Развитие социально-нравственных отношений у старших дошкольников.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кудрявцева Нелли Ивановна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sotsialno-nravstvennyh_otnosheniy.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Развитие социально-нравственных отношений у старших дошкольников»

Воспитателя:

Кудрявцевой Н.И.


В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «… система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий, слова и дела.

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной. Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувства – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их сочувствием или несоответствием потребностям человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», - говорил К.Д. Ушинский.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитие взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной среды ребёнка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей.

Этическое развитие ребёнка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Не трудно передать ребёнку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребёнком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знание этических норм не достаточно для того, чтобы ребёнок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. По этому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребёнка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребёнка и воспитанием его нравственных чувств.

Воспитанию нравственных чувств в истории русской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жестокости.

В педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребёнка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Психологи и педагоги подчёркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться и в отношении ребёнка к самому себе и в отношении к другим людям. У ребёнка старшего дошкольного возраста формируется уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.

Для формирования чувств ребёнка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовность к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения. Дети дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности в ответ на заботу и ласку. Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причём сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.

Развитие чувств у ребёнка во много зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живёт. Условия эти – положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребёнок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становятся для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Наблюдения за поведением детей в кругу сверстников и среди взрослых показывают, что дошкольники различают оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища или педагога, выражают, как умеют, сочувствие им, вместе с ними радуются.

Добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращённой к малышу, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживают, вызывают беспокойство. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребёнок испытывал максимум положительных эмоций. Взрослые же – внимательный педагог, мать легко определят эмоциональное состояние ребёнка по его мимике, интонациям, двигательным реакциям, репликам. Заметив, что Виолетта Лемешко часто подбегает к окну, всматривается в сгущающиеся сумерки, я понимаю ее тревогу: мама сегодня задерживается на работе, а ребята уже почти все разошлись по домам. Я предлагаю ей поиграть в мяч и вовлекаю в игру всех оставшихся детей. Исчезает детская тревога, время проходит незаметно. Положительные состояния бодрость, радость, весёлое оживление, чувство защищённости, уверенности в своих силах – благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребёнка; отрицательные – состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний – угнетают деятельность сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребёнка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребёнка, который боится неудач. Тех же детей, которые легкомысленно за всё берутся, хвастаясь, что всё умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое доводить до конца, не быть небрежным.

Следует также непременно порицать дерзкие поступки, грубый тон отдельных детей, чтобы они не становились дурным примером для других.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Поведение взрослых служит для ребят наглядным примером. Они начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожими на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Желание быть похожим на педагога, маму, папу, своего товарища особенно сильно в дошкольном возрасте.

Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребёнку совсем не означает отсутствие требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности даёт желанные результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребёнка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми, своими радостями и огорчениями.

Поддерживая положительное эмоциональное состояние детей, приходиться проявлять много терпенья, выдержки. Не стоит упрекать или наказывать ребёнка за то, что у него что-то получается не очень хорошо, не так как хотелось бы взрослому. Детям 5 – 7 лет необходимо предоставлять больше самостоятельности в выполнении трудовых поручений, в играх, в установлении взаимоотношений со сверстниками.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.

Необходимо обращать внимание дошкольников прежде всего на те стороны действительности, которые бы укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости. Взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищённости их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершённый проступок. Иногда вина ребёнка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьёзны, что малыш перестаёт ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает, что хорошо, а что плохо.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что характерной чертой детей является оптимизм, им присуще бодрое, радостное настроение.

Внешне это выражается в смелых, активных движениях, общем возбуждении, восклицаниях, хлопанье в ладоши. Дети часто смеются без всякого повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь; дети легко затевают совместную игру, доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними игрушками, сладостями.

В состоянии радости ребёнку кажется, что ему всё доступно, он охотно берётся за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребёнка, разделили его радость.

