Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности
методическая разработка (старшая группа) по теме

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творчесткого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Коллекционирование - один из видов познавательной деятельности детей, развивающее мышление, познавательную активность, речь, любознательность ребенка.

 Коллекционирование – это долгий творческий процесс, требующий определённого терпения. Он предполагает не только механический сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция является в какой-то степени отражением внутреннего мира человека.

      Коллекционирование имеет много достоинств, например:

  • Способствует интересу коллекционера к истории
  • Создаёт возможность общения с людьми, разделяющими то же увлечение, заведению новых знакомств
  • Не требует регулярно уделять ему определённое количество времени

 Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду.

  В нашем детском саду мини-музей по изучению родного края начался с детских коллекций.

Важная особенность нашего мини-музея - участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 В нашей группе  организован музей по краеведению.

     Основной целью, которую мы поставили, является воспитание уважения к культурным традициям народа в условиях поликультурного этнического региона,  воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине, к родному городу.

                            Правила поведения в нашем музее

  • В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
  • Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно задавать вопросы.
  • Можно пополнять  музей  новыми экспонатами.

Рассмотрим основные формы работы с дошкольниками в мини-музее.

  • Проведение экскурсий для детей младшего возраста. Многие дети нашей группы попробовали себя в роли экскурсовода. Это развивает навыки общения, коммуникативную готовность к школе, расширяет словарный запас, умения обобщить информацию.
  • Реализация индивидуальных и семейных проектов. Проектная деятельность учитывает личностные интересы каждого ребенка, развивает его индивидуальность, развивает желание к изучению экспонатов.
  • Продуктивная творческая деятельность. Дошкольники с желанием отображают через изодеятельность и ручной труд особенности природы родного края. По результатам продуктивной деятельности проводятся конкурсы детского творчества, индивидуальные авторские и групповые выставки.
  • Опытно-экспериментальная деятельность. Дети познают свойства и качества предметов посредством самостоятельных действий с минералами, горными породами, почвой, песком, водой и т.д.

Таким образом, в результате проведенной работы, познавательная активность старших дошкольников возросла. Дошкольники стали проявлять активный интерес к истории родного края, его достопримечательностям, владеют информацией и делятся ей с другими. Через работу мини-музея мы воспитываеем нравственные качества, т.к. музей - это хранитель духовного опыта человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности

Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»

гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...

Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.

Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Доклад: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...