬ

  1. Воздух

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет).

Надувание мыльных пузырей.

Эксперимент: поиск воздуха
Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

  1. Земля- мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Просмотр видеофильма о природе.
Дидактическая игра: "Рассели животных"
Беседа: Кто живёт на суше, а кто в воде
Беседа о звёздах

       МАРТ

  1. Подводное царство

Познакомить с жителями водоемов. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

Просмотр видеофильм: Жизнь рыб водоемов
Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
Беседа: "Зачем лягушке такие лапки"

  1. Волшебница вода

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества, с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

  Опыт: «Окрашивание воды», «Взаимодействие воды и снега»

  Игра "Как сосулька превратилась вводу"
Взаимодействие воды и снега

    АПРЕЛЬ

  1. Айболит в гостях у детей

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формированию представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье.

Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей»

Беседа: Что полезно, что вредно для организма.

Опыт с водой (трубочки как увидеть воздух), «Откуда берется голос?»

Посадка лука и употребление его в пищу

Просмотр видеофильма: Рассказ о вредных привычках

  1. Береги живое

        МАЙ

  1. Стекло и металл

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Просмотр мультфильм: Животные Красной Книги

Рассматривание Красной книги

Беседа: Куда исчезают растения и животные?

Игра "Расскажи и покажи"

Опыт со стеклом, металлом и магнитом
Сравнение предметов
Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

  1. Насекомые - наши помощники

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

 

Видеофильм «Жизнь насекомых»

Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?»

Отгадывание загадок
Рассматривание иллюстраций


Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет»
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада
  4. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников
  5. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологическому воспитанию младших дошкольников

Перспективный план работы по экологии для детей младшего дошкольного  возраста на учебный год....

Перспективный план работы по экологическому воспитанию

Перспективный план работы по экологическому воспитанию...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по экологическому воспитанию дошкольников

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по экологическому воспитанию дошкольников...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию

Планирование работы С детьми по экологии...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.             ...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию

Представлен перспективный, тематический план работы с детьми средней группы по экологическому воспитанию на учебный год....