Дифференцированное обучение
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Цулая Кристина Венидиктовна

Реализация принципов дифференцированного обучения в детском саду и начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon do_dlya_dou_i_sosh.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

(на примере детей старшого дошкольного возраста и младших школьников)

Материал подготовила: Цулая К. В.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Организация дифференциации                                                                5

Глава 2. Дифференциация учебных заданий                                                        7

Глава 3. Модели дифференцированного обучения

3.1.Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», автор В. В. Фирсов                                      11

3.2. Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», автор Н. П. Гузик                                                                                         13

3.3. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, автор И.С.Якиманская                                                                                           14

3.4. Технология индивидуализации обучения, автор И.Э.Унт               17

3.5.Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного)обучения и воспитания                                  18

Заключение                                                                                                            19

ВВЕДЕНИЕ

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям; обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности; только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии.    

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны, во внимание принимается индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области. Её осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует: изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;

определение критериев деления учащихся на группы; умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве; умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом; умение заменить малоэффективные приёмы дифференциации руководства учением более рациональным.

Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только тогда когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.

Принимая это во внимание, необходимо отчётливо представлять, в чём состоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения учащихся, в структуре их личности, когда эти изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов. Понимание этих вопросов позволяет выявить как общие, так и индивидуальные тенденции в формировании личности, нарастания возрастных внутренних противоречий и избрать наиболее эффективные способы помощи учащимся.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

ГЛАВА 1. Организация дифференциации.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики по выработанному критерию.

3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Первую группу составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам. Дети отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Вторую группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Эти ученики более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий. Наиболее важным для учителя будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

Третья группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психологических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся сюда также относятся дети, которые обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий. Для таких детей стоит разрабатывать индивидуальные задания и упражнения.

Дифференцированное обучение по своей структуре понятие многогранное, поэтому на своих уроках, вводя элементы дифференциации, я придерживаюсь в основном одной цели – обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы. Стоит исходить из того, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость труда, прочно и более сознательно усваивал программный материал.

ГЛАВА 2. Дифференциация учебных заданий

Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках на этапе закрепления изученного материала. Используя различные способы организации деятельности детей и единые задания, я дифференциация может быть следующих типов:

1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов. К продуктивным  заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:

  • классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
  • преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
  • задания с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

Дифференцированную работу организую различными способами. Чаще учащиеся с низким уровнем обучаемости предлагают репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнем обучаемости – творческие задания.

2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение математического материала (например, в задании для 3-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 1-й группы – однозначные);
  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 2-й и 3-й группах даётся задача в 3 действия, а в 1-й группе в 2 действия);
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе даётся задание: запишите выражения в порядке  увеличения их значений и вычислите);
  • использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам даётся задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными).

3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое  не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники, с низким уровнем обучаемости),  выполняют все задания под руководством учителя.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная. Для 1-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

5.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАДОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске).

Учащимся 3-й группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й  группы оказывается помощь различного уровня. Карточки-помощницы являются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
  • справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблице единиц длины, массы и т. п.;
  • наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)
  • дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
  • вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
  • начало решения или частично выполненное решение.

ГЛАВА 3.  Модели дифференцированного обучения

3.1.Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», автор В. В. Фирсов

Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха.

В технологии предлагается введение двух стандартов (принцип минимакса): для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

— наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;

— базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

— базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

— система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

— наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Особенностями методики преподавания являются:

• блочная подача материала;

• работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

• наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Оценка по В.В. Фирсову альтернативна традиционному способу оценки «вычитанием» - это «оценка методом сложения», в основе которой — минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение его обязательно для каждого ученика. Критерии более высоких уровней строятся на базе учёта того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачётов.

Предусматривается:

— тематический контроль;

— полнота проверки обязательного уровня подготовки;

— открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

— оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);

— двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт—незачёт);

— повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;

— «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);

— возможность «дробных» зачётов;

— кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).

