Методические рекомендации: "Детские презентации, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста на тему
"Детские презентации, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Данное пособие содержит теоретические и практические материалы, основанные на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольников. Особое внимание уделено мультимедиа технологии, как одному из средств активизации познавательно-речевой деятельности старших дошкольников и развития любознательности. Сделан акцент на создании условий для подготовки ребенка к публичным выступлениям у доски и, как следствие, его дальнейшей успешной адаптации в школе.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное учреждение «Методический центр»
г. Норильск, ул. Московская, д.29, т. 34-15-94, 34-17-98
Холявко Светлана Витальевна
Образование среднее специальное.
Алма-Атинское педагогическое училище дошкольного воспитания, 1983 г.
Педагогический стаж 22 года
Высшая квалификационная категория.
Награды:
2009 г. – Благодарственное письмо директора МУ «ЦБС» Городская детская библиотека г. Талнаха за активное многолетнее сотрудничество.
2010 г. – Почетная грамота Главы города Норильска.
2011г. – Благодарственное письмо Начальника Управления общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска за участие в городских педагогических чтениях «Инновационная образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех».
2011 г. – благодарность директора Музея истории НПР за длительное и плодотворное сотрудничество;
2012 г. – Почетная грамота министерства образования и науки Российской Федерации.
Введение
Познание – начало всестороннего развития и формирования личности.
Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности.
Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. У старших дошкольников интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений.
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
Накопленные к старшему возрасту сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Активность познавательной деятельности дошкольника зависит от его мотивации.
Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты.
Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.
Под влиянием общения с взрослым, усложняющейся деятельности, расширяющих опыт ребенка, из множества предметов и явлений окружающего мира старшего дошкольника постепенно избирательно выделяются лишь некоторые, к которым привлечены его внимание, эмоции, т.е. формируется любопытство.
Язык как средство общения.
Общение - один из источников развития познавательной деятельности человека.
Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, способствует проявлению творчества и фантазии в различных видах детской деятельности.
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи, обеспечивается возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка, которое в свою очередь невозможно без обогащения словарного запаса и формирования активного словаря дошкольника.
Отечественные исследования (в частности А.Н. Гвоздева) показывают, что в словаре старших дошкольников наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц. Приведенные данные свидетельствуют о том, что старшие дошкольники чаще всего употребляют существительные и глаголы. Можно выделить наиболее употребляемые слова в речи детей: существительные – мама, мальчик, девочка, люди; прилагательные – маленький, большой, хороший, плохой; глаголы – пойти, говорить; отмечается преобладание в словаре детей слов, обозначающих людей.
А ведь в практике дошкольного образования известны случаи, когда бедный словарный запас вел к агрессивному поведению ребенка по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует. А достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Актуальность работы по формированию познавательно-речевой активности дошкольника.
Ежегодные диагностические обследования связной речи старших дошкольников показали, что дети испытывают серьезные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала.
В тоже время диагностика познавательной сферы развития старших дошкольников выявила ряд следующих проблем:
- детский интерес распространяется на выборочные сферы познания, что затрудняет упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано);
- наблюдается несформированность умения сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды;
- дети затрудняются в установлении причинно-следственных, временных и других отношений между предметами и явлениями;
- дети не умеют находить средства и способы добывания знаний.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных спортивных кружков. Родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.
Таким образом, актуальность выбранной мной темы заключается в:
- неумение ребенка самостоятельно ставить познавательную задачу;
- несформированность у детей любознательности;
- бедный словарный запас;
- проблемы в развитии речемыслительной деятельности у детей;
- несформированность у детей коммуникативных навыков общения;
- неуверенность в собственных силах;
- педагогическая неграмотность родителей;
- отсутствие у родителей заинтересованности в познавательно- речевой деятельности своих детей.
И как результат – неодинаковые стартовые возможности выпускников дошкольных учреждений.
Основная часть.
Формы организации и проведения детских тематических презентаций в режимных моментах.
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями. Перед нами стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования.
Педагог должен идти к этой цели через изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, используя разнообразные адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Включение в свою работу такой формы, как детская презентация, и дает, на мой взгляд, педагогу возможность решать задачи познавательно – речевого развития старших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями.
По своим целям, задачам и формам проведения презентации можно разделить на два вида: презентации для детей и презентации, проводимые самими детьми.
Презентации для детей.
Презентации для детей могут создаваться самим воспитателем и включать в себя тот материал, который наиболее соответствует возрастным особенностям детей данной группы и задачам, которые ставит перед собой педагог, проводя данную презентацию. В таких презентациях у педагога есть возможность изложить материал в той последовательности, которая удобна самому педагогу, отражает его видение данного явления или объекта; самостоятельно подобрать наглядный материал; учесть особенности детей своей группы.
