Консультация - дискуссия для педагогов: «Роль педагога в нравственном развитии дошкольников»
консультация на тему
Данная консультация была проведена с воспитателями ДОУ в рамках годовой задачи "Нравственно-патриотичекое воспитание дошкольников".
Главная задача психолога подвести педагогов к осознанию первостепенной важности собственного нравственного поведения и его демонстрации
в процессе непосредственного общения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ravstvennoe_razvitie.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация - дискуссия для педагогов:
«Роль педагога в нравственном развитии дошкольников»
Предложить педагогам ответить на вопросы и сформулировать определения:
- Что такое нравственность, нравственное воспитание?
- Назовите признаки безнравственного поведения
Теоретическая справка
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
Понятие “нравственность” и “мораль” часто отождествляются. Но мораль – это категория общественно- историческая. Нравственность- категория внутренняя, отражающая нравственные потребности, которые зарождаются и претерпевают сложное развитие внутри личности.
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»
Рефлексия для педагогов
- Какую книгу последнюю прочитали? Как давно это было? Что она Вам дала для личностного развития? Привела ли Вас к какому-нибудь осмыслению в своей жизни?
- Совершаете ли Вы плохие поступки в жизни? Вы делаете это публично или стараетесь делать это в тайне?
- Если Вас посещают плохие мысли, или Вам хочется совершить плохой поступок, что является сдерживающим моментом, какой ограничитель? Если бы вы точно знали, что ограничителя не будет и не будет ответственности перед кем-то Вы бы это совершили?
- Есть ли в Вашей жизни поступок, которого Вы стыдитесь? Что подтолкнуло Вас его совершить? Какие Вы чувства испытывали тогда? Какие сейчас? Повлиял или еще влияет ли этот поступок на Вашу жизнь?
- Как вы думаете , если бы мы могли видеть наши негативные поступки со стороны, как в кино, как бы мы выглядели внешне? Нарисуйте мысленно свой портрет. На кого из героев сказок мы были бы похожи?
(видио « Агрессивное поведение воспитателя с детьми в детском саду». Как выглядит гнев и безнравственное поведение со стороны»)
Главные моменты в нравственном воспитании
О чтении книг?: Между интеллектом и нравственным поведением существует гибкая связь: умственное развитие является благоприятным условием для нравственного воспитания, но высокий интеллект не является гарантией морального поведения.
Методы воспитания нравственности: что на Ваш взгляд является определяющим в нравственном воспитании детей?
Личный пример – нравственное поведение взрослых
(в презентации показать фото «Вы уже были ребенком, а ребенок взрослым еще нет»)
С психологической точки зрения обучать морали, читать проповеди на темы морали бессмысленно. Нравственное воспитание должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, установленных и регламентируемых средой. Ни педагог, ни ребенок не должны замечать, что речь идет о воспитании и обучении морали и нравственности. Нравственным будет поведение, которое связано со свободным выбором его социальных форм.
В психологическом смысле нравственное всегда свободно. Целомудрие, купленное ценой боязни, грязнит душу хуже разврата, так как вызывает в психике ребенка борьбу между потребностями и рабским страхом. Приучать ребенка что-либо делать надо не из боязни, а из того, что есть лучший выбор.
1– й уровень – преднравственный (характерен для детей в возрасте от 4 до 10 лет). Суждения выносятся и определяются внешними обстоятельствами, точки зрения других людей не принимаются в рас-чет:1-я стадия – суждения выносятся в зависимости от последствий поступка: чего он заслуживает – поощрения или наказания; 2-я стадия – суждения выносятся в соответствии с пользой, которую можно извлечь из поступка. Здесь происходит учет личного интереса.
Это наш период, очень важен, т.к. дети проигрывают все дальнейшие социальные связи: главное для взрослых – что мы демонстрируем детям, как взаимодействуем в социуме и какие поступки совершаем.
Остальные уровни полезно проговорить потому, что у педагогов есть дети разных возрастов.
2– й уровень – конвенциональный (10–13 лет). На этом уровне человек, оценивая действия и поступки других и самого себя, придерживается социальных норм и социальных ролей и учитывает то, как оценят поступок другие люди: 3-я стадия – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение со стороны других людей; 4-я стадия – суждение выносится на основе уважения к власти, законам и существующему порядку.
3– й уровень – постконвенциональный (с 13 лет). Это уровень «истинной» морали, когда человек судит о поведении исходя из своих собственных критериев, которые он вырабатывает самостоятельно. Для этого уровня нравственного развития необходим достаточно высокий уровень развития рассудочного мышления.
4– я стадия: поступок может быть оправдан с точки зрения прав человека: некоторые общественные законы в экстренных ситуациях могут быть нарушены.
5– я стадия: поступок расценивается как «правильный», если продиктован совестью человека и осуществлен во имя ценности жизни. Законы, правила и мнения других людей уходят на второй план.
