Доклад на тему сплочение.
консультация на тему
доклад по теме "Формы работы педагога психолога в сплочении детской группы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доглад | 47.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на РМО
По теме: «Формы работы педагога-психолога в сплочении детской группы: методы реализации»
Подготовил педагог-психолог МБДОУ д/с «Колобок» х. Денисов
Манвелян А.Р.
Прежде чем приступить к раскрытию основной мысли данного доклада, хотелось бы заострить ваше внимание на такие понятия как сплоченность, групповая сплочённость, на составляющие сплочённости, на методы реализации сплочённости в группе.
Так, про групповую сплоченность Ньюком писал, что она основывается на сходстве, совпадении взглядов членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. А механизмом формирования групповой сплоченности, в рамках данного подхода, является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнения, которые происходят в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами.
Отечественные учены, такие как А.В. Петровский и В.В. Шпалинский определяют сплоченность, как ценностно-ориентированное единство группы, включающая в себя сходство, совпадения отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. Основным показателем сплоченности является совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, пишет А.И. Донцова.
Следовательно, сплоченность – нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным.
Отсюда, одной из задач воспитания поведения дошкольников является формирование взаимоотношений со сверстниками как основы развития чувства сплоченности и становления детского коллектива.
Также сплоченность – это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них – общительность и доброжелательность, гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность, культура общения. В связи с этим решение задачи формирования сплоченности неразрывно связано с осуществлением задач дальнейшего развития устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, воспитания культуры общения, организованного поведения.
Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной. Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели. Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 5 – 6 лет.
Задачей или миссией педагога-психолога в этом деле быть информатором и посредником по обе стороны – как для родителей, так и для воспитателей.
Что касается методов реализации педагогом-психологом на сплочение детского коллектива, то таковыми являются:
- Игра;
- Арт-терапия (сказка-терапия, музыка-терапия, рисуночные методы, лепка и т.д.);
- Наблюдение: включенное (непосредственное участие педагогом-психолог в игру, занятия) и не включенное (наблюдение со стороны);
- Метод дискуссий или беседа;
- Знакомство с традициями и их внедрение в детский коллектив.
На первых шагах создания детских объединений педагог-психолог в месте с воспитателем продумывает стратегии взаимодействия детей в группе. Одним из таких стратегий являются игра, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Еще одним важным фактором для группы , как сплоченного коллектива является совместная деятельность, а в детской группе – это совместная игровая деятельность. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. Воспитатель (так как он является их центром и именно он с ними проводит большую часть времени) поддерживает и поощряет первые объединения детей, например: «Как интересно и весело играть вместе»,- говорит он детям. Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.
Следующий этап - формирования детской сплоченности заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения. Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности - игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. И здесь главная роль отводится воспитателю, важной задачей которого является формирование организаторских умений у всех детей. Более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива.
Игра - одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу-психологу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе игровой деятельности, педагог-психолог постоянно должен создавать и опираться на общественное мнение группы детей. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность и верность долгу, выдержку и терпение, мужество и великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах. Выражение общественного мнения группой детей, влекущее за собой иногда и исключение из игры, заставляет ребенка переосмысливать и изменять свое отношение к коллективу, создает у детей опыт ответственности за общее дело, сплачивает детский коллектив. Игровое общение с детьми, как в деятельности педагога-психолога, так и в деятельности воспитателя позволяет им направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
Детская игра отражает тот уровень сплоченности детей, который сложился в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей за успехи других, готовность подчиниться товарищу. Педагог-психолог должен помнить о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость, а также донести данную информацию до воспитателей.
Игра дошкольника - это не бесцельная забава, а особая форма детского труда. Она должна быть максимально приближена к труду, наполнена трудовыми заданиями. В этом плане желательно сочетать творческую игру с изобразительной, конструктивной и другой деятельностью. Это не только обогащает игру, но и способствует воспитанию трудолюбия, умения позаботиться о товарищах.
Однако, помимо игры, как основного и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, существуют еще способы, направленные на сплочение детского коллектива и одним из таковых являются традиции.
Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Традиции в сплочении группы дошкольников.
Существуют традиции семейные, корпоративные, есть традиции, принадлежащие какой-то одной группе, но какие бы традиции не были, все они направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. Существуют традиции и в воспитании детей. В основном это традиции, присущие конкретно какой-то одной семье. И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования.
Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с педагогом-психолог, и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
Итак, представляем вашему вниманию традиции нашей группы:
- «Утро радостных встреч».
Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками. - «Календарь настроения».
Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка. - «Отмечаем день рождения».
Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе. - «Неделя экскурсий».
Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми. - «Экскурсия в школу».
Цель: Готовить детей к вхождению в «мир школы», формировать психологическую готовность к школьному обучению. - «Прогулки по нашему острову».
Цель: Расширять знания детей о том месте, где они живут, воспитывать любовь к своей родине, формировать нравственные и патриотические чувства. - «Семейная мастерская».
Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях. - «Книжкин день рождения».
Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам. - «Дорогой памяти».
Цель: Вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, воспитывать патриотические чувства. - «Мы идем в музей».
Цель: Вызывать у детей желание знать историю своего народа, приобщать к миру прекрасного, формировать эстетически развитую личность. - «Украсим наш сад цветами».
Цель: Вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду, воспитывать любовь к природе. - «Чистая пятница».
Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде. - «Мы всегда вместе».
Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.
Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе.
- «День знаний» (1 сентября)
- «Осенины»
- «День воспитателя» (27 сентября)
- «День музыки» (1 октября)
- «День народного единства» (4 октября)
- «День ребенка» (20 ноября)
- «День матери» (27 ноября)
- «Новый год»
- «День защитника Отечества» (23 февраля)
- «Масленица»
- «Международный женский день 8Марта»
- «Международный день птиц» (1 апреля)
- «День смеха» (1 апреля)
- «День космонавтики» (12 апреля)
- «Международный день земли» (22 апреля)
- «Пасха»
- «День труда» (1 мая)
- «День Победы» (9 мая)
- «Международный день защиты детей»
- «День России» (12 июня)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Игра «Доброе животное» (Н.Л. Кряжева, 1997 год)
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Игра «Паровозик»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: сплочение группы.
Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
Игра «Жучок»
Цель: раскрытие групповых отношений.
Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.
Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей:
1. лидер;
2. товарищ лидера («прихвостень»);
3. неприсоединившийся оппозиционер;
4. покорный конформист («баран»);
5. «козел отпущения».
Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.
Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.
Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
— Понравилась ли тебе игра?
— Почему хорошо обнимать других детей?
— Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
— Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Ход игры. Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.
Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.
Сюжетно- ролевые игры
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование:
все игрушки, необходимые для игры в семью (куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.).
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
Занятие «Цветные карандаши»
Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки.
Ход занятия
Дети входят в зал под песню “Добрые волшебники”.
Педагог: “Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!”
Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)
Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.
А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.
Наконец, вышли на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой, смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: “Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.
Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми глазами!
Упражнение «Волшебный сон» (Звучит релаксационная музыка)
Педагог тихим голосом читает, подходя и ласково дотрагиваясь до каждого ребёнка:
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем….
Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ручки отдыхают. Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена… Дышится легко, ровно, глубоко…. Пауза. Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов).
Карандаш: Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т.д.
Ребята, в Школе Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого ребёнка, способствуя его чудесному “превращению” – помогает надеть шапочки и накидки.
Карандаш: Ребята, а как вы думаете, что можно нарисовать красным карандашом?
(дети предлагают разные варианты рисунков). А я предлагаю Вам нарисовать красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)
Покажем нашим гостям как расцветают цветы на солнечной полянке. Представьте себя маленькими ростками цветов. Выберете, кто каким цветком будет. А теперь, прислушиваясь к тому, что я буду говорить, покажите как растёт и как медленно распускается ваш цветок.