Воспитатель может использовать и готовые презентации, размещенные на интернет сайтах.
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества без информационно-коммуникационных технологий. Компьютер быстро входит в жизнь нашего ребенка.
Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития!
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации.
Какие же возможности в обучении старших дошкольников таят в себе мультимедийные презентации?
В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности воспитателя в сфере развития ребенка, способствуют успешной реализации его интеллектуальных и творческих способностей; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально - учат самостоятельно приобретать новые знания!
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
- Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у него систему мыслеобразов. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что-то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
- Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
- Мультимедийная презентация позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
- Возможности презентации позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. При этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
- Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
Какое же место в образовательном процессе и режиме дня должны занимать детские презентации?
Так как презентации позволяют насытить образовательный процесс большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, закономерно в первую очередь включать их в занятия с целью обогащения знаний дошкольника о явлениях окружающего мира и расширения словаря. Чаще всего такие презентации носят тематический характер и могут создаваться самим педагогом, с учетом задач данного занятия.
Так же презентация может быть использована, как часть итогового тематического занятия, как средство систематизации у детей знаний по пройденной теме, закрепления причинно-следственных, временных и других отношений между предметами и явлениями.
Если в процессе изучения той или иной темы у детей возникла заинтересованность определенным объектом или явлением, то целесообразно расширять и углублять знания по данной теме и провести презентацию в свободное время во второй половине дня. Такая презентация позволяет педагогу сформировать у детей более целостное представление о окружающем мире, обогатит их знания научными фактами и расширить словарь, будет способствовать развитию детской любознательности.
Во второй половине дня в дошкольных учреждениях педагогами проводятся различные КВНы, викторины. Включение в эти мероприятия детских презентаций дает возможность закрепить материал в игровой форме, повысить уровень познавательных возможностей, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. В старшем возрасте многим детям присуща кратковременность памяти. Чтобы помочь ребенку лучше и быстрее запомнить стихотворение воспитателем часто используется такой прием, как заучивание с помощью мнемотаблиц. Роль мнемотаблиц в детской презентации по заучивание стихотворения играют слайды. Яркие и образные слайды помогают сформировать у ребенка систему мыслеобразов. Одновременная информация в виде текста, графического изображения, звука, речи, в этом случае, позволяет заложить информацию в ассоциативном виде в память детей. Это способствует более быстрому запоминанию стихотворения. Голосовое сопровождение такой презентации развивает у ребенка фонематический слух, вырабатывает четкость дикции.
Итак, можно сделать вывод, что детские презентации помогают педагогу в решении таких задач как:
- формирование у старших дошкольников целостной картины мира;
- развитие детской любознательности;
- развитие познавательной активности;
- обогащение пассивного словаря.
Подготовка педагога к проведению детских презентаций предусматривает:
- знание воспитателем возрастных особенностей детей;
- подбора материала в соответствии с возрастными особенностями;
- последовательность и доступность изложения материала;
- умение владеть ПК.
Чаще всего проведение детских презентаций включается в тематическое занятие для обогащения представлений об окружающем мире детей или как итог пройденной темы. Проводить такие занятия я рекомендую по мере необходимости, желательно один раз в месяц, и не чаще одного раза в неделю.
Презентации, проводимые самими детьми.
Детские презентации, проводимые самими детьми, представляют собой несколько иной вид детских презентаций. Между собой они отличаются только формой проведения. Все направлены на решение одних общих задач:
- формирование связной монологической речи;
- обогащение представлений детей научными и энциклопедическими знаниями;
- формирование и расширение активного словаря;
- создание условий для поисковой деятельности детей;
- подготовка детей к публичным выступлениям у доски, и как следствие, к успешной адаптации в школе;
- педагогическое просвещение и вовлечение родителей в образовательный процесс группы.
Научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание – основная задача речевого развития старших дошкольников.
Пересказ - вид монологической речи, он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности.
Презентация, проводимая детьми, и является по своей сути пересказом, т.е. воспроизведением прослушанного (прочитанного) текста. Умение связно и последовательно пересказывать текст в дальнейшем пригодится детям при обучении в школе. Такие презентации чаще всего проводятся в свободное время, но иногда могут включаться и в занятие. На презентацию, проводимую самими детьми, в полном объеме распространяются правила обучения пересказу:
1) выбор текстов для пересказа;
2) подготовительная работа;
3) непосредственно пересказ.
Выбор текста для пересказа имеет важное, принципиальное значение. Сложились определенные критерии отбора текстов:
1) сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);
2) доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития;
3) четкость композиции;
4) простота сюжета (как правило, с одной сюжетной линией);
5) доступность языка.
Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие). Поэтому предварительная работа в подготовке к детскому выступлению приобретает немаловажное значение.
Учитывая тематический характер образовательного процесса целесообразно заранее проводить с детьми целевые экскурсии по улицам города, к объектам социо-культурного назначения, в детскую библиотеку, в лес и т.д. Такие экскурсии дают возможность детям получить новые источники информации, удовлетворить свой познавательный интерес, почувствовать себя более уверенно, а воспитателю во время занятия опираться на личный практический опыт детей.
Так готовясь к тематическому занятию «Деревья и кустарники» я провела целевую экскурсию в осенний лес, где обращала внимание детей на внешний вид и названия деревьев нашего региона. Во время занятия, при просмотре презентации, составленной воспитателем, дети узнавали на слайдах деревья, которые видели во время экскурсии, вспоминали их названия. Это повысило интерес детей к занятию, помогло быстрее и более осознанно усвоить материал. После занятия детям были предложены разукрашки с изображением листьев разных деревьев. Мной была отмечена повышенная заинтересованность детей данным видом деятельности. Во время изучения данной темы дети проявили интерес к такому явлению природы, как листопад. Проживая на Севере, большинство детей лишено возможности наблюдать его в природе, так как в нашем регионе это явление носит скоротечный характер. Для удовлетворения детской любознательности я подготовила презентацию «Листопад». Такая предварительная работа позволила предложить детям и их родителям подготовить детскую презентацию «Удивительные деревья нашей планеты», которая была направлена на обогащение знаний детей научными сведениями и развития поисковой деятельности, с целью получения информации. Конечно, подготовка таких презентаций не возможна без участия родителей. Ведь именно они помогают детям собрать и усвоить нужную информацию, отобрать и составить речевой материал, правильно оформить мультимедийное сопровождение рассказа своего ребенка. Но зачастую родители не имеют представления, как это сделать. Поэтому педагогическое сопровождение, индивидуальные консультации родителей должны осуществляться педагогом на протяжении всего процесса подготовки детей к выступлению. Родители должны знать и четко понимать задачи, которые ставит воспитатель, организовывая презентации, проводимые самими детьми. Видеть значение таких выступлений для формирования у ребенка связной речи, приобретения опыта общественных выступлений, повышения авторитета среди сверстников, формирования уверенности в своих силах. Участие родителей в подготовке детской презентации дает возможность педагогу вовлечь родителей в образовательный процесс группы, сделать его своим активным партнером.
Если ребенок впервые участвует в проведении презентации, то я рекомендую проводить такую презентацию с участием родителей. Это поможет ребенку преодолеть свою застенчивость, неуверенность, вызовет желание выступать еще и еще. Подготовка и совместное выступление ребенка и родителя создает условие для возникновения у родителей заинтересованности в поисковой деятельности и познавательно – речевом развития ребенка. Родитель и ребенок становятся единомышленниками.
Готовя детей к их первой презентации, я рекомендую педагогу самому подбирать речевой материал, так как на этом этапе, в отличие от родителей, он более компетентен. Родителям же можно предложить подобрать иллюстрационный или другой материал.
Если ваши родители недостаточно владеют ПК, то провести детское выступление можно и без мультимедийного сопровождения. Такие презентации могут проводиться детьми в свободное время и на занятиях по формированию целостной картины мира и коммуникации, в виде составления описательного рассказа («Животные леса», «Домашние животные»)
Хочется отметить, что, планируя тематические недели, воспитатели зачастую ограничиваются предоставлением детям знаний четко прописанных в программе обучения. А ведь одна и та же тема таит в себе для ребенка огромный познавательный потенциал. Стремясь обогатить знания детей по теме «Семья», расширить его интеллектуальные и творческие способности я один год запланировала детскую презентацию «Улица семейная», где в процессе подготовки дети учились устанавливать причинно-следственные, временные и другие межродственные связи.
А на следующий год - детскую презентацию «Традиции нашей семьи», где дети получили возможность выразить в активной речи свои познания в области увлечений и традиций своей семьи.
Темы детских выступлений, чаще всего, диктуются тематическими неделями. Но могут возникнуть по запросу самих детей.
Именно интерес детей стал основной причиной организации поисковой деятельности в решении вопроса: «Сладости полезны или вредны?». Сначала дети решали этот вопрос в детском саду с воспитателем: читали познавательную литературу в группе и детской библиотеке, узнавали состав сладостей, какую пользу или вред несет нам тот, или иной продукт, изготавливали сладости в группе. Потом дети перенесли поисковую деятельность домой. Итогом деятельности стали детские выступления о сладостях: их составе, пользе и вреде данной сладости для нашего здоровья, способа изготовления их в домашних условиях.
