Нравственно патриотический проект "Город и его люди"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10
Проект
« Город и его люди ».
Вид проекта: нравственно-патриотический
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный
По количеству участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный (1 месяц)
Заявитель: дети старшей группы №12
Авторы: Моторная Л.Л.- воспитатель первой квалификационной категории,
Пащенко М.В. - воспитатель старшей группы.
г. Донецк Ростовской области
2017 г
Пояснительная записка
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своего города, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свою малую Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Проблема: Нравственно-патриотическое воспитание традиционно решалась в ДОУ и в нашей группе в воспитании чувства патриотизма, любви к Родине, но в последнее время возникла необходимость усиления работы в данном направлении. В ходе анкетирования и опроса детей, выявился низкий уровень знаний у детей о спортивной и культурной жизни города. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта: « Город и его люди».
Актуальность проекта:
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, прославившими свою малую Родину людьми.
Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов»:
Вопросы | Ответы детей |
Что мы знаем о нашем городе? | Наш город называется Донецк, есть река Донец, Аквапарк. |
Что мы хотим узнать? | Какие еще интересные места есть в нашем городе. |
С помощью чего узнаем? | Экскурсии, посмотреть телевизор, почитать книгу. |
Цель: Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своему городу, культуре, проживающих людей на основе культурных и спортивных особенностей родного края.
Создание условий для развития познавательного интереса к культурной и спортивной жизни города.
Задачи:
- Создать условия для восприятия сведений о культурном облике родного города; его достопримечательностях;
- Расширять кругозор детей и словарный запас;
- Познакомить детей с культурной и спортивной жизнью города.
-познакомить с дончанами, которые прославляют город в настоящее время в области спорта и культуры;
- Развивать чувство гордости за город и его жителей.
- Формировать у детей умение ориентироваться в ближайшем окружении.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, сопричастности к культурной и спортивной жизни города.
Методы и формы работы:
-образовательная деятельность;
-тематические беседы;
-презентации;
-развлечения,
-экскурсии;
-выставки детских работ и семейных фото.
Целевые ориентиры:
- Имеют представления о культурных и спортивных учреждениях города.
- Знают и называют жителей города, известных в области культуры и спорта.
- Знают и рассказывают о земляке космонавте Ю. Усачеве. Широкий кругозор
- Умеют самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Пополнен словарный запас.
- Испытывают чувство гордости за свой город и земляков.
- План график мероприятий
Этапы реализации проекта:
I этап – предварительный
- изучение теоретической и методической литературы, подготовка презентаций, картотек, иллюстраций по теме;
- разработка плана реализации проекта;
- информирование родителей о важности и актуальности предстоящего проекта, о предстоящих мероприятиях;
- подготовка (совместно с родителями) материала для организации двигательной и игровой, познавательной деятельности детей, материалов для творчества для успешной реализации проекта;
- мониторинг знаний детей по данной теме;
День недели, дата | Содержание организованной образовательной деятельности в рамках проекта | Свободная творческая деятельность детей |
1 неделя «Творчество в нашем городе» Среда | Социально-коммуникативное развитие. Беседа. « Виды искусства в нашем городе». Цель: Познакомить детей с понятием «искусство», его видами и значением в жизни людей. Рассказать где и каким видом искусства можно заниматься в родном городе. «Встреча с поэтессой нашего города». Цель: Познакомить с творчеством И. Гусевой. Заучивание стихотворения. И. Гусевой « Мы пекли печенье…» Отгадывание загадок И. Гусевой. (См. Приложение №1) Экскурсия в детскую школу искусств. Юные лауреаты. Цель: расширение кругозора детей, в знакомстве с музыкальными инструментами, хореографией, воспитании любви к искусству. Прослушивание классической музыки в исполнении юных талантов нашего города. | Рассматривание иллюстраций с изображением видов искусств. Дидактическое лото. «Музыкальные инструменты. Цель: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов |
2 неделя «Наш Космонавт» Среда | Познавательное развитие. ФКЦМ Тема: «Наш летчик-космонавт». Цель: рассказать детям о Ю. Усачеве. Уточнить и закрепить представления детей о космонавтах. Оборудование: Фотоальбом «Космос», презентация: « Наш космонавт Ю. Усачев» См. Приложение№2. | ИЗО. Рисование. (нетрадиционное) «Звездные фантазии» Цель: формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру. Оборудование: Листы плотной бумаги формата А3, тонированные гуашью в разные цвета; листы бумаги (бросовый материал); гуашь разных цветов; акварель; кисти для рисования; восковые мелки; ватные палочки; зубные щётки; шарики; влажные салфетки; блюдца, либо пластиковые коробочки, в которые положены штемпельные подушечки из тонкого поролона, пропитанного гуашью.
