педагогическая технология РППС муз.
учебно-методический материал на тему

Коренко Вероника Александровна

«Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды   в старшей группе ДОУ.

Проблема: Применение технологии А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской «Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада» продиктована результатами педагогического наблюдения во время непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию. В результате мониторинга выявлено, что в образовательном процессе недостаточно созданы условия для обогащения музыкального опыта у вновь прибывших детей для реализации его в самостоятельной деятельности.  

Цель: Проектирование музыкально-обогащенной среды группы с учетом музыкальных интересов, предпочтений детей.

Теоретическое обоснование. Проявлению активности, инициативы у детей способствуют не только различные виды детской деятельности, но и предметно-развивающая среда группы. Самостоятельность является постоянно развивающимся качеством личности. И эффективным средством обогащения самостоятельной деятельности детей является музыка. Следовательно теоретическое обоснование основывается на том, что музыкально-обогащенная среда – это  предметно-развивающая среда группы, обогащенная музыкальным и песенным материалом, который позволяет ребенку накапливать музыкальный опыт.

Принципы:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования диагностики музыкальных возможностей детей, уровня развития музыкально-художественной деятельности и учета ее результатов в единстве с возрастными новообразованиями в ходе музыкального воспитания и развития.
  2. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности, означающий опору на активность, инициативность и самостоятельность воспитанника, поощрение этих качеств в музыкальной деятельности.
  3. Принцип субъект-субектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности, означающий свободу реакции и высказываний ребенка, обращение к жизненному опыту. В ходе взаимодействия между взрослым и ребенком дошкольнику необходимо представлять выбор вида музыкальной деятельности, музыкального содержания (репертуара).
  4. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, который испытывает те или иные затруднения в процессе музыкально-художественной деятельности.
  5. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, обозначающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога, воспитателя и родителя в организации процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ОУ.
  6. Принцип отбора музыкальных произведений, означающий необходимость критериального отбора музыки для детей.
  7. Принцип продуктивности музыкально - художественной деятельности в дошкольном детстве, означающий, что процессы восприятия-исполнительства-творчества дошкольников выражены в некоем продукте (образ, мелодия, игра и т.д.)

Условия реализации технологии:

  1. Педагогическая технология направлена на создание условий качественного педагогического процесса, который создают воспитатели, музыкальный руководитель и родители.
  2. Место и время реализации технологии: использование музыки при проведении НОД, создание музыкально-обогащенной среды для самостоятельной деятельности детей, организация режимных моментов под музыку.
  3. Данная технология будет опробирована на старшей группе ДОУ в течение учебного года.

Диагностика (входная)

Направления:

  1. Изучаем музыкальный опыт вновь прибывших детей. Методы - наблюдение детей в НОД, в самостоятельной деятельности,  индивидуальная беседа с ребенком по выявлению музыкальных предпочтений ребенка; применяем игровые ситуации «Волшебный мешочек», «Угадай мелодию» (для выяснения музыкального уровня детей).
  2. Анализируем особенности развивающей среды группы. Метод – анализ в форме таблицы (для определения соответствия среды для самостоятельной деятельности детей). Фиксируем показатель особенностей развивающей среды в группе и уровень его реализации.
  3. Проводим анкетирование родителей. Метод – анкета (для того, чтобы узнать, какие условия созданы дома для музыкального развития детей).

Этапы педагогической технологии.

  1. Обогащаем при помощи музыки педагогический процесс. (Для этого, применяя принцип интеграции, начинаем использовать музыку во время режимных моментов, в НОД, в ходе организации самостоятельной детской деятельности. Проводим консультации, мастер-классы для воспитателей по использованию музыкального материала в педагогическом процессе, совместно проектируем музыкально-обогащенную развивающую предметно-пространственную среду. Консультируем родителей о возможных вариантах создания шумовых инструментов и элементов костюмов совместно с детьми, о создании дома музыкально обогащенной среды, даем рекомендации по использованию музыкального материала в домашней обстановке).
  2. Обогащаем при помощи музыки предметно - развивающую среду группы. (Для этого обновляем музыкальный уголок, распределяем песенный материал по разным тематическим уголкам для  организации самостоятельной деятельности детей (составление дисков, альбомов), обновляем  с помощью самодельных шумовых инструментов, созданных совместно  родителями и детьми, пополняем его атрибутами для театрализации).
  3. Обогащаем при помощи музыки самостоятельную деятельность детей. (Для этого проводим экскурсию по группе вместе с детьми, знакомим детей с музыкально-обогащенной средой группы и активизируем самостоятельное использование этой среды).

Ожидаемые результаты педагогической технологии.

Дети: 

  • Положительная динамика развития интереса к музыке.
  • Развитие желания и стремления использовать музыку в повседневной деятельности.
  • Развитие самостоятельной деятельности.

Родители: 

  • Повышение интереса к музыкальной деятельности детей у родителей.
  • Интерес к проблеме отбора песенного репертуара для ребёнка.
  • Стремление к созданию дома музыкально обогащенной среды.

Педагоги: 

  • Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей.
  • Возникновение интереса к проблеме  музыкального воспитания детей у педагога.
  • Творческий подход к проектированию музыкально-обогащенной развивающей среды.

Музыкальный руководитель: 

  • Обеспечение педагогического процесса подбором музыкального репертуара для организации режимных моментов и проведения НОД.
  • Управление взаимодействием всех субъектов педагогического процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптированная педагогическая технология проектирования музыкально – обогащенной среды в старшей группе ДОУ . (авторы: А.Г. Гогоберидзе В.А. Деркунская )

Слайд 2

Проблема: В образовательном процессе недостаточно созданы условия для обогащения музыкального опыта у вновь прибывших детей для реализации его в самостоятельной деятельности.

Слайд 3

Цель: Проектирование музыкально - обогащенной среды группы с учётом музыкальных интересов и предпочтений детей.

Слайд 4

Теоретическое обоснование Музыкально-обогащенная среда – это предметно-развивающая среда группы, обогащенная музыкальным и песенным материалом, который позволяет ребенку накапливать музыкальный опыт.

Слайд 5

Основные принципы реализации педагогической технологии: Принципы учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности субъект – субъектного взаимодействия в процессе музыкально – художественной деятельности педагогической поддержки профессионального сотрудничества и сотворчества отбора музыкальных произведений продуктивности музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве

Слайд 6

Условия реализации технологии 1. Педагогическая технология направлена на создание условий качественного педагогического процесса, который создают воспитатели, музыкальный руководитель и родители. 2. Место и срок реализации технологии : старшая группа ДОУ в течение учебного года

Слайд 7

Диагностика Направления диагностики: Изучаем музыкаль-ный опыт у вновь прибыв-ших детей. Анализируем особенности развивающей среды группы. Проводим анкетиро- вание роди- телей. .

Слайд 8

Этапы педагогической технологии:

Слайд 9

Ожидаемые результаты педагогической технологии

Слайд 10

Ожидаемые результаты педагогической технологии

Слайд 11

Ожидаемые результаты педагогической технологии

Слайд 12

Ожидаемые результаты педагогической технологии

Слайд 13

Состав творческой группы музыкальных руководителей: Чурикова И.Л. Салиева С.Г. Шерстнева О.В. Малютина М.Ю. Мингазеева Г.Г. Зайчук Т.А. Желенкова Т.В. Чичёва Н.А.

Слайд 14

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов:  организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...

Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург     Методическая разработка для воспит...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...