Зачёты проводятся в учебное время, при этом:

— предусматривается резерв времени для доработки;

— возможна помощь учителя во время зачёта;

— учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям;

— на каждого ведётся лист учёта и контроля;

— в случае, если учащийся претендует на оценки «4» и «5», итоговый контроль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу.

3.2. Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», автор Н. П. Гузик  

Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», ее отличительные особенности: внутриклассная дифференциация по уровню.

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом. Первый – уроки общего разбора темы (лекции). Второй – комбинированные семинарские занятия с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (от трех до пяти уроков по каждой теме). Третий – уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачеты). Четвертый – уроки межпредметного обобщения материала (защита тематических заданий). Пятый – уроки практикумы. Из-за неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и отстающие.

Выделяются три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности. Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Задания этой программы должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе. Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач. Задания содержат дополнительные сведения и расширяют материал первого уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Программа содержит развивающие задания, углубляющие материал. При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого ученика). Учет знаний по системе «зачет-незачет».

3.3. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, автор И.С.Якиманская

Актуальной является необходимость реализации индивидуального подхода, связанного с существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником.

Главной задачей в технологии – создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. В ходе профессиональной деятельности, системной работы по психолого-педагогической поддержке учащихся, она проводит диагностику и формирует мониторинг личностных достижений учащихся по следующим показателям:

• Изучение мотивации учащихся.

• Уровень учебных возможностей.

•Адекватность уровня учебных возможностей учащихся уровню их обученности.

• Показатели проявления самостоятельности в учебной деятельности.

• Уровень сформированности ЗУН.

• Техника чтения.

Ученики с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не сможет выполнять многие задания, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с высокой обучаемостью также нуждаются в особом внимании учителя для развития своих способностей. Значит, требуется дифференцированный подход к учащимся. Именно он является основным путем осуществления индивидуализации обучения.

Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.

Дети с высоким уровнем развития интенсивно и с увлечением самостоятельно работают, стремятся разобраться в трудных вопросах. Ученики со средним уровнем развития познавательных интересов  познавательную активность при побуждении учителя, интерес к самостоятельной работе в зависимости от ситуации, трудности преодолевают при помощи учителя. Учащиеся с низким уровнем развития познавательных интересов отличаются познавательной инертностью, мнимой самостоятельностью в работе, часто отвлекаются при затруднениях, их характеризует полная бездеятельность.

Тем самым, включение пассивных школьников в игровую деятельность способствует их активизации. А ученики, которые проявляют «страстное отношение к знанию» умеют длительно сосредоточивать свое внимание в процессе работы, используют рациональные приемы запоминания, проявляют мыслительную деятельность.

Дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия. Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и может быть, не один раз, для отдельных групп.

Можно использовать и такой прием: объяснить новый материал кратко на высоком уровне сложности (внесение проблемности в содержание учебных заданий), в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провести объяснение того же, более развернуто и доступно. Во время объяснения нового материала важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы адресую детям со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной памятью - практическая работа на доске.

Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Готовится 2-3 варианта заданий. Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, временами даются задания по образцу, алгоритмического вида, носящие реконструктивный характер. Отдельным группам дается разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Некоторым учащимся оказывается помощь (схемы, чертежи, начало решения, теоретическая справка или указание на страницу учебника, где можно найти справку и т.д.). И только затем рекомендуются задания творческого характера. Для школьников с высокими возможностями подбираются в основном задания творческого характера, задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию различной трудности и характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию.

В процессе обучения, задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть учащихся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определенных учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с огромным трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию. Творческая деятельность на уроке сильных учеников, обгоняющих своих наиболее слабых товарищей, часто ставят последних в положение копирующих, воспроизводящих.

Всякая работа на уроке, имеющая характер новизны по внутреннему содержанию материала, способов его познания, стимулирует развитие учеников. При этой работе каждый учащийся, постоянно преодолевая трудности, испытывает счастье удовлетворения от познанного, решенного, овладевает постепенно методами познания.