|
3 неделя «Город спортивный» Среда | Социально-коммуникативное развитие. Беседа. «Спортивная жизнь нашего города». Цель: рассказать детям о спортсменах нашего города, их достижениях, о различных видах спорта, которыми можно заниматься в родном городе. См. Приложение №3 Встреча со спортсменом Д. Гороховым и Ксенией Чаговец. Цель: познакомить детей со знаменитым соотечественником, формировать уважительное отношение к спортивным достижениям, желание быть похожими на них. Экскурсия в спортивный комплекс. Цель: Расширять представления детей о спортивной жизни города: спортивных сооружениях, различных видах спорта; о профессиях, связанных с физическим воспитанием, о роли физических упражнений в укреплении собственного здоровья. | Дидактические игры: «Сложи картинку» Цели: формировать у детей интерес к спорту и физкультуре, знакомить детей с видами спорта, учить детей называть и узнавать виды спорта, развивать воображение, мышление, логику, ловкость. «Хорошо и плохо» Цели: Приучать детей к здоровому образу жизни, учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное, прививать детям желание вести здоровый образ жизни, развивать мышление, память. |
4 неделя «Культура и отдых» Среда | Социально-коммуникативное развитие. Беседа: «Архитектурные памятники и Парк им. Усачева» Цель: формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей, расширять представления детей о культурных местах и достопримечательностях родного города. учить правилам поведения; воспитывать чувство гордости и патриотизма. Дидактические игры: «Угадай, где я нахожусь». «Собери из разрезанных картинок виды нашего города». Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного края. Оборудование: Альбом с достопримечательностями города. (Приложение № 4) | ИЗО. Рисование. (Акварель) Тема: «Фонтан в нашем городе». Цель: Расширять представление у детей об архитектуре нашего города. Учить передавать в симметричное строение нашего фонтана в работе, дополняя ее необходимыми деталями. Оборудование: Краски, кисти, альбомные листы, иллюстрация с изображением фонтана. |
Работа с родителями:
Неделя | Совместная деятельность |
1 неделя | Консультация: «Значение музыки в воспитании детей» |
2 неделя | Консультация для родителей на тему: «Детям о космосе». |
3 неделя | Консультация для родителей на тему: «Как выбрать вид спорта» Выставка рисунков: «Моя семья и спорт» |
4 неделя | Консультация: « Растим патриота» Фотовыставка: «Я и мой любимый город» |
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды:
Центр физического развития | Пополнение картотеки дидактических игр: «Сложи картинку», «Хорошо или плохо», «Виды спорта». |
Центр музыкального развития | Пополнение коллекции музыкальных инструментов. Лото «Музыкальные инструменты» |
Центр патриотического воспитания | Символика нашего города. Фотоальбом. Книга «Люди нашего города» Разрезные картинки «Собери достопримечательности нашего города» |
III этап – заключительный
Фотовыставка: « Я и мой любимый город ».
Стенгазеты: «Моя семья и спорт».
Книги: «Люди города Донецка».
Фотоотчет по проекту.
2. Приложения к проекту
Приложение №1
Критерии оценки результатов по диагностике «Спорт и культура нашего города»
Низкий (Н) – Ребенок не называет виды спорта. Не знает достопримечательности города. Не знает известных жителей города, сопричастных спорту и культуре.
Средний (С) – Ребенок называет 2-3 вида спорта, но не знает, где можно ими заниматься. Знает несколько видов искусства, но не знает, где можно ими заниматься. Узнает сам, или с небольшой подсказкой достопримечательности города, объекты культуры и спорта. Называет 1-2 человека, известных в городе.
Высокий (В) – Ребенок называет и уточняет разные виды спорта, с помощью фотографий, знает виды искусства. Знает, где можно заниматься. Ребенок легко узнает и называет архитектурные памятники, ДШИ, ДДТ, Краеведческий музей, Спорткомплекс. Называют 5 или более известных людей нашего города.
Педагогическая диагностика детей на начало работы по проекту.
Задание 1. Знаете ли вы, какими видами спорта можно заниматься в нашем городе? Цель: название видов спорта. Методы: Беседа, игра, запись ответов детей. Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает назвать виды спорта.
Задание 2. Знаете ли вы, какими видами искусства и где можно заниматься в нашем городе. Цель: название видов искусства и творческих детских организаций города. Методы: Беседа с детьми. Показ фото, запись ответов. Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопросы: « Какими видами искусства можно заниматься в нашем городе», «Где?». Показывает фото ДШИ, ДДТ.
Задание 3. Назови достопримечательности и архитектурные памятники нашего города. Цель: умение называть достопримечательности родного города. Методы: беседа, показ иллюстраций и фото, запись ответов детей. Ход проведения: Беседа с детьми, показ фото.
Задание 4. Какие известные люди прославили наш город. Цель: умение узнавать и называть известных жителей города. Методы: Беседа с детьми, показ фото, запись ответов. Ход проведения: Воспитатель показывает фото и спрашивает у детей: «Кто это?», «Чем занимается?», «Какими достижениями прославил наш город?
№ п/п | Ф. И. ребенка | Задание 1. | Задание 2. | Задание 3 . | Задание 4. |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
Диагностика детей на конец работы по проекту.
№ п/п | Ф. И. ребенка | Задание 1. | Задание 2. | Задание 3 . | Задание 4. |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
Критерии
Низкий – 1.5-2
Средний-2.1- 2.5
Высокий 2.6-3
3.Информационное обеспечение проекта:
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2016/01/05/master-klass-po-testoplastike-skazka-v-gosti-k-nam-prishla
2. http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-na-temu
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/04/25/integrirovannoe-zanyatie-po-hudozhestvennomu-tvorchestvu-dlya-detey
5.Донские писатели – детям [Электронный ресурс]//Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной - http://www.rodb-v.ru/literary-ethnography/modern_writers
- Методическое обеспечение проекта
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева Санкт-Петербург 2000.
- И. Гусева «Мир, в котором ты живешь…»
- И. Гусева «Наш Донецк родился, чтобы жить!»
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию на тему: "Дружат люди разных стран" с презентацией.
Одним из приоритетных направлений в моей работе является нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Понятие формирования предпосылок нравственно – патриотического сознания включает фо...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы. Тема: "Берегите, люди ветеранов!"
Основы нравстенно - патриотического воспитания закладываются в дошкольном возрасте, наиболее сензитивном для формирования личности будущего гражданина своей Родины. Просто невозможно представить себе ...
Фототчет по нравственно - патриотическому проекту "Город и его люди" для детей старшей группы.
Нравственно - патриотический проект для детей старшего возраста "Город и его люди"...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников "Военные люди"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников...