Сообщение из опыта работы "Самостоятельная музыкальная деятельность детей"
материал (подготовительная группа) по теме

таможникова светлана евгеньевна

"Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ.

Музыкальный руководитель: Таможникова С.Е.

     Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния. Очень важно, чтобы дети в процессе непосредственно образовательной деятельности в музыкальном зале чувствовали себя комфортно. Музыкально-развивающая среда  создается в процессе непосредственно образовательной деятельности, на праздниках, развлечениях, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический материал хранится в музыкальном зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека /кассеты, диски/ с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.

    Я стараюсь отношения с детьми строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения, приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности. Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.

    Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателями в группах, где были определены места для музыкальных уголков, удобных  для занятий и комфортных для эмоционального состояния ребенка. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции /утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю концерта и т.п./. Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

  При организации самостоятельной музыкальной деятельности детей и создании музыкально-развивающей среды в групповых комнатах, на участке я обращаю внимание воспитателей на то, что ребенок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать, как они. Это новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований личности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребенка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребенку весь процесс осуществления действия, и он начинает выполняться самостоятельно. Поэтому, прежде всего, воспитатели должны сами проявлять искренний интерес к различным видам музыкальной деятельности,   уметь свободно играть простейшие мелодии на различных детских музыкальных инструментах, знать правила музыкальных, музыкально-дидактических  игр – только в этом случае музыкально-развивающая среда в групповой комнате или на участке будет действительно эффективной и развивающей ребенка.  Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты:

  • что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности /инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д./;
  • в каком порядке целесообразно это сделать;
  •  за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей;
  • какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

     Учитывая задачи воспитания на современной этапе, я обращаю внимание воспитателей на то, что нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а чаще говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», и т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей и творческого использования музыкально-развивающей среды.

    При оформлении музыкального уголка учитывается  мнение воспитанников, и используются работы, изготовленные ими под руководством воспитателей в ходе совместной деятельности, а также совместно с родителями – это и различные самодельные шумовые инструменты, и рисунки детей, которыми они выражают свое отношение к прослушанной музыке, и атрибуты /например, султанчики/. Включение  дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии.

   Статичная, застывшая музыкально-развивающая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Поэтому,

оригинальность, простота, привлекательность и  доступность необходима и при  ее организации в групповых комнатах. Поэтому мы с воспитателями стараемся внести «изюминку»  для развития у детей самостоятельности и  инициативности. Например, создание «детских альбомов» - свое представление о том или ином музыкальном произведении дети передают в рисунках. Постепенно создается альбом рисунков, содержание которого составляют знакомые песни, музыкальные образы. Для закрепления пройденного материала, развития песенной  импровизации  мы изготовили «музыкальный кубик», педагогическое назначение которого не ново, но содержание я определяю сама, в зависимости от изученного музыкального репертуара. В подготовительной группе мы время от времени вывешиваем большой «колокольчик для друзей»  с яркой ленточкой. Когда ребенок хочет пригласить кого-то поиграть с ним в какую-либо музыкальную игру, он звенит в этот колокольчик и таким образом собирает вокруг себя «единомышленников».

   В течение учебного года музыкальный уголок, особенно в подготовительной группе,  дополняется предметами детской продуктивной деятельности – различными поделками, аппликацией, лепкой, всем тем, что является результатом их личного восприятия музыкального образа, тем самым реализуется  основополагающий принцип   развития современного дошкольного образования – интеграция образовательных областей. Включение  дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то сломать или уронить.

    Человек, которому с детства распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше, радужнее, многостороннее, он полнее и радостнее живет. Восприимчивость к красивому не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста"

Организация театрализованной деятельности в группе раннего возраста...

СООБЩЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений"

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...

Сообщение из опыта работы «Музыкальная деятельность, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы: «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии,артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, спо...

Сообщение из опыта работы МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...

Сообщение из опыта работы. "Музыкально - дидактические игры , как средство развития самостоятельной игровой деятельности детей и поддержки детской инициативы."

Сообщение из опыта по работе с дошкольниками младшего возраста в ДОУ. Творческий среднесрочный проект "Музыкально - дидактические игры, как средство развития самостоятельной игровой деятельности ...