Презентации, проводимые детьми, могут быть организованны как индивидуально, так и проводиться группой детей. Групповые презентации в среде педагогов принято называть детскими конференциями. Чаще всего их проводят как тематическое итоговое занятие, но в свободное время. Подготовка такой презентации требует предварительной работы, как и при проведении индивидуальных выступлений:
- экскурсия в библиотеку;
- чтение познавательной литературы;
- организация выставки;
- продуктивная деятельность детей;
- выбор текста для пересказа;
- предварительная работа;
- проведение презентации.
В проведении таких презентаций могут принимать участие родители группы, специалисты ДОУ, сотрудники социальных институтов.
Могут быть использованы разнообразные формы работы с детьми: рассказ ребенка с мультимедиа сопровождением; совместное выступление с взрослым; использование художественного слова (чтение стихов, загадывание загадок); музыка; решение кроссвордов; выполнение детьми дидактических заданий, организация выставок; выставка детских работ и т. д. На конференцию, в качестве гостей, приглашаются дети параллельных групп, родители, сотрудники ДОУ и социальных институтов.
Детская конференция дает возможность неуверенному ребенку почувствовать свою сопричастность с коллективом, ощутить его поддержку, преодолеть свою застенчивость в публичном выступлении перед незнакомой аудиторией, испытать чувство успешности.
По итогам проходящих детских презентаций можно организовать выпуск познавательно – образовательных журналов, из которых родители узнают о работе, проводимой педагогом в группе, поделятся своим опытом и знаниями с другими родителями, откроют для себя что-то новое и интересное.
Хочется отметить, что проведение детских презентаций – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.
Заключение.
Применение различных видов презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагогов, детей и родителей в состоянии творческого поиска.
Интересуясь успехами своих выпускников на протяжении пяти лет, могу отметить, что 98% из них в первый год обучения успешно адаптировались в школе, 86% - обучаются в гимназии, 76% - систематически участвуют в конкурсах, олимпиадах математической, познавательной и речевой направленности. Создают собственные проекты, проводят их презентации с мультимедийным сопровождением. Классные руководители отмечают высокую речевую подготовку детей, умение ими создавать связный контекст, точно использовать лексико-грамматические категории, грамматически правильно оформлять речевой материал.
Приложение №1
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира
«Почему бывает листопад?»
Задачи:
- расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью;
- познакомить с причинами такого явления природы, как листопад;
- учить устанавливать причинно – следственную связь между продолжительностью дня и опадением листьев;
- обогащать знания детей научными фактами;
- активизировать в речи использование слов: осенний лес, листопад;
- обогащать пассивный словарь ребенка словами: хлорофилл, черешок, минеральные соли;
- воспитывать любознательность.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукций осенних пейзажей русских художников (репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», А. Куинджи «Осень»,
В. Поленова «Золотая осень».)
- чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»
- чтение стихов К. Бальмонта «Осень», Е. Арсенина «Настоящая осень»,
Н. Майданик «Осень»
- экскурсия в осенний лес;
Оборудование:
- репродукции осенних пейзажей русских художников;
- оборудование для демонстрации мультимедийной презентации;
- листы бумаги с трафаретами листьев разнообразных деревьев, цветные карандаши;
- соленое тесто желтого, оранжевого и красного цветов.
Ход занятия:
В группе звучит музыка Т. Попатенко «Листопад»
Воспитатель: ребята, давайте представим, что мы с вами попали в лес (обращает внимание детей на репродукции картин художников).
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года мы пришли в лес?
Ответы детей: осенью
Воспитатель: Значит, это какой лес?
Ответы детей: осенний лес
Воспитатель: По каким признакам вы догадались, что это осенний лес?
Ответы детей: называют осенние признаки.
Воспитатель: если с деревьев опадают листья, то, как называется это природное явление?
Ответы детей: листопад
Воспитатель: как вы думаете, почему деревья сбрасывают на зиму листья?
Ответы детей
Воспитатель: хотите узнать и другие причины этого явления? Давайте посмотрим и послушаем, что нам об этом расскажет Читарик.
Показ мультимедийной презентации «Почему бывает листопад?» (сайт «Читарики» http://chitariki.ru)
- Как красив осенний лес. Деревья стоят как барышни на балу. Так хочется подольше видеть эту красоту. Но очень скоро все листья окажутся на земле.
(слайд)
- Деревья освобождаются от листвы не сразу, не вдруг, а постепенно. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.
(слайд)
- Перво-наперво листья начинают желтеть, хотя никто не добавлял в соки желтой краски. Желтая краска находится в деревьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зеленым.
(слайд)
- Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Но работает он только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго – листья зеленые.
(слайд)
- А осенью удлиняются ночи. Солнышко меньше светит и хлорофилл разрушается. Зеленый цвет в листьях убывает, а желтый становится заметней.