Дети охотно рассказывают о том, что их радует. Был праздник. 7 октября Рыбацкое отметило 291-й день рождения. В этом году в честь этого события, а также 90-летия Невского района, был проведён карнавал. Многие дети посетили его. С радостью рассказывали Люба Попадьина, Милана Жак, Виталик Модестов, Даша Самойлова, Дима Мичков, как они катались на ослике, смотрели выступление артистов, ели мороженное. Большую радость доставляют детям животные. «Самая большая моя радость, - говорит Аня Антропова, - это котёнок. Мы нашли его на улице. Он теперь живёт у нас. Я люблю его кормить, играть с ним».

Большую эстетическую радость доставляют детям прогулки на природу. С природой прежде всего связывается возникновение у дошкольников чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, кустов, например, яблонь, сирени.

Невосприимчивость ребёнка к прекрасному в природе, неспособность его замечать и чувствовать должны встревожить воспитателя. Привлечь же внимание детей к красоте окружающей действительности можно при условии, если самим не оставаться к ней равнодушными. Тогда дети вместе со взрослыми начинают многое замечать, слышать.

Они приучаются испытывать эстетическое наслаждение, наблюдая закат солнца, слушая музыку, рассматривая картину. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребёнка.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на всё доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.

Но чувства детей надо воспитывать. Методика воспитания у детей гуманных чувств – умения сочувствовать, доброты, честности, справедливости, совести, любви к родному краю, к своей стране, уважения к человеку, труженику – является основой для воспитания патриота своей Родины.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребёнка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, драться, нельзя грубить и т.п., нужно быть добрым, честным, вежливым…» - недостаточно, чтобы побудить подлинные чувства.

На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Однажды по дороге в детский сад я слышала, как мама наставляла ребёнка: «Никому не давай свою игрушку, её сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворённость, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребёнка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.

При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребёнку сведений.

Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», сознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

Анализ и сравнение ответов детей показал, что у тех из них, с кем не проводилась серьёзная воспитательная работа, этические представления или недостаточно правильные, или отсутствуют вовсе. Иногда эти дети плохо дифференцируют отдельные понятия. Например, они путают понятия «быть добрым», «честным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим»; на вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым, ласковым»; на вопрос «Что значит быть добрым?» отвечают: «Это быть хорошим».

Представления других детей точны и содержательны. Они знают, что быть добрым – это делиться с товарищами сладостями, игрушками, помогать тем, кто попал в беду, любить животных, птиц, и т.д.; быть справедливым – это быть честным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чём они не виноваты.

При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или художественных произведений. Обобщённое понятие ребята сами поясняют конкретными примерами, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми. Например, они говорят: «Быть добрым – это к папе с вопросами не приставать, а Маша всегда пристаёт», «Справедливый не только себе берёт хорошие роли в игре, но и другим раздаёт».

Выявлять знания и формировать представления детей можно, не только задавая им прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

Наблюдая за детьми на прогулке, вижу ситуацию: Аня Бычинская с увлечением лепит куличики формочкой на бортике песочницы, Виталик М. бежит и мимоходом смахивает все куличики рукой. Аня плачет. Дети к этой ситуации относятся по разному. По их ответам можно судить о том, что они думают о «случившемся», по выражению лица, мимике, интонации – о возникших при этом чувствах. У одних детей, как у Ани Антроповой, у Вовы Литвиченко, у Любы Попадьиной, отклик мгновенный: они возмущаются поступком Виталика и полны решимости пресечь зло и словами и действием. У других детей нет столь быстрой реакции, на их лицах раздумье. Алёша Фомин: «Я шёл сказать Вам». Третья группа детей считает, что в происходящий конфликт вмешиваться не нужно. Свою пассивность объясняют чувством страха за себя: «Он не будет со мной играть», - сказал Манук З.

