Создание атрибутов для музыкально-дидактических игр, инструментального музицирования.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально- дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Создание атрибутов для музыкально-дидактических игр, инструментального музицирования.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность
провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.
Необходимо чтобы музыкально-дидактические игры были просты и доступны, красочно оформлены, интересны и привлекательны, такие игры вызывают желание у детей играть, петь, слушать музыку, танцевать. Музыкально-дидактические игры, развивающие восприятие музыки, с помощью классических и народных музыкальных произведений вызывают интерес ребенка к музыке, формируют эмоционально-положительное отношение к ней. Развитое слуховое восприятие положительно влияет на формирование предпосылок к занятиям различными видами музыкальной деятельности, именно поэтому необходима помощь музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры стимулируют певческую активность и способствуют развитию звукового взаимодействия между взрослым и ребенком. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание ребенка, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.
Организуя музыкально-дидактические игры нужно предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем они сознательнее, отзывчивее, добросовестнее относятся к поручениям. Предлагаю вам некоторые музыкально-дидактические игры на развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития музыкального слуха.
ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА» (2 – 5 лет)
Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.
Игровой материал: пятиступенчатая лесенка и фигурка (животного, героя мультфильма и т.д.)
Методика организации игры: Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках, рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. ее ступеньки это музыкальные звуки, их можно только услышать. Детям предлагается прослушать движение звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки (педагог поет песенку «Про лесенку»), сопровождая свое пение движением ладони по воображаемым ступеням.
Вот иду я вверх,
Вот иду я вниз.
Побегу я вверх,
Побегу я вниз.
Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми. Для закрепления представлений детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз использую наглядность.
ИГРА «КАПЕЛЬКИ» (4 – 7 лет)
Цель: развитие музыкального слуха, определение характера музыки.
Игровой материал: картинки в форме капелек, на которых изображена разная мимика.
Методика организации игры: Детям раздаются картинки с изображенными на них капельками воды с разной мимикой. Сначала они называют нарисованные эмоциональные состояния, находят между ними общие и отличительные черты. «Капельки» объединяются между собой по принципу похожести, противоположности. Затем, из предложенных музыкальных фрагментов выбираются те, которые наиболее подходят для описания каждой капельки. После этого педагог говорит детям, что все капельки живут на одном облаке и очень дружны между собой (звучит веселая, легкая музыка). Далее дети внимательно следят за сменой характера произведения: например, когда звучит веселая музыка капельки весело танцуют, когда музыка меняется на грустную – они собираются на облаке и грустят, когда звучит грозная музыка, то капельки превращаются в грозные капли, топают ногами. Педагог обязательно объясняет характер музыки и движения детей.
Можно использовать музыку: «Вальс» Ф. Шопена, «К Элизе» Л. Бетховена,
«Времена года» П. И. Чайковского.
ИГРА «МУЗЫКАЛЬННАЯ ШКАТУЛКА» (5 – 7 лет)
Цель: развитие инструментального тембрового слуха.
Игровой материал: «музыкальная шкатулка» - обклеенная коробка и различные музыкальные инструменты, окружающие детей в повседневной жизни детского сада.
Методика организации игры: Педагог показывает коробку - шкатулку и объясняет детям, что это необыкновенная шкатулка, в ней различные музыкальные инструменты. «Поскольку эти инструменты ваши хорошие знакомые, вы можете узнать их по звучанию», - говорит педагог. Поочередно педагог извлекает звуки из различных инструментов. Детям надо узнать их. Основным условием игры является внимательное сосредоточенное слушание звучащего инструмента.
ИГРА «ДИРИЖЕР И ОРКЕСТР» (5 – 7 лет)
Цель: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах).
Игровой материал: мотив песни песня «Добрый жук»,
палочка для дирижера и музыкальные инструменты.
Методика организации игры: Детям разбирают инструменты, встают в круг. Один ребёнок в центре круга – дирижёр. Под музыку идут вокруг дирижёра и поют. По окончанию, ребёнок – дирижёр отгадывает инструмент на котором сыграет кто-то из детей. Если он угадал, то дирижирует, а все играют на инструментах. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.
Мы все дружно встали в круг
Встали в круг, встали в круг.
Повернулись разом вдруг,
Повернулись вдруг.
Что за инструмент звучит,
Так звучит, так звучит.
Ну-ка угадай быстрей,
И скажи скорей!
ИГРА «ОЗОРНОЕ ЭХО» (4 – 5 лет)
Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.
Игровой материал: короткие фразы, содержащие имена детей, и слова, определяющие настроение.
Методика организации игры: Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с мячиком-эхом. Бросая мячик-эхо кому-либо из играющих, педагог пропевает его имя или слово-настроение. Ребенок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу, пропетую педагогом. Можно использовать как обычную, так и ласкательную форму имени, усложняя фразы и таким образом развивая музыкальный слух ребенка (Таня – Танечка, Лена – Леночка).
ЛИТЕРАТУРА:
1.Р.М. Чумичева «Ребенок в мире культуры»
2.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Детство с музыкой»
3.М.А. Аралова «Игры с детьми раннего возраста» (приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»)
4.Р.М. Миронова «Игра в развитии активности детей»
5.Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
6.Н.И. Льговская «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей»
7.М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".
Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по инструментальному музицированию в средней группе «День рождения веселого Колокольчика».
Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах: металлофон, трещетки, свистулька, маракас, барабан,колокольчик,треугольник, деревянные палочки,ложки,дудочка....
Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе МБДОУ № 11 «Земляничка» Тема: Музицирование как форма развития музыкального слуха (инструментальное музицирование - источник познания музыки)
интересное занятие по музыке......
Конспект доминантного музыкального занятия в подготовительной группе МБДОУ № 11 «Земляничка» Тема: Музицирование как форма развития музыкального слуха (инструментальное музицирование - источник познания музыки)
интересное занятие по музыке......
АНСАМБЛЕВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Для эмоционально – эстетической сферы современных дошкольников характерны: снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических чувств и э...
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Русские народные музыкальные инструменты и игра на них – увлекательный вид музыкальной деятельности...
«Создание авторских интерактивных музыкально-дидактических игр с использованием ритмического рисунка»
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить проц...