Методика организации наблюдений с детьми раннего возраста на прогулке.
консультация на тему
В материале представлены содержание и организационно-методические формы проведения наблюдений с детьми раннего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ
С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ.
Дети на прогулке попадают в частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств среду. Это следует использовать для всестороннего развития и воспитания ребёнка. Первое, с чем встречается ребёнок на прогулке, - это огромный мир природы, с которым его необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться. Эта задача успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении.
Содержание наблюдений вытекает из задач, обозначенных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (или другой комплексной программы, реализуемой в дошкольном учреждении). Но всегда основным содержанием является организация наблюдений за животными и растениями, а именно: их особенностями строения, способами функционирования (поведения), формирования отчётливых представлений о зависимости их жизни от комплекса внешних условий (среды обитания и сезонных изменений), характера взаимоотношений с человеком.
Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми.
Наблюдение должно протекать в определённой последовательности.
В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1-2 минуты, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом.
Руководя наблюдением за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?». И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги – длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?»
Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака – будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т.д. такая последовательность необходима потому, что внимание детей ещё недостаточно устойчиво, непроизвольно.
Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приёмы (с учётом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая детям понять увиденное.
В конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения.
Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимым ранее, учитывать последующую работу. В связи с этим Николаева С.Н. ещё в 1991 году предлагала планировать циклы наблюдений за каждым объектом природы. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определённое (несхожее с другими) содержание. В цикле осуществляется распределение всего объёма знаний на «порции» (наблюдения), что обеспечивает постепенное, а значит более надёжное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширить и уточнить уже имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых и (что особенно ценно) самостоятельных наблюдениях. Цикл наблюдений создаёт прочную чувственную основу знаний (примеры см. в приложении).
Все нормально развивающиеся дети 1 младшей группы (уже к концу второго года жизни) должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. Они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространённых формах поведения животных и о явлениях природы. В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это даёт возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребёнок не наблюдал, а просто смотрел). К трём годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они ещё не способны. Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким (не более 7-10 минут), и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.
Этому способствуют:
-сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций малышей при виде их;
-образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства;
-взрослый должен привлекать детей к активным высказываниям и действиям путём постановки вопросов, а также включение в наблюдение соответствующих его содержанию упражнений, действий с предметами (функцию шеи у птиц помогут понять детям повороты собственной головы влево и вправо);
-собственной заинтересованностью происходящим;
-интерес к ежедневным наблюдениям поддерживается тем, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями и животными перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью – жизнью улицы;
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ РМО № 3
Тема: «Физическое и психическое развитие малышей в условиях прогулки».
Дата: 14.10.2010 г.
№ | ФИО | МДОУ | Квалиф. категория | Роспись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке Дети в возрасте 2-3 лет способны многое увидеть и запомнить, но осмыслить и правильно понять увиденное они могут лишь с п...
Консультация для родителей и педагогов детского сада : «Организация наблюдений с детьми младшего возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».
Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать....
Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :«Организация наблюдений с детьми дошкольного возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».
Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать. Важную ценность имеют повторные, систематические наблюде...
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке
Конспект на тему: "Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке (осень)"...
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке
В конспекте представлена организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на зимней прогулке....
Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке (лето)
Консультация для родителей по организации совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке в июле (лето)...
Обобщение опыта «Опыт работы по организации наблюдений с детьми раннего возраста и элементарной опытнической деятельности»
laquo;Опыт работы по организации наблюдений с детьмираннего возраста и элементарной опытническойдеятельности»...