Игры с детьми раннего возраста на прогулке
консультация (младшая группа) на тему

Осипова Надежда Евгеньевна

Игры с детьми раннего возраста на прогулке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с детьми раннего возраста на прогулке.


   Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.
   Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: 
1. дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;                                                                                       -2.совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях;                                                    3.развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;                  4.воспитаниe самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
   В целях безопасности утром до прихода детей воспитатель осматривает все участки, чтобы там не было опасных предметов (палок с гвоздями, острых предметов, стекла и др. нежелательных предметов).
Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком. Дети должны быть одеты по сезону. Одежда должна быть удобной, легкой, не сковывать движения. На прогулку выносятся игрушки (пластмассовые, резиновые, деревянные), которые можно мыть. Игрушки хранятся в специальном блоке. Песок в песочнице периодически очищается и меняется.
Игрушки должны быть разнообразными:
- моторные (мячи, обручи, каталки);
- технические (автомобили разных видов, пароходы, вертолеты)
- кукла, которую можно мыть и стирать одежду;
- пособия для игры с куклой (посуда, одежда);
- наборы игрушек (домашние животные, дикие животные);
- лопатки, формочки, совочки для игры с песком и снегом;
- природные материалы (шишки и др.).
Игрушек должно хватать на каждого ребенка. Они должны быть яркими и не сломанными. 
Дети раннего возраста играют индивидуально или небольшими группами 2 – 3 человека, поэтому игрушки необходимо размещать на всей территории прогулочной площадки.
Структурными компонентами прогулки являются:
- наблюдения;
- дидактические игры-занятия;
- трудовые поручения;
- подвижные игры;
- самостоятельная игровая деятельность.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
   Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
   Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
  Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей
   Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
   Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
    Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
  Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики,  поощряет игры в семью, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
   С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры  и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в  игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями  сверстника.
Детей учат двигаться стайкой, не мешая  друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке».  Малыши вместе со взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под  «упавшее дерево». Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда  собирают раскатившиеся колечки (шарики). Для этого воспитатель устраивает перебежки Детей:  «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить  перевозбудившихся, чтобы снова  включить их в игру).
Дети после 1 года 8 месяцев могут выполнять имитационные движения, подражая не только знакомому персонажу, но и явлениям природы: показывают, как летят снежинки (А. Барто «Снег кружится») и т.д.
При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям  их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых: «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль»). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей: «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»
    Игры на свежем воздухе -  всегда весело и увлекательно!Играйте с детьми— это  укрепляет взаимосвязь между взрослыми и малышами, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений.

Игры на прогулке весной

Игра «Сосульки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Как сосульки плакали?

Так, так, так.

(Трём кулачками глазки.)

Застучали капельки:

Кап, кап, кап.

(Стучим пальчиками по ладошке.)

 

Собрались все капельки

В ручейки.

(Стучим указательным пальчиком одной руки от локтя до ладошки другой.) Ручейки звенят, бегут

До реки.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

 

Тает лёд на солнышке,

Льёт вода.

(Трясём кистями рук перед собой.)

От сосулек нет уже

И следа.

(Разводим руки ладонями вверх.)

Игра «Солнышко»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Открываем мы оконце.

(Разводим руки в стороны.)

Над землёй восходит солнце.

(Поднимаем руки вверх.)

Солнца яркие лучи

Стали очень горячи.

 

В небе солнышко сияет.

(Руки вверху, растопыриваем пальцы.)

Снег в сугробах оседает.

(Приседаем.)

И от солнечных лучей

По земле бежит ручей.

Игра «Проталины»

На полу - листы бумаги. Это проталины. Дети должны пройти по комнате, наступая только на них. Тот, кому это удастся, победит.

Мы находимся в весеннем лесу. В некоторых местах снег растаял, и появились проталины. Нужно пройти по ним. А по снегу нельзя, потому что снег весной рыхлый, мокрый и можно промочить ножки.

Игра «Травка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Солнышко сияет,

(Поднимаем руки вверх.)

Землю нагревает.

(Приседаем.)

Вот земля нагрелась,

Травка подрастает.

(Встаём, поднимаем руки вверх.)

 

Травка стала выше,

На ветру качается.

(Руки вверху качаемся.)

Солнце из-за крыши

Травке улыбается.

(Руки вверху разводим их в стороны.)

 

Солнышко устало

И ушло поспать.

(Наклоняемся вперёд.)

Травка перестала

Подрастать.

(Приседаем.)

Игра «Верба»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы по берегу шагаем

У пруда.

(Идём на месте.)

Вербу сразу мы узнаем

Без труда.

(Поднимаем руки вверх и разводим их в стороны.)

 

Вот мы ветки наклоняем,

Посмотри.

(Руки выставляем вперёд, опускаем вниз и наклоняемся.)

Мы пушинки посчитаем –

Раз, два, три.

(Выпрямляясь, кладём ладони на колени, на живот, на грудь.)

 

Ветерок качает ветки

У пруда.

(Качаемся из стороны в сторону.)

И дрожат пушинки-детки

Иногда.

(Трясём кистями рук.)

Игра «Собираем пушинки»

Воспитатель объясняет детям, что верба потеряла свои вербушки-пушинки и надо их собрать. Пока звучит музыка, дети собирают пушинки (комочки ваты) и складывают их в ведёрко. Может быть введён элемент соревновательности (по усмотрению воспитателя).