Эта мысль была подтверждена ещё Л.С. Выготским, который говорит, что «причины моральной дефективности» следует искать не в ребёнке, а вне его — в социально-экономических и культурно-педагогических условиях, в которых рос и развивался ребёнок. В других условиях, благоприятных для детского развития, в другой среде трудный ребёнок очень быстро утрачивает черты моральной дефективности и становиться на новый путь». Таким образом, оздоровлении среды — задача тех, кто имеет отношение к воспитанию.
1.Нет ничего более эффективного в воспитании, чем пример, который даёт образец, модель поведения и тогда моральные сентенции становятся лишними. И. Ильин говорит, что воспитание не должно сводиться к словесной проповеди, оно должно сообщить ребёнку новый способ жизни.
2. Усвоение нравственных категорий должно идти параллельно с формированием добрых привычек. Большое внимание формированию привычек уделяет К.Д Ушинский: «Добрая привычка есть нравственный капитал... употреблять свою силу — силу сознательной воли и возводить нравственное здание своей жизни всё выше и выше, не начиная каждый раз своей постройки с основания и не тратя своего сознания и своей воли на борьбу с трудностями, которые были уже раз побеждены»
К.Д. Ушинский указывает на то, что условиями выработки привычек являются периодичность, время и постепенность. Об искоренении вредных привычек говорит: « Если же мы, искореняя привычку, не дадим в тоже время деятельности ребёнку, то поневоле будем действовать по-старому». В педагогическом опыте А.С. Макаренко вредные привычки его воспитанников искоренялись сами собой. Как? Через включение детей в коллективный труд и выработку добрых привычек.
В практикуме А.В. Петровского по возрастной и педагогической психологии приводится такая задача: Дети гуляли во дворе. В полдень на балкон вышла мама Вовочки и стала звать его обед, он отказывался. Шли долгие пререкания. Наконец Вовка сдался и сказал: «Ладно, спускай сюда!» Мать в недоумении сказала: «Но, как же?» Затем ушла , а через несколько минут с балкона стал спускаться суп на верёвочке и завёрнутая в салфетку ложка!» Всё это происходило на глазах у ребят. Один из них а возмущении сказал: «Ну и гад же ты!»
Затем студентам предлагалось прокомментировать особенности воспитания Вовочки.
Через несколько лет мне в руки попалась другая книжка А.В. Петровского, где он вспоминая эту педагогическую задачу, рассказывает о ней. Оказалось, что описанный в задаче случай действительно произошёл в одном московском довоенном дворике, где одним из присутствующих при этом мальчишек был он. Все ребята, в том числе и Вовочка погибли. Умерли и родители Вовочки. Когда опустевшую квартиру стали убирать, то нашли документ, в котором говорилось, что Владимир такой-то расстрелян за дезертирство. Все остальные ребята погибли смертью героев.
Петровский размышляет: Не связана ли судьба этого человека с воспитанием? Как Вы думаете?
Создание достойных альтернатив
Включение в жизнь детей и подростков разумных, достойных и соответствующих возрасту альтернатив. «Никакое принуждение не уничтожает сущностно ни атома зла.
Подвести педагогов к выводу:
Человек, которому в жизни хорошо, не будет совершать плохие поступки.
Плохие поступки совершают люди, имеющие какую-то внутреннюю боль.
Самым лучшим и оберегающим нас самих может быть правило в жизни:
«Не делай и не желай другим того, чего не желал бы себе»,
а еще проще –
ТВОРИ ДОБРО !
(в заключении можно использовать клип Игоря Матвиенко к песне «Жить», а также посоветовать педагогам вместе с семьями зайти на сайт «жить.рф»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Роль образа воспитателя в нравственном развитии дошкольников»
выступление на педсовете для воспитателей...
Консультация для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное развитие дошкольников в ходе организованной проектной деятельности»
Консультация для педагогов ДОУ«Духовно-нравственное развитие дошкольниковв ходе организованной проектной деятельности»...
Консультация для педагогов. «Духовно-нравственное развитие дошкольников в ходе организованной проектной деятельности»
laquo;Духовно-нравственное развитие дошкольников в ходе организованной проектной деятельности»...
Консультация для родителей. «Программа «Истоки» - воспитание духовно - нравственного развития дошкольников».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Программа «Истоки» — воспитание духовно-нравственного развития дошкольников»
Мы приглашаем Вас принять активное участие в духовно-нравственном развитии наших детей....
Консультация для воспитателей "Сказка как средство духовно - нравственного развития дошкольников"
В данной статье рассматривается важность сказки как инструмента для духовного и нравственного развития детей, а также ее роль в воспитательном процессе. Акцентируется внимание на том, что сказка являе...
Консультация для педагогов "Роль регионального компонента в нравственном воспитании дошкольников"
В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно – нравственном...