Однако все дети правильно оценили поступок как плохой, мотивируя свою оценку правильными этическими представлениями. «Она старалась, а он всё разрушил», - Аня Кузьмина; «Такие красивые, а он их сломал», - Милана Жак; «Обижать никого нельзя, а особенно девочек», - Вова Литвиченко. Но, несмотря на это, не все смогли противостоять, даже мысленно, этому плохому. Ребята откровенно объясняли мотивы своего невмешательства. Решить подобную задачу для детей не менее трудно, чем, предположим, решить задачу математическую. Но в математике ребёнок овладевает определёнными способами решения различных задач, отношения же между людьми многогранны, сложны, и ребёнок, чтобы правильно понять и оценить каждый конкретный поступок, должен обладать большим запасом эстетических знаний. Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а, как в сказках были бы противопоставлены друг другу добро и зло. При формировании у детей этических представлений необходимо сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Обращение к личному опыту детей даёт нам возможность выяснить, какие этические понятия ими ещё не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении. Выявлению и формированию этических представлений детей, воспитанию их чувств способствует и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку. Воспитатель должен видеть каждого ребёнка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьёзного нарушения детьми этических норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению своих товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы их представления о морали.

Наблюдения за взаимоотношениями детей помогут воспитателю глубже понять каждого ребёнка, определить, как развиваются его представления и чувства, что оказывает на них влияние. Трудность заключается в том, что представления детей формируются на основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Одни и те же дети в одном и том же случае, но в разных условиях, при общении с разными людьми используют имеющиеся у них представления по-разному, оперируя этими представлениями так, как это им удобно или выгодно. Только систематическая целенаправленная работа по развитию у детей этических представлений даёт хорошие результаты.

Чтобы установить определённую взаимосвязь между представлениями детей и их чувствами, необходимо обращать внимание не только на то, как понимают дети тот или иной поступок, но и на их эмоциональный отклик на этот поступок. Одним из условий пробуждения и воспитания чувств является развитие нравственного сознания детей. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. От осознания причин и мотивов поступков зависит глубина, устойчивость чувств ребёнка.

Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянно кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом – поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются равнодушными к поведению окружающих, бывают категоричны в своих суждениях о поведении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными. Причина всего этого – формальное усвоение этических знаний, неосознанное выполнение требований взрослого. Чтобы этого не было, педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания ребёнка и поэтому прежде всего сам должен определять, с какой целью совершает ребёнок тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели. Воспитатель должен обращать внимание на то, насколько искренни поступки детей.

Формальное обучение ребёнка правилам хорошего поведения даёт обычно временный, сиюминутный результат. Привычка поступать только по указке, не чувствуя необходимость именно этого действия, формирует личность убогую. Воспитывая у детей сознательные отношения к своим поступкам, педагог должен прежде всего сам понять причины, побудившие ребёнка совершить то или иное действие, непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребёнку разобраться. В своих беседах с детьми воспитатель должен подыскивать слова, образные выражения, обращать внимание на такие случаи из жизни, которые могли бы подействовать на чувства детей, пробудить их совесть, стыд, вызвать радость, восхищение и т.п.

Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают у них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребёнок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Если же все заботы о поведении детей воспитатель берёт на себя, у них постепенно угасает интерес и к себе, и к поведению окружающих и, наоборот, развивается равнодушие, привычка жить чужим умом. Иногда можно наблюдать, как целая группа детей не вмешивается в конфликт, возникший у их товарищей, до тех пор, пока не подойдёт воспитатель. Отстранять детей от вмешательства в конфликт – это значит лишать их возможности действовать самостоятельно. Так, конфликтная ситуация может возникнуть при внесении в группу новых игрушек. Новые игрушки вызывают у каждого ребёнка радость, желание подержать их в руках, поиграть с ними. Но при неразвитости у детей нравственного сознания, уважения к товарищу, самостоятельности в разрешении конфликтных ситуаций они могут все одновременно налететь на игрушки, тянуть их каждый к себе, толкаться, вырывать игрушку у товарища и даже подраться. Умение думать о других, замечать, что происходит вокруг, приходит к ребёнку постепенно. И в этом ему должны помочь взрослые.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает прежде всего формирование у них этических представлений, обобщённых и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.п.). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных, примерах из жизни или из художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. (Почему ты поступаешь так, а не по другому? Почему нужно быть чутким, справедливым? И т.п.). Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.

Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т.п.

Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определённое отношение к ним взрослых, а так же в условиях самостоятельного общения друг с другом.

Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждого поставить себя на место другого человека, увидеть в нём себе подобного. При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо прежде всего развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идёт о развитии общей эмоциональности ребёнка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Свойственная маленьким детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым. В одних и тех же условиях дети ведут себя по-разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть, другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично, третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. Воспитатель обязан на всё обращать внимание, порой незаметные попытки ребёнка проявить сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слёзы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся детской душе.

Благородные, хотя и незначительные, поступки детей необходимо оценивать. Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше.

Дети быстро схватывают то, что им внушает взрослый. Слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно, обязательно находят отклик в душе ребёнка. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребёнка. В детском коллективе нужно воспитывать негативное отношение к плохому, но одновременно необходимо вызывать и чувство сожаления по поводу плохих поступков сверстников, желание предотвратить подобные поступки. И, конечно, ни в коем случае нельзя способствовать проявлению озлобленности у наказанного ребёнка или чувства превосходства, злорадства у остальных детей. Нужно объяснить и провинившемуся, и коллективу справедливость наказания. Нужно обязательно предоставить детям возможность подумать и решить, как поступить в данной ситуации. При любых обстоятельствах мнением коллектива детей воспитатель обязан управлять.

Сильнейшим средством воздействия на детей является юмор. Доброжелательный смех товарищей, взрослых действует на ребёнка сильнее, чем грубые замечания, наказания. В коллективах, где к ребёнку относятся с уважением, а недостатки искореняют доброжелательным смехом и шутками, как правило, нет озлобленных детей. Шутка порой может вызвать чувство обиды, слёзы, но достаточно ребёнку объяснить, почему с ним так пошутили, и слёзы высыхают.

Чтобы вызвать у детей истинное переживание, нельзя использовать одни и те же приёмы, быть навязчивым, формальным, особенно по отношению к воспитанникам, которые часто нарушают нормы поведения. Важно воздействовать не столько на сознание таких детей, сколько на их чувства. Тогда они научатся понимать других.

Чтобы воспитать у детей сочувствие, желание совершить хороший поступок, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступят плохо, важно найти такие приёмы, которые как бы ставили ребёнка на место другого, пострадавшего, заставили его переживать то, что переживает другой. Большое значение здесь имеет художественная литература, искусство. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Часто герои сказок переживают оттого, что причинили другим вред, мучаются до тех пор, пока не исправят свою вину. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются, в сказках они лишаются того, к чему упорно стремились: жадные – богатства, ленивые и грубые – ожидаемой награды. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чём выражается зло.

Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно дети узнают о том, что добрый человек никогда не обижает товарищей, сестёр и братьев, родителей, взрослых. Добрый человек никогда не мучает животных.

Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Это чувство возникает как ответное на постоянную заботу и любовь родителей к своему ребёнку. Но иногда дети ведут себя эгоистически по отношению к родителям, требуют вещи или игрушки, купить которые родители в данное время не могут. Порой они требуют уделить им внимание, не замечая, что родители устали после работы, грубят, если их желание по каким-то причинам не удовлетворено, не замечают, что родители чем-то огорчены, не догадываются помочь маме по хозяйству.

Педагог, воспитывая у детей чувство любви и уважения к родителям, на конкретных примерах может объяснить им, в чём должны проявляться их забота и доброе отношение к взрослым.

Разделять с родителями их радости и огорчения учит ребёнка и сама жизнь.