Этюд «Цветы на поляне»
Карандаш: “Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).
Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: “Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный.
Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?
II. Карандаш: “Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом? (ответы детей)
Угадайте, а что нарисовал я? Какое животное?
Послушайте сказку о приключениях лисички в лесу и попробуйте мимикой лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые испытала в этот день лисичка в лесу.
Жила-была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить себе праздник и прогуляться по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту.
Села лисичка под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)
Ребята, а как можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти к ней и со словами “уж ты лисонька-лиса, всему свету ты краса!”, своим способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т. д. )
III. Карандаш: “А что можно нарисовать жёлтым карандашом? (ответы детей).
Я слышал, как Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много солнышек. Поиграем в игру “Я - солнышко, ты – солнышко”, для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова:
Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра)
У меня – нос, у тебя – нос!
У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки)
У меня – сладкие, у тебя – сладкие! (рот)
Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга)
IV. Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш.
Загадка: “Ни окон, ни дверей, полна горница людей” (огурец)
Проводится речевая игра “Огуречик”
“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:
Огуречик, огуречик, приходи на тот конечик. Там мышка живётТебя в гости очень ждёт.
Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:
Огуречик, огуречик не ходи на тот конечикТам мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Тут и птенчик из гнезда пропищал…
Медведь из берлоги прорычал…
Сорока-белобока протараторила…
Улитка медленно-медленно произнесла…
А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…
Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…
Прибежал домой и решил никуда не ходить.
VI. Карандаш: “Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? ” (Ответы детей).
Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек.
Коммуникативная игра «Клубочек».
Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание.
Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.
VII. Карандаш: Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом? (ответы детей)
Проводится музыкальная игра “Колокольчик”.
На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось.
Карандаш: Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще никто не смог так изобразить различные предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).
Песня «Радуга».
Карандаш. Ребята, мне пора возвращаться в школу, где меня ждут мои ученики. Я расколдую вас, чтобы вы могли возвратиться в детский сад. (Касается всех карандашом, помогает снять детям шапочки и накидки)
Педагог: Ребята, чтобы нам было весело идти назад, поиграем в игру «Маленькие ножки».
Маленькие ножки шагали по дорожке. (Шли, шуршали, топали, прыгали, скакали и т. д. )
Молодцы! Покажите, какие вы сегодня были веселые, ловкие, смелые. Погладьте себя по головке, обнимите друг друга. Дети прощаются и уходят.
Попроси игрушку — вербальный вариант
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать. Инструкция участнику 2: Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Попроси игрушку— невербальный вариант
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
Разыгрывание ситуаций
Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные ситуации агрессивного поведения, затем распределяются роли между детьми и проигрываются ситуации, в которых дети сами выбирают наиболее подходящее решение для разрешения конфликта.
Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их. Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее. Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним. Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка - пожалей его.
По кочкам
Подушки раскрываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилением. Играющие - лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква -ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку. Упражнение способствует научению альтернативных форм поведения, быстрому реагированию в безвыходной ситуации.
Мяукаем и хрюкаем
Игроков делят на две команды, одна команда - котята, вторая - поросята, они, соответственно, мяукают и хрюкают. После этого каждому завязывают глаза и перемешивают всех между собой в кругу из стульев или остальных гостей. Необходимо как можно быстрее собраться своей командой, не выходя из круга.
Канатоходцы
Играют 5 и более человек. Ход игры. На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты - «слетят с каната». Правила.
1.Один из игроков следит за «канатоходцами».
2.Тот, кто сошёл с «каната», становится наблюдателем.
Потяг
Играют 10 и более человек.
Ход игры. Участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук.
Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники - «заводные». Став друг против друга, «заводные» также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию. Правило. Тянуть начинают точно по сигналу.
Один в кругу
Играют 5 и более человек.
Инвентарь: мяч.