(слайд)
- Но осенью листья не только желтые, но и красные, багряные, оранжевые. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
(слайд)
- Когда же листья начнут опадать? Деревьям никто не говорит, когда нужно сбрасывать листву. Они чутко ощущают смену дня и ночи. Дни становятся короче и дерево начинает оттягивать из листьев в ствол питательные вещества.
(слайд)
- В основании черешка, в том месте, где листья прикрепляются к ветке, появляется пробковый слой. Он отделяет черешок от ветки, их соединяет лишь несколько волоконцев. Еще вчера листья не мог сорвать даже сильный ветер, а сегодня они падают сами.
(слайд)
- Почему деревья сбрасывают листья? Деревьям нужно очень много воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Теряя листья, деревья защищаются от зимней засухи.
(слайд)
- Кроме того, нужен листопад дереву и в лечебных целях. Вместе с водой дерево вытягивает из земли минеральные соли. Излишки накапливаются в листьях. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
(слайд)
- Есть и третья причина для листопада. Он защищает тонкие, хрупкие ветви дерева от тяжести снега.
(слайд)
- Листопад приспосабливает деревья к зиме.
(слайд)
Воспитатель: так почему же деревья сбрасывают листья?
Ответы детей
Воспитатель подводит итог занятия и предлагает детям:
вариант №1
раскрасить трафареты листьев в осенние цвета. После выполнения детьми работы в группе открывается «Осенний вернисаж»
вариант№2
слепить из соленого теста листья разного цвета для создания работ по аппликации «Осенние ветки в вазе».
Детская тематическая коллективная презентация (конференция)
«Животные Севера»
(проводится во вторую половину дня)
Цель:
- научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал.
Задачи:
- способствовать формированию связной монологической речи;
- формировать и расширять активный словарь ребенка;
- тренировать в запоминании стихов;
- учить задавать вопросы;
- сформировать представление об обитателях Севера;
- обогащать представлений детей научными и энциклопедическими знаниями;
- способствовать развитию интереса к окружающему миру;
- тренировать в публичных выступлениях перед сверстниками.
Предварительная работа:
- плановое тематическое занятие «Животные Севера»;
- рассматривание и чтение энциклопедий о животных Севера;
- чтение и заучивание стихов;
- вечер загадок о животных Севера;
- чтение рассказов о животных Севера из книги Т.А. Шорыгиной «Беседы о русском Севере»;
- экскурсия в городскую детскую библиотеку;
- продуктивная деятельность детей (рисование и лепка животных)
Оборудование:
- оборудование для демонстрации мультимедийной презентации;
- выставка детского творчества.
Ход выступления:
Дети заходят в зал, становятся напротив гостей – дети старших групп.
Воспитатель: Здравствуйте! Сегодня наши дети хотят рассказать вам о животных Севера.
Ребята, а что мы называем Севером?
Ответы детей:
- север – это страна морозов
- заснеженных просторов
- ледяных полей
- огромных океанских волн
- страна пронизывающего ветра.
Воспитатель: Как думаете, кто еще может жить на Севере, кроме холода и снега?
Ответы детей (животные)
Воспитатель: да, здесь живут животные, которые хорошо приспособились к таким суровым условиям. О них мы сегодня будем говорить.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики. На экран выводится слайд №1 (название мероприятия, изображение животных севера)
Воспитатель предлагает первому ребенку выйти к экрану и начать свой рассказ о одном из северных животных (выступление сопровождается демонстрацией серии слайдов по тексту).
1 ребенок: Послушайте стихотворение.
Песец
Пушистый зверек
У песца пушистый хвостик,
Острый глаз и чуткий носик.
А густой и теплый мех
Белый, как полярный снег.
Велика, сурова тундра,
Ночи долгие, снега…
Но песцу здесь жить не трудно,
Ведь сестра его - пурга,
А метелицы и вьюги -
Его верные подруги!
С ними будет он резвиться,
Сильный, вольный, молодой.
Кувыркаться, веселиться
Под Полярною звездой!
Песец - коренной житель тундры. Он очень похож на лисицу. Ведь песец - небольшая полярная лиса.
Песец - удивительно красивый пушной зверь! У него высокие лапки, острая внимательная мордочка, великолепный пушистый хвост. Летом шерсть песца рыжевато-золотистого оттенка, а зимой - снежно-белая или серебристо-голубая, более пушистая, с густым теплым подшерстком.
Ребенок: (вопрос гостям) Объясните, почему песец меняет шубку зимой и летом?