Отношение детей к родителям, и особенно к матери, подробно раскрывается в художественной литературе, сказках. У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение к маме литературных героев может служить хорошим примером для ребят. Например, Алёша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер», с трудом преодолевая сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замёрзла. Беседуя с детьми об этом рассказе, мы обращаем внимание детей не только на трудолюбие Алёши, но и особенно на его заботливость. На эту же тему и стихи Е. Благиной «Посидим в тишине».

Мама спит она устала…

Ну, и я играть не стала!

В беседе мы подчёркиваем, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, её нельзя будить.

У детей надо воспитывать сочувствие также к старым людям, например, к бабушкам. В рассказе Е. Пермяка «Самое страшное» герой рассказа – Вовка – никому никакой радости не доставляет, в том числе и бабушке. Читая рассказ детям, мы интонационно выделяем строки, где описывается состояние бабушки: «Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает». Послушав рассказ, дети задумались, потом стали говорить, что Вовка поступил очень плохо, что так нельзя, надо быть добрым. Дима Мичков сказал, что он очень любит свою бабушку, всегда её слушается. Даша Самойлова, Ася Сафарова, Даня Зарецкий – все хотели рассказать, какие у них хорошие бабушки, и как они их слушаются и любят. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитание у детей доброго отношения к малышам, с заботой о них. Старший должен понимать, что малыш слабее его, нуждается в его защите и помощи. Он должен осознавать, что обидеть маленького, беззащитного ребёнка – это бессердечно, жестоко. Чувство доброты по отношению к малышам воспитывается постепенно, и зарождается оно, когда старшие дети по просьбе взрослого помогают маленьким, вместе с ними делают что-то, развлекают их. И старшему дошкольнику уже доставляет радость то, что под его руководством малыш смог самостоятельно натянуть на ноги чулки, нарисовать после долгих попыток домик.

Современное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств: превосходства, несправедливости. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников.

Чтобы настроить детей определённым образом, вызвать у них определённую реакцию, взрослые должны сами эмоционально реагировать, показывать своё отношение к происходящему, и дети «заряжаются» эмоциями окружающих их людей. Возникающие у детей добрые чувства необходимо поддерживать, развивать, предоставляя ребёнку возможность действовать. Педагог должен позаботиться о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении художественной литературы, нашли отражение в их жизни. Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нём, отказе от своего личного в пользу другого человека – одно из первых побуждающихся у дошкольников гуманных чувств. Преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

Художественная литература должна использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. Решая задачи воспитания детей средствами искусства, мы обращаемся к классической русской и переводной литературе и поэзии. Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризует героя скупо, общими словами, то воспитатель помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку.

При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования этических представлений, как правило, решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще. Художественное произведение безусловно способствует развитию чувств и представлений детей. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства. Хорошо известна тяга ребёнка к сочинению стихов, сказок. Желание детей высказываться – естественно. Детские стихи, рассказы, смех, слёзы, высказывания, восклицания, радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего – всё это говорит о пробуждающихся чувствах ребёнка, эмоциональной реакции на окружающее. Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребёнка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателям становления их чувств. Художественная литература способствует воспитанию у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Нравственное воспитание является основой патриотического воспитания.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний. Большинство этих знаний они приобретают в дошкольном образовательном учреждении, где одной из основных задач является нравственно-патриотическое воспитание детей.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

  • Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Расширения представлений о городах России;
  • Знакомство детей с символами (герб, флаг, гимн);
  • Формирование толерантности, чувства уважения у другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке патриотические чувства и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.

Задача воспитания – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам хорошо его знать.

Любой край, область неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Надо показать ребёнку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Внимание старших дошкольников привлекается к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, поликлиника, магазин, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть свой дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, то есть взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддерживать и направлять интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально проживает данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда.

Старший дошкольник должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый воспитатель должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующий принципы: «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Данная работа планируется по темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, где они живут. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями – в декабре (перед Днём Конституции), Богатыри Земли Русской – в феврале (перед Днём Защитника Отечества), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребёнку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, гжель, дымка). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Неве, в прошлое города, и т.д.).