Ход игры. Игроки становятся в круг и перебрасывают большой легкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибётся и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится посередине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч попал в него. Если всё же центральному игроку удается поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадёт,тот занимает его место.
Игра становится интереснее, если идёт в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.
Игра в молотилку.
(Играют от 6 человек и более).
Ход игры. Игроки встают все вместе в тесный круг. Один остается снаружи. Он старается попасть в круг. Для этого он должен выдернуть кого-нибудь из круга. Стоящие в круге пытаются избежать этого и бегут, как карусельные лошадки, по кругу. Если кого-то выдернут из круга, то он водит.
Шарик в ладони.
(Играют не менее 6 человек).
Инвентарь: шарик или камешек.
Ход игры. Игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30-40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке шарик или камешек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим.
Равновесие
Вся группа должна встать в круг, диаметр которого 30 см.
Статуя
Трое из группы берутся за руки. Они должны быть перенесены в определенное место, чтобы они не касались земли. Группа должна передвинуть их, не меняя положения и не разрывая рук этих людей.
Тень
Участники работают в парах. Они идут по дороге через поле: один впереди, другой на два шага сзади. Второй участник – «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого участника, который: то сорвет цветок на обочине, то нагнется за камушком, то поскачет на одной ножке и т.п.
Иголка и нитка
Цель: преодоление застенчивости, зажатости
Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все остальные дети – роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом)
«Скучно, скучно так сидеть»
Цель: развитие раскованности
У одной стены комнаты сидят дети на стульях. У противоположной – стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей. Дети сидят на стульях вдоль стены и ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть.
Друг на друга все глядеть,
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Замечания: 1. Детям не разрешается начинать бег раньше, чем кончится стишок.
2. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если первый занял его раньше второго.
Тропинка
(6-7 лет)
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна» - дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки» - все приседают, обхватив голову руками.
Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда у которой наберется наибольшее количество очков.
«Раздувайся пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, внимания.
Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру (пузырь сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Живая картина
Цель: развитие выразительности движений, произвольности коммуникативных навыков, развитие умения договориться, находить общий язык.
Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».
Ладонь в ладонь
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта
Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца) и т.д. ладони разжимать нельзя. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д.
Магнит и шарики
Цель: Развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.
Выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова – крибле-крабле-бумс – и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не обращают внимания на магнит. Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс – превращаю вас в резиновые шарики». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь говорят: «Пум-пум-пум» - и не обращают внимания на «магнит». Ведущий: «Крибле-крабле-бумс – превращаю вас в железные шарики!» - дети бегают, при столкновении говорят: «Дон-дон-дон!».Увидев «магнит», они все устремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следят за ним. Ведущий говорит «Крибле-крабле-бумс – превращаю вас в бумажные шарики!». Дети бросают магнит с шипением: «ш-ш-ш!». В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс – превращаю вас в детей!»
До игры следует напомнить детям характерные особенности того или иного материала, чтобы им было легче передать их в движении. При сильном столкновении – шарики выходят из игры – они лопнули.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Сплочение детского коллектива по средствам декоративно-прикладного искусства «скапбукинг»
Интегрированное занятие психолога в старшей группе ....
Мастер-класс на тему: «Сплочение детского коллектива по средствам декоративно-прикладного искусства «скапбукинг»
Интегрированное занятие психолога в старшей группе ....
Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошкольников»
Педагогический совет №2 на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Доклад на тему: «Подвижные игры - как средство повышения двигательной активности дошк...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
Конспект организации мероприятия с сотрудниками на тему «Сплочение коллектива».
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:• формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;• развитие ответ...
Доклад на тему:"Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования" + презентация к докладу
Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования...
КАТАЛОГ МАСТЕР-КЛАССОВ И ТРЕНИНГОВ по теме сплочения педагогического коллектива в ДОУ и созданию благоприятного психологического климата.
laquo;При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается» поэтому, на фоне реорганизаций образовательных учреждений, в рамках РМО педагогов - психологов ДОУ был создан и реализов...