Игра «Муравейник»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Под высокою сосной

Появился дом лесной.

(Разводим руки в стороны.)

Дом большой стоит без крыши,

Скоро будет ещё выше.

(Поднимаем руки вверх.)

 

Муравьи повсюду ходят,

(Идём на месте.)

Листья, веточки находят.

(Делаем наклоны.)

В дом несут хвоинки,

Тонкие травинки.

(Показываем, как несём.)

 

Строят муравьи весь день,

И работать им не лень.

(Стучим кулачком о кулачок.)

Строят, строят домик свой

Под высокою сосной.

(Поднимаем руки вверх.)

Игра «Муравьишка»

Воспитатель называет действия, которые совершает муравьишка. Дети выполняют эти действия. Например: муравьишка бежит (все бегут на месте), муравьишка прыгает (все прыгают), муравьишка спит (все приседают), муравьишка собирает травинки, лезет на дерево (все показывают) и т. д.

Игра «Мишка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мишка косолапый

По лесу идёт,

(Идём на месте, изображая медвежью походку.)

Шишки собирает,

Песенки поёт.

(Делаем наклоны.)

 

Шишка отскочила

Мишке прямо в лоб.

(Хлопаем ладошкой по лбу.)

Мишка рассердился

И ногою топ!

(Топаем.)

Игра «Хоровод»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Мы по лесу ходим, бродим.

Вокруг ёлки хороводим.

(Ходим по кругу, держась за руки.)

А над ёлкой снег, снег.

(Руки вверх.)

А под ёлкой снег, снег.

(Руки вниз.)

Под сугробом спит медведь.

Будет он на нас реветь: р-р-р!

(Машем руками, отмахиваемся.)

Игра «Лягушонок»

Слушаем стихи и выполняем прыжки. В конце приседаем.

Лягушонок по дорожке –

Прыг-скок, прыг-скок.

У него промокли ножки –

Прыг-скок, прыг-скок.

Вот он скачет по листочкам –

Прыг-скок, прыг-скок.

По тропинкам и по кочкам –

Прыг-скок, прыг-скок.

А потом на дно нырнул

И тихонечко заснул.

Игра «Птицы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птицы с юга к нам летели –

(Машем руками, как крыльями.)

Выше дуба, выше ели.

(Поднимаем руки вверх.)

Крылья вверх, крылья вниз –

Ещё выше поднялись.

(Тянемся вверх.)

Птицы крыльями махали

(Машем руками.)

День и ночь, потом устали.

(Опускаем руки вниз.)

Птицы низко покружились

И на землю опустились.

(Приседаем.)

Посидят и отдохнут,

Гнёзда вить потом начнут.

(Делаем руками перед собой такие движения, будто плетём гнездо.)

Игра «Птички и Лисичка»

Роль Лисички играет воспитатель (или кто-то из детей). Все дети - птички. Они летают, бегают, веселятся. Воспитатель говорит: «Прячьтесь, птички! Идёт Лисичка!» Дети должны быстро спрятаться в свои гнёзда (разложенные на полу обручи) или просто присесть и замереть. Того, кто не успел спрятаться, или того, кто пошевелился, Лисичка забирает. Игра закончится, когда все птички будут пойманы.

Другой вариант окончания игры: победителем объявляется птичка, оставшаяся последней.

Игра «Одуванчики на полянке»

Воспитатель раскладывает на полу одуванчики, вырезанные из жёлтой бумаги. Дети должны пройти по полянке так, чтобы не наступить на цветочки. Нужно перешагивать или перепрыгивать через них. Тот, кто наступил, выходит из игры. Игру можно повторить.

Игра «Курочка с цыплятами»

Для игры нужно выбрать Курочку. (У ребёнка в руках может быть игрушечная курица.) Остальные дети - цыплята. Игру можно сопровождать музыкой. В конце игры Курочка проходит по комнате (ищет цыплят), а цыплята идут за ней. Возможно повторение игры.

Воспитатель

Вышла Курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

(Курочка выходит вперёд.)

А за ней цыплятки,

Жёлтые ребятки. (Идём за Курочкой.)

Курочка.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Воспитатель.

Прыгают цыплятки.

Не жалеют лапки.

(Прыгаем на месте.)

Курочка. Где мои ребятки?

Цыплята. Мы играем в прятки.

Воспитатель.

Разбежались по кустам

И попряталися там.

(Бежим в разные стороны и прячемся: приседаем.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель изображает животных (показывает походку, повадки, голос). Дети стараются отгадать, какое животное изображается.

Игра «Бабочки летают»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

В поле бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они крылышками машут,

Они кружатся и пляшут.

(Кружимся на месте.)

 

Быстро бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они кружатся легко

И летают высоко.

(Кружимся, руки вверх.)

 

Всюду бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Полетали, полетали –

Крылышки у них устали.

(Трясём руками перед собой.)

 

В поле бабочки летели,

На цветочки они сели.

(Приседаем.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

« НА ДОРОГЕ » Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста на прогулке по формированию первичных знаний о ПДД

Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста на прогулке по формированию первичных знаний о ПДД и безопасном поведении на улице...

Методика организации наблюдений с детьми раннего возраста на прогулке.

В материале представлены содержание и организационно-методические формы проведения наблюдений с детьми раннего возраста....

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста на прогулке

Планирование образовательного процесса на проглуках с детьми раннего возраста...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....