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении побольше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к её богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребёнка-дошкольника невелики и несложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для детского сада. Участие в общих делах воспитывает в ребёнке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовывать и в детском саду, и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребёнок 5 – 7 лет должен иметь постоянные поручения не только по самообслуживанию, но и дл пользы других, всего коллектива.

Можно ли говорить, что человек любит свою страну, если он безответственен. Ответственное, серьёзное отношение к делу воспитывается у детей в дошкольном возрасте при выполнении ими посильных трудовых заданий.

Если детям, как старшим в детском саду, поручили ухаживать за клумбой или следить за порядком на участке (не одной группы, а всего детского сада), то от них нужно требовать добросовестного выполнения порученного дела: они должны сами увидеть и устранить непорядок, поливать растения, рыхлить землю – словом, делать всё, что необходимо, не надеясь на взрослых. Конечно, воспитатель поможет им, подскажет, что и как нужно ещё сделать, но при этом он должен поддерживать активность и инициативу самих детей. Действенным средством такого трудового воспитания является похвала, поощрение. Периодически следует обсуждать с детьми, как выполняются поручения.

Бережное отношение к общественному добру, к природе родного края следует воспитывать с помощью бесед, чтения художественной литературы, но прежде всего путём включения детей в практическую деятельность.

Активное участие могут принимать старшие дошкольники в работе по охране природы. Многое им доступно: уход за животными, подкормка птиц, выращивание кустарника, деревьев. Бережное отношение к природе воспитывает любовь к родному краю

В патриотическом воспитании дошкольников важное место занимают игры. Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности познавать окружающий мир, быть его участником. Воспитательное значение творческих игр усиливается ещё и от того, что, как правило, они носят коллективный характер. Дети объединяются на основе общих переживаний, общих интересов.

Игры одновременно и средство воспитания, и показатель глубины чувств и представлений детей.

Источником детских игр обычно являются жизненные впечатления, получаемые детьми от художественной литературы, искусства. Но всегда такие впечатления сразу отражаются в игре.

В коллективной игре дошкольники становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, о традициях и обычаях наших народов.

Воспитательная ценность игр общественной тематики состоит в том, что у детей происходит своеобразное накопление эмоций, которые постепенно превращаются в сложные нравственные чувства, побуждающие ребёнка к дальнейшему познанию жизни, к самосовершенствованию. Особенно ярко это проявляется в играх на военные темы.

Изображая воинов во время учений, дети стараются быстрее бегать, выше прыгать, точнее метать в цель, правильнее выполнять физические упражнения.

В детском саду воспитатели знакомят детей с трудом взрослых, стараются воспитать уважение к трудящемуся человеку, приучают к труду.

Постепенно у дошкольников возникает определённое отношение к труду, в нём они проявляют свой характер: готовность к трудовой деятельности, стремление быть полезным близким, окружающим, добросовестность при выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых. Всё это составляет основу положительного отношения к труду.

При ознакомлении с трудом взрослых у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Осуществление этих желаний детей возможно лишь при непосредственном включении их в трудовую деятельность.

Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств.

Основными видами трудовой деятельности старших дошкольников является самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в групповой комнате, дома и на участке); ручной труд, связанный с изготовлением игрушек-самоделок из природного материала, бумаги, и доступный труд по уходу за животными и растениями.

Большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он организован.

Обычно взрослому довольно легко удаётся вызвать у детей 5 – 7 лет желание трудиться. Это объясняется стремлением старших дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем, у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. При организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

Задача воспитателя – воспитывать у детей положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбие. Большое значение имеет формирование у детей одновременно трудовых умений и навыков, мотивов трудовой деятельности и правильного отношения к окружающим людям. Отношение детей к труду зависит от моральных побуждений, которыми они руководствуются. На первый план здесь выступают не столько трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который даёт поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, ради которого он трудится (общенародный праздник, возвращение в детский сад сверстника после болезни и т.д.).

