Проект "Навстречу здоровью"
проект на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

На современном этапе в условиях преобразования образовательной политики и введения ФГОС ДО, перед ДОУ стоит задача гармоничного развития личности ребенка. Гармоничное развитие возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован. Психологическое здоровье ребенка подразумевает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере.

Поэтому в последнее время оздоровительная работа с  дошкольниками приобрела особую актуальность, что еще связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Навстречу здоровью».

Постановка проблемы: На современном этапе в условиях преобразования образовательной политики и введения ФГОС ДО, перед ДОУ стоит задача гармоничного развития личности ребенка. Гармоничное развитие возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован. Психологическое здоровье ребенка подразумевает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере.

Поэтому в последнее время оздоровительная работа с  дошкольниками приобрела особую актуальность, что еще связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России.

Мы понимаем, что основы психологического здоровья закладываются в детстве, что для здоровья важен психологический климат в группе, эмоционально – личностное общение с детьми и. т д., но стиль общения взрослых с детьми дома и другие факторы способствуют нервному перенапряжению детей, невротическим реакциям. В итоге нервность детей увеличивается. Это проявляется в нарушениях в эмоциональной сфере детей (высокий уровень тревожности, высокая степень агрессии, конфликтность, невротических реакциях). Невротические реакции требуют правильного педагогического и психологического подхода со стороны взрослых.  Кроме того, часто упор делается на интеллектуальном развитии ребенка в ущерб эмоциональному и развитию навыков общения, часто и в ущерб игре.

Игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит формирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения (которое является высшей психической функцией, расширение круга общения и т. д.  Но в век информационных технологий играют дети   мало, а воображение развивать, придумывать из – за обилия игр и игрушек нет необходимости.        

Проблема: Как показывают наблюдения за детьми подготовительной группы в начале года, налицо некоторые отклонения в поведении детей, негативно влияющие на психологическое здоровье, а именно: неуверенность в действиях и непоследовательность в поступках, раздражительность, обидчивость, беспокойство, нарушения внимания, проявляющиеся в его неустойчивости, недостаточную сформированность произвольного поведения (уметь подчинять свои действия воле), агрессия, уход в виртуальный мир.

Цель проекта: коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы детей подготовительной группы как условия сохранения и укрепления их психологического здоровья.

Задачи:

1) Изучить по литературным источникам роль игры как средство психолого - педагогического воздействия на личность ребенка в подготовительной к школе группе.

2) Выявить детей с нарушениями в эмоционально – волевой сфере.

3) Корректировать детско – родительские отношения.

4) Способствовать становлению базовых свойств личности:  самооценки и образу «Я»,  нравственных ценностей, социально – психологических ценностей в системе отношений с другими людьми.

5) Повысить  потребность родителей и педагогов в психологических знаниях через просвещение, с помощью системы индивидуальных консультаций и активного участия в воспитательно-образовательном процессе

6) Подобрать, подкорректировать уже созданные игры, а также разработать игровые упражнения, способствующие коррекции выявленных нарушений и их профилактике.

7) Апробировать игры в совместной деятельности. Помочь ребенку справляться с внутренними проблемами. Психологическое здоровье ребенка предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой. Т. е. адаптация ребенка к социуму.

8) Проанализирвать и обобщить полученные результаты.

Тип проекта: педагогический

Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительных к школе  групп.

Объект: психологическое здоровье детей

Предмет: игровая деятельность детей

Масштаб проекта: долгосрочный

Срок реализации: 2016-2017 год

Гипотеза: применение специально подобранных игр способствует снижению эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: снижение показателей симптомов эмоциональных нарушений (снижение уровня конфликтности в группе, повышение устойчивости внимания), агрессии.

Этапы проекта:

1-й этап – подготовительный.  Первичное исследование уровня эмоционального развития дошкольников.

- изучение литературы, подбор игр и игровых упражнений и диагностических методик

- наблюдение за детьми

- проведение диагностики

В результате диагностического обследования (проективная методика ДОМ-ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК) в подготовительной группе на начало года было выявлено:

1 Чувство незащищенности 6

2 тревожность 5        

3 Недоверие к себе 6

4 Чувство неполноценности 4

5 Чувство враждебности 7

6 Конфликтность, фрустрация 7

7 Трудности общения 8

8 депрессивность 0

2-й этап – психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам психологического здоровья детей.

-проведение мастер-класса для родителей

-консультация для педагогов

3-й этап – организация и проведение коррекционно-развивающих игр направленных на эмоциональное развитие детей.(Групповые и индивидуальные занятия).

Цель – снятие эмоционального упражнения

- снижение уровня конфликтности

- развитие уверенности в себе

- снижение страхов

- снижение уровня тревожности

-развитие познавательных процессов.

4-й этап – Рефлексивно-прогностический. Повторное исследование уровня эмоционального развития дошкольников.

Результативность: снижение показателей сиптомокомплексов (методика ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК)

1 Чувство незащищенности 6 4

2 тревожность 5 3

3 Недоверие к себе 6 4

4 Чувство неполноценности 4 3

5 враждебность 7 4

6 Конфликтность, фрустрация 7 3

7 Трудности общения 8 4

8 депрессивность 0 0

Вывод: таким образом, сравнительный анализ по результатам диагностического обследования, проведенного на констатирующем и формирующем этапах, показал, что по данным симптомокомплексам наблюдается снижение показателей, что позволяет сделать вывод о том, что психокоррекционная работа с использованием игротерапии является эффективной в работе с детьми дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют также говорить и о том, что коррекция поведения с использованием игровой терапии является эффективной, так как игра является для них средством коммуникации и одной из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. Дети стали более более выдержанными, толерантными, отзывчивыми, научились анализировать последствия собственных поступков, адекватно эмоционально реагировать на различные ситуации.

Психологическое здоровье обеспечит адекватную самооценку и самосознание дошкольника, активизирует все жизненные процессы, включая умственную деятельность, позволит овладеть навыками социализации в разных сферах жизнедеятельности, что является неотъемлемой часть психологической готовности детей к предстоящему обучению в школе.

Профилактика и коррекция сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников необходимо систематически использовать с другими детьми подготовительных к школе групп.

Используемая литература:

Рыжова Н.С. Эмоциональное развитие детей.

Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы

Малахова А.Н. Диагностика  и коррекция тревожности и страхов у детей.

Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет.

Макеева Т.Г. Тестируем детей.

Шитова Е.В. Практические семинары  тренинги для педагогов.

Шитова Е.В. Работа с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...