3.4. Технология индивидуализации обучения, автор И.Э.Унт

 Основным понятием исследования является «индивидуализация обучения». В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности;

3) происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья);

4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств. Однако, надо иметь ввиду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы ведется дифференциация по возрастному, половому, национальному и другим признакам. Тем самым осуществляется дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны, опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, обнаруживал «зону их ближайшего развития», постепенно переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.

3.5. Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания, автор Е.А.Юнина.

Данная технология основывается на изучении и понимании человека, учете его особенностей при построении отношений с ним. В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических) учащихся, воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебной информации в течение урока.

Технология дифференцированного (том числе индивидуализированного) обучения и воспитания направлено на обеспечение адресного построения педагогического процесса. Опирается на принципы научности, личностно-деятельностности, природосообразности, которые достигаются через внутреннюю дифференциацию, внешнюю дифференциацию, мониторинг качества урока, занятия.

По мнению Е.А. Юниной, дифференцированный подход представляет собой следующую последовательность действий:

• Педагог изучает особенности учащихся, прежде всего при помощи наблюдения (тестирование можно подключать, но только как дополнительный метод диагностики).

• Педагог мысленно объединяет учащихся или воспитанников в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, уровням понимания и пр.).

• Педагог дает информацию и организует работу с ней на уроке с учетом определенных признаков дифференциации.

Таким образом, технология дифференцированного обучения, понимается нами как ориентация на психологические особенности учеников, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка домашней работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

Исследованы идеи развития теории и практики дифференциации процесса обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные планы по внедрению дифференциации в процесс обучения; изучены сущность, цели и формы дифференциации процесса обучения; определены психолого-педагогические основы и условия эффективности дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

Применение дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний. Дифференцированное обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

Список использованной литературы:

  1. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
  2. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 1990.
  3. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. - Мн., Академия последипломного образования, 1998.
  4. Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. - Мн., «Белорусская наука», 2002.
  5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -- Педагогика, 1990.
  6. Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. - Мн., 1997.
  7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.
  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
  9. Журнал «Профильное обучение». №1. 2003 г.
  10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1.М.: НИИ школьных технологий, 2006г.- 816с.
  11. Солодникова С.В., Юнина Е.А. Психология человека: учебно-методическое пособие. – Пермь, Изд-во ПРИПИТ, 2003. – 68с.
  12. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008. – 148 стр.
  13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.- 94с.

Приложение

Примерные задания:

Русский язык. 

2 класс. Тема « Безударные гласные».

   1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

     В…лна, в..сна, д..мишко,                        Волнистый, волноваться,

л..сной. с..оновый, в..дичка.                              волны, вёсла, домище,

                                                                      весенний, домовой, дом,

                                                                           лесок, лес, сосны, вода,

                                                                          сосенки, водный.

     2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.

б-гун -                   Алгоритм.

х-дить-             1. Прочитай слово.

сл-ды-              2. Поставь ударение.

в-да -                3. Выдели корень.

б-да  -               4. Измени слово или подбери однокоренные, найди

в-лна  -             проверочные слова.

                         5. Напиши слово, вставь букву.

                         6. Обозначь орфограмму.

   3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

       прол-тать-

д-ждливый-

в-сенний-

гр-зовой-

тр-винка-

стр-ла-

 Тема: « Проверяемые гласные», 2 класс.

Задание. Даны слова:

Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.

2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.

3 группа. Распредели слова на две группы.

Тема: « Проверяемые гласные», 2 класс.

Задание. Даны слова:

Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными.

2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.

3 группа. Распредели слова на две группы.

3 класс. Тема: « Предложения по цели высказывания». Составить предложения по цели высказывания:

1 группа. Повествовательное.

2 группа. Вопросительное.

3 группа. Побудительное

Математика. 

Тема«Решение задач на разностное сравнение».

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

1 группа. Соедини текст задачи с нужным выражением.

У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?

            2+3           3-2              3+2

 2 группа. Составь выражение к задаче.

 Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?

3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.

В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?

Окружающий мир

Тема: «Одежда в разные времена».

