Влияние на духовно-нравственное воспитание дошкольников изобразительной деятельности
статья на тему

Долгошеева Людмила Александрова

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников по средствам изобразительной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Творчество во всех его проявлениях – занятие увлекательное и интересное. Овладение ребёнком видами художественно-творческой деятельности является важным показателем высокого уровня его общего развития, в том числе и духовно - нравственного.

Именно поэтому одной из основных целей своей работы я поставиларазвитие духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) учить детей воспринимать и видеть красоту через изобразительную деятельность.

2) формировать художественно-эстетические творческие способности в изобразительной деятельности.

3) формировать художественный вкус.

Любой ребёнок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится, что вызывает у него интерес. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитании у ребенка наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Важную роль в творческом развитии ребёнка играет предметно - развивающая среда. Поэтому при создании художественной АРТ - студии  было учтено, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.

Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по изобразительной деятельности, но и наглядные и словесные приемы такие как:

  1. наблюдение
  2. рассматривание репродукций
  3.  обыгрывание сказок
  4. знакомство с народным искусством
  5. участие в выставках и конкурсах

Рассмотрим каждый пункт подробнее

  1. Прежде чем выполнить какое либо задание, я организую предварительную работу – наблюдение натуры. Заранее, перед занятием, даю ребятам определенный план наблюдения. Например, при выполнении этюда на тему «Осенние деревья» я обращаю внимание детей на деревья осенью: как меняется листва, что цвет листвы на разных деревьях меняется не одинаково, как меняется погода, цвета неба и земли и т.д. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе. Непосредственно перед выполнением практической работы дети делятся впечатлением о своих наблюдениях.

2)Так же на уроках воспитанники рассматривают репродукции художников,  при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников,  вблизи изображение состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых, зеленовато-желтых и т.д. И, правда, чистого цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность. Предварительный анализ природы с натуры и работ художников помогает воспитанникам создавать самостоятельные живописные этюды. На данном слайде представлении работы русского художника Исаака Ильича Левитана мастера «пейзажа настроения»

3) Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней.

 Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке.

4) Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями.  Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства,  дети приобретают  новые знания о жизни,  о труде, о том,   что ценит народ в человеке, как понимает красоту, о чем мечтает. Приобщая детей к различными видами декоративно - прикладного искусства  можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания.

5) Участие в выставках тоже имеет воспитательную направленность. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. 

Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, а радоваться за ближнего и помогать ему.

А также учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать учащимся основы патриотического и семейного воспитания. 

(Анна Байковав едущая Центра духовного и социального развития "Пять элементов", основательница Творческой Мастерской Анны Байковой и Школы Энергетической живописи в Санкт-Петербурге.)

Творческий процесс - это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Каждая детская работа - это результат серьезной деятельности дошкольника, а также полета его фантазии, творческий процесс. Все заслуживают похвалы и одобрения.

Ведь главный результат нашей деятельности – обогащение внутренней культуры ребенка, разностороннее его развитие, реализация его творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Долгосрочный ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через деятельность волонтерского отряда».

Пусть дел не видят миллионы, но руки их спасают жизнь.Со всей душою волонтеры стараются исправить мир.В сердцах таких нет безразличья, душа наполнена теплом;Они не делают различий между собакой и кото...

ОД воспитание духовно-нравственных ценностей через литературно-художественную деятельность для дошкольников. Тема "Дорогою добра" .

Цель: Углублять представление  детей о доброте, как о ценном и неотъемлемом качестве человека....

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...