Выслушиваются ответы гостей
Ребенок: Верно! Зимой шубка его сливается с белыми сугробами, а летом рыжеватый мех хорошо скрывает зверька среди кочек. Песец очень хитер, ловок, осторожен. Это хищный зверь! У него прекрасное зрение, слух и обоняние. В тундре, особенно летом, песцу корма хватает вдоволь. Он лакомится выброшенной на берег рыбой, не гнушается остатками пиршества хозяина Севера – белого медведя, иногда разоряет гнезда белых гусей и краснозобых казарок.
Зимой песцы охотятся на леммингов. Бредет песец по снежному покрову и внимательно прислушивается: не пищат ли, не шуршат ли под толстым слоем снега и льда аппетитные жирные лемминги. Если услышит – разроет лапами снег, поймает зверька и съест.
Песцы – старательные и любящие родители. Они воспитывают своих малышей вдвоем.
Зимой и ранней весной песцы разбредаются по всей тундре в поисках корма. В это время они становятся мишенью для охотников. Ведь пушистый, теплый и красивый мех песцов очень ценится людьми.
Воспитатель предлагает следующему ребенку выйти к экрану и начать свой рассказ (выступление сопровождается демонстрацией серии слайдов по тексту).
2 ребенок: я расскажу вам про лемминга
Лемминг - маленький зверек,
Не мышонок, не хорек.
Хоть и рыженький бочок,
Все же он не хомячок.
В тундре круглый год живет,
Там подземный роет ход.
Он под снегом строит дом,
Много комнат в доме том:
Комнаты жилые,
Есть и кладовые,
Кухня есть и спаленки
Для детишек маленьких.
Лемминги – маленькие пушистые зверьки, постоянно живущие в тундре. Они близкие родственники и серой мышки полевки, и рыженького хомячка. Лемминги - грызуны.
Ребенок: (вопрос гостям) Каких животных называют грызунами?
Выслушиваются ответы гостей
Ребенок: Верно! Тех, которые грызут корешки, стебли, веточки и листья растений. Помогают им в этом очень острые зубки. Они растут всю жизнь и обладают способностью самозатачиваться.
Зимой лемминги живут в норках, а летом выбираются из подземных домиков, греются на солнышке и целыми полчищами разбредаются по просторам тундры.
И песцы, и белые совы, и полярные волки не прочь отведать вкусного нежного мяса тундровых грызунов. Часто они становятся добычей хищных птиц Севера. В такие щедрые годы у птиц появляется больше птенцов, у зверей - больше детенышей.
Кроме того, когда лемминги роют свои норы и ходы, они улучшают рельеф поверхности тундры и переносят семена многих растений.
Вот какие нужные и полезные, животные - маленькие грызуны-лемминги!
Воспитатель предлагает следующему ребенку выйти к экрану и начать свой рассказ (выступление сопровождается демонстрацией серии слайдов по тексту).
3 ребенок: Послушайте стихотворение о белом медведе
Искупался белый мишка
В ванне ледяной,
Намочил свои штанишки -
Побежал домой.
Заворчал на сына папа: -
Экий ты, сынишка!
Набери-ка снега в лапы,
Высуши штанишки!
Белый медведь - огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У него огромные лапы, крупная голова, черный нос и небольшие, но очень внимательные, умные глаза.
У полярного медведя великолепный мех. Ему не страшны даже самые лютые морозы.
Ребенок: Как вы думаете, какого цвета шуба у полярного медведя?
Выслушиваются ответы гостей
Ребенок: (вопрос гостям) Почему?
Выслушиваются ответы гостей
Ребенок Правильно! Белая. Потому что на фоне белых снегов, среди ледяных полей медведя в белой шубе заметить очень трудно. Белые медведи хорошие охотники на тюленей. Усаживается он возле лунки и терпеливо ждет, когда в ней покажется голова тюленя, а огромной мохнатой лапой свой черный нос прикрывает.
Ребенок: (вопрос гостям) Как вы думаете, почему медведь, подкарауливая тюленя, прикрывает нос лапой?
Выслушиваются ответы гостей
Ребенок: Правильно! Чтобы тюлень не заметил его, ведь черный может выдать. Когда тюлень выныривает из лунки, он бьет его мощной лапой и вытаскивает на снег. Теперь можно спокойно пообедать. Медвежата рождаются совсем крохотными. Питаясь материнским молоком, жирным и сладким, малыши быстро растут.
Ребенок: (вопрос гостям) Любят ли белые медведи спать зимой?
Выслушиваются ответы гостей
Ребенок: Белые медведи, в отличие от своих бурых собратьев, не впадают в зимнюю спячку. Долгой полярной зимой медведи не спят, бродят между высокими сугробами и ледяными торосами, ловят рыбу, подстерегают тюленей.
Физминутка «Песенка про медведей» из кинофильма «Кавказская пленница»
Воспитатель предлагает следующему ребенку выйти к экрану и начать свой рассказ (выступление сопровождается демонстрацией серии слайдов по тексту).