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: формирование понятия об одежде в разные времена.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с новыми понятиями туника, тога, шуба, сарафан, плащ, гиматий, кафтан.

Развивающая: способствовать развитию интереса к истории каждого из участников учебного процесса, наглядно-образного мышления, исторического мышления, речи, умения анализировать, развивать мышление.

Воспитывающая: воспитывать чувства стремления к прекрасному, восхищения, достоинства, мужественности, патриотизма, любви к родине, фантазии, аккуратности.

Ход занятия.

1. Орг. Момент (1-2 мин.)

2. Изучение нового материала (12 мин.)

Беседа с вопросами, носящими познавательный характер.

  • Как вы думаете, менялась ли одежда на протяжении времени?
  • Что люди носили в самой Древности?
  • Как вы думаете, как выглядела одежда древних египтян и римлян?

Рассказ учителя об одежде Древних египтян и римлян с выделением названий. Таким же способом учитель рассказывает об одежде Средневековья и Древней Руси.

3. Закрепление изученного материала (по уровням) (10 мин.)

I. Для слабых – самостоятельное чтение учащимися текста с выполнением следующих заданий:

 - Рассказать об одежде Древней Греции и Рима при помощи наглядности.

 - Перечислить элементы одежды человека, живущего на Руси.

 - Ответьте на вопросы с использованием знаний полученных из текста.

  • К одежде каких стран принадлежала тога, кафтан, плащ, хитон, шуба.
  • Какая одежда существовала на Руси для зимы?
  • Какого цвета была одежда у римлян в дни траура.
  • С чём могли подшить мешочек  к поясу девушки и женщины Европы.

          II. Для средних

- Сравнить одежду древних греков и римлян. Каковы сходства, каковы различия?

- Соотнести страну и вид одежды.

  1. Древний Рим ___________________________________________
  2. Древняя Греция _________________________________________
  3. Европа  ________________________________________________
  4.  Русь __________________________________________________

Шуба, тога, платья, сарафан, плащ, гиматий, туника, порты, штаны, зипун, душегрейка, хитон, сорочка, кафтан.

 - Заполни таблицу (перечисли виды одежды, которые носят мужчины и женщины в определённых странах)

МУЖЧИНЫ

ЖЕНЩИНЫ

ЕВРОПА

РУСЬ

III. Для сильных

 - Сделать рисунок национального костюма (по вариантам):

  • Греческий
  • Римский
  • Европейский
  • Русский

- Представьте и инсценируйте сцену из жизни простого русского народа (пение частушек, скороговорки, пословицы, притчи, шутки, загадки). Задания выполняются в парах.

 - Придумайте аксессуары к одежде, узоры, отражающие мотивы разных времен и стран (по желанию, у любой страны).

4. Подведение итогов и оценивание (3 мин.)

а) Что нового узнали? Что происходило с одеждой в разные времена? В чём назначение одежды?

б) Оценки должен получить каждый ученик. Особо активные и хорошо работающие на уроке могут получить две оценки.

5. Объяснение домашнего задания (3 мин.)

        *** Для слабых

        - Пересказ по готовому плану

  1. Одежда Древности
  2. Одежда Средневековья
  3. Одежда на Руси

*** Для средних

 - Составление словаря незнакомых слов

НОВОЕ СЛОВО

ЗНАЧЕНИЕ

*** Для сильных

 - создание костюма и его представление (в группах  и парах)

  1. Япония
  2. Китай
  3. Индия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ А.Н.Кудрявцева ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с интеллектуальным недоразвитием не развивается полноценно без специального обучения [1].В системе коррекционно-педагогической п...

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.

Успешному обучению и развитию способствует учет функциональной ассиметрии головного мозга - полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела, воспитание и обучение в соответствии с динамикой...

«Технологии дифференцированного обучения детей дошкольного возраста»

Дифференцированное обучение - это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса ...

Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.

В связи с тем, что в каждом группе выделяются различия по уровню обучаемости среди детей, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса считаю технологию внутригруппово...