Мотивы морального и общественного характера – труд на пользу окружающих людей, заботливое отношение к близким и незнакомым, взрослым и сверстникам – очень важны для воспитания у детей положительно-эмоционального отношения к труду.

В процессе трудового воспитания важно вовремя перейти от обучения трудовым навыкам к использованию приобретённых умений и навыков в повседневной жизни. Как писал В.А. Сухомлинский, приобретаемые детьми трудовые навыки нельзя считать конечной целью трудового воспитания. Они необходимое условие достижения детьми общественно значимых трудовых целей, воспитания у детей желания трудиться.

Воспитывать правильное отношение к труду – значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы.

Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду, особенно к труду хозяйственно-бытовому и по самообслуживанию, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьёзное дело, ребёнок обыгрывает его , подражая старшим. Нет на свете такого ребёнка, для которого не существовало бы занятий, дел, способных доставить ему радость. Радость от труда будет большей, если в процессе его преодолены какие-то препятствия, затруднения. Успех наполняет сердце ребёнка радостью, вызывая прилив энергии, и влечёт его вновь взяться за дело. И чем больше было потрачено усилий, тем сильнее чувство радости от успеха. Достигнутая цель стимулирует ребёнка к дальнейшему труду. Новые положительные эмоции, вызванные успехом, влекут его к новым усилиям. Преодолевая одно затруднение за другим, испытывая радость успеха, ребёнок постепенно начинает чувствовать потребность в труде. Взрослые должны воздействовать на такие эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность ребёнка, его интересы и привычки (потребность в деятельности, внимание к окружающим, трудовой интерес, стремление к самостоятельности и т.п.).

Одобрение взрослого, похвала, показ образцов труда ребёнка близким, товарищам, советы, как выполнить задания, совместная работа – всё это в совокупности создаёт у него хорошее эмоциональное самочувствие, уверенность в себе, положительное отношение к труду.

В процессе трудового воспитания и в детском саду, и дома нужно развивать у детей чувство собственного достоинства. Если ребёнка в семье уважают, по заслугам, не перехваливая, оценивают его трудовую деятельность, то он растёт уверенным в своих силах человеком.

Семья, формируя у дошкольников положительное отношение ко всякому труду, одновременно развивает профессиональную направленность детей. То, как отзываются родители о своей профессии, воспитывают уважение и любовь к ней у ребёнка, в будущем может оказать влияние на выбор им профессии.

Воспитывая положительное эмоциональное отношение к трубу, тем самым воспитывая трудолюбие – важное моральное качество личности. Чтобы ребёнок полюбил труд, необходимо постоянно усложнять его содержание и форму, сделать положительным в оценке взрослых. Успешно решить эту задачу можно только при дружной, совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ф.С. Махов «Кого и как мы растим»
  2. Н. Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику»
  3. В. Дмитриева «Развитие интеллекта ребёнка»
  4. О.Ю. Брезгина «Речевой этикет старших дошкольников»
  5. Л.В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»
  6. А. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»
  7. М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»
  8. Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по социально-нравственному воспитанию (на год) Старшая группа

Работа по социально - нравственному воспитанию в детском саду обширна и многообразна. Для того чтобы работа по этому направлению была последовательна и систематична, мною разработана система, которая ...

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

"Использование ростовых кукол в развитии социально-нравственных чувств старших дошкольников"

Презентация  к педсовету «Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста".Представление опыта работы по теме: "Сюжетно-р...

«Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида»

Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности ...

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию для детей старшей группы "постройки нашего города"

Познакомить с разными видами городских зданий, их назначением, познакомить с сооружениями культуры и досуга....

Консультация для педагогов "Организация работы в ДОУ по развитию социально-нравственных качеств дошкольников"

Использование современных форм организации работы с воспитанниками и родителями по формированию социально-нравственных качеств дошкольников....

«Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации дошкольников в ДОУ»

laquo;Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации дошкольников в ДОУ»...