4 ребенок: я расскажу вам про тюленя.
Тюлень-рыболов
Резвится подо льдом тюлень,
Ныряет, плавает весь день.
Он первоклассный рыболов -
Рыбешек ловит среди льдов.
Тюлени относятся к ластоногим. Так называют животных, у которых вместо ног - передние и задние ласты. Они помогают этим морским зверям хорошо плавать и ловко нырять. Это довольно крупное животное. Тело тюленей обтекаемой формы, которая, как и ласты, помогает им быстро и легко рассекать морские воды. А толстый слой подкожного жира защищает от холода. Ведь вода северных морей всегда очень студеная.
У малышей короткая шерстка совсем белая, поэтому их называют бельками. У взрослых тюленей она голубовато-серая или серебристо-дымчатая с темными пятнышками и разводами. У некоторых пород тюленей (полосатых) шкура темно-коричневая или черная с белыми полосками.
Тюлени почти постоянно живут в воде. Они ныряют подо льдом, иногда подплывают к отверстиям во льду - лункам, чтобы вдохнуть глоток свежего морозного воздуха.
Тюлени - великолепные рыболовы! На обед к ним попадает треска и сельдь, мойва и минтай. Они могут полакомиться также моллюсками и рачками.
Воспитатель предлагает следующему ребенку выйти к экрану и начать свой рассказ (выступление сопровождается демонстрацией серии слайдов по тексту).
5 ребенок: я буду рассказывать о северном олене
Быстро мелькают легкие тени -
Мчатся зимою по тундре олени.
Не остановятся ни на минутку,
Ноги их быстры, уши их чутки.
О, как прекрасны олени на вид!
Воздух морозный сердца их пьянит.
Белой, просторной стране они рады,
Реки широкие им не преграда -
Мчатся олени вперед и вперед,
Снежная их королева зовет!
Северные олени - прекрасные, могучие животные! У них крупное туловище, большая голова, увенчанная ветвистыми широкими рогами, высокие мощные ноги.
Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода.
Зимой окраска оленьего меха - светлая, серебристо-белая.
Летом олени линяют, меняют густой и длинный мех на более короткий. Он становится коричневатого или серовато-бурого цвета.
Ребенок: (вопрос гостям) Как вы думаете, почему это происходит?
Выслушиваются ответы гостей
Ребенок: Правильно! Зимой, среди снежных просторов белый северный олень незаметен ни для меткого охотника, ни для стаи хищных голодных волков. Летом они почти сливаются с болотными коричневатыми и бурыми кочками. Такая окраска называется защитной.
Олени - хорошие пловцы.
Живут олени летом в лесу, а зимой уходят в тундру.
Зимой основной корм оленей - лишайник ягель. Его даже называют оленьим мхом. Очень любят олени соль и даже пьют морскую воду. Летом они угощаются сочными травами, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой ивы, ягодами и грибами.
Дикие северные олени - родоначальники домашних оленей. Народы Севера много тысяч лет назад сумели приручить их, стали изготавливать из теплых оленьих шкур обувь, одежду, головные уборы, обивку для своих жилищ - чумов. Полюбилось им и вкусное оленье мясо - оленина.
Воспитатель: наши ребята рассказали вам о некоторых животных, которые живут на Севере и хорошо приспособились к его условиям. А сейчас они хотят задать вам вопрос.
(Дети становятся по обе стороны от экрана)
1 ребенок: - Вы хорошо запомнили животных, о которых мы рассказывали?
2 ребенок: - Тогда отгадайте наши загадки.
На экране появляется текст загадки, после правильного ответа – изображение животного.
1 ребенок:
Осторожный, чуткий, смелый,
Зимой ходит в шубке белой.
Шубкою гордится -
Младший брат лисицы.
(Песец.)
На экране появляется текст загадки, после правильного ответа – изображение животного.
2 ребенок:
У него пушистый мех,
Белый с золотистым.
Зарывается он в снег,
Роет норку быстро.
(Лемминг)
На экране появляется текст загадки, после правильного ответа – изображение животного.
3 ребенок:
Он полярный житель,
Льда и снега повелитель.
В белой шубе между льдин
Бродит этот исполин,
С ним его сынишка -
В меховых штанишках.
(Белый медведь.)
На экране появляется текст загадки, после правильного ответа – изображение животного.
4 ребенок:
Этот зверь - пловец прекрасный,
Вместо лап у зверя ласты.
В море плавает весь день,
Угадайте, кто?..
(Тюлень.)
На экране появляется текст загадки, после правильного ответа – изображение животного.
5 ребенок:
Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты,
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвет.
(Северный олень.)
Воспитатель: вы все отгадали правильно. На этом наш рассказ о животных Севера окончен. Спасибо за внимание.
Приложение №2
Основные требования к оформлению презентации
Презентация – это не просто набор слайдов, это своего рода искусство. Искусство, являющееся фоном для чего-то более важного, чем она сама. Создавая презентацию, всегда думайте о тех, для кого она создается.
Каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда.
Цепочка образов должна полностью соответствовать логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.
Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание (но не занимать все место и не отвлекать).
Для того чтобы ваша презентация имела успех, следует соблюдать ряд требований по ее оформлению:
• Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
• Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
• При выборе цветового оформления слайдов презентации следует учитывать тот факт, что мультимедийные проекторы проецируют изображение на экран по-разному: светлее, чем оно есть на самом деле или темнее.
• На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов.
• Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.
Выбор размера шрифта на слайде.
Текст должен читаться из самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.
Примерные рекомендуемые размеры шрифтов (с учетом демонстрации презентации в маленьком помещении):
• заголовок – 22-28 pt;
• подзаголовок – 20 -24 pt;
• текст – 18 – 22 pt;
• подписи данных в диаграммах – 18 – 22 pt;
• шрифт легенды – 16 – 22 pt;
• информация в таблицах – 18 -22 pt.
Помните, чем больше помещение и удаленнее зрители от экрана, тем крупнее должен быть шрифт.
Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т.к. они читаются хуже.
Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:
• разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи);
• размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн-эргономическим требованиям экранного представления информации;
• для облегчения «веса презентации», т.е уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде;
• все рисунки должны быть подписаны; подпись располагается снизу.
Анимации и эффекты
Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно, интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.
При создании презентации педагогу важно помнить:
Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.
Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – это залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.
С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д.
Не следует увлекаться анимациями, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.
Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту.
• Если вы используете схемы, то на одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы.
• Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь.
• Количество элементов на схеме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с дугой – элементарным правилом «разумности» с точки зрения зрительного восприятия.
• Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше.
• При выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы помните, что схема – это наглядный образ содержания. Внешний вид схемы должен гармонично сочетаться с другими слайдами презентации.
• Если вы используете таблицы на слайдах, то текстовая информация в ней должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше. Следует отметить, что шрифт таблицы, может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде.
• Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта
• Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы.
• Размер и вид используемой диаграммы на слайде определяется в соответствии с требованиями эффективного восприятия наглядной и текстовой информации.
• С точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде рекомендуется размещать не более 3-х круговых диаграмм.
• Тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных.
• Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.
• Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы текстовая информация читалась.
• Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне.
• При демонстрации таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов. При этом следует придерживаться следующих правил: единство стиля подачи материала; удобство восприятия текстовой и наглядной информации.
Приложение №3
Глоссарий
Познание – это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
Познавательная активность (лат. аctīvus–деятельный) – становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр.
Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.
Связная речь -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Презентация - это форма представления информации, как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Презентация – это, по сути, наброски речи, где отображается самое главное, помогая в выступлении вести один смысл.
multimedia в пеpеводе с английского означает «многосpедность» - это инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники.
Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Литература:
- Иванова Т.В., «Развитие связной речи. Подготовительная группа», г.Волгоград, ИТД «Корифей», 2009г.
- Волосовец Т.В., «Преодоление общего недоразвития речи», г.Москва, ТЦ «Сфера», 2007г.
- Гомзяк О.С., «Развитие связной речи у шестилетних детей» - г.Москва, ТЦ «Сфера», 2007 г.
- Дыбина О.В., «Ребенок в мире поиска», г. Москва, ТЦ «Сфера»,2009г.
- Беляева Л.А., «Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях», г.Томск, 2004г.
6. «Особенности речевого развития старших дошкольников» -www.coolreferat.com
7. Е. Сороко, «Детские презентации для дошкольников»- http://signorina.ru 2012г.
8. Осьмакова М.В., « Мультимедийные презентации в обучении дошкольников» - http://viki.rdf.ru/multimedia/
9. Электронный образовательный ресурс Нижегородского института развития образования, « Рекомендации по созданию презентации» - http://86mmc-konda.edusite.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Россия – родина моя»
Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Решаются программные задачи: закрепить знания о нашей стране и государственной символике; познакомить детей с картой ...
Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.
На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....
«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...
Методическая разработка образовательного мероприятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: "Приключения Буратино"
Закрепить навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; Закрепить умение правильно отвечать на вопросы:...
Презентация опыта работы по теме: «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности»
Опыт работы по развитию речи с помощью театральной деятельности....
Детские тематические минутки, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста
В данной статье я описываю свой опыт работы по использованию тематических познавательных минуток в работе с детьми старшего дошкольного опыта с целью развития их познавательно – рече...