Особенности выбора песенного репертуара музыкальным руководителем в детском саду
статья на тему
Огромный интерес у детей на занятиях музыки вызывает разучивание новых песен и исполнение их на праздниках перед родителями. Музыкальный руководитель должен ответственно подходить к выбору музыкального репертуара, основываясь в своем выборе на на возрастные особенности детей, на весь комплекс музыкальных способностей и вокально-певческих навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_podbora_pesennogo_repertuara_v_doshkolnom_vozrate.docx | 22.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Охране детского голоса содействует продуманный подбор музы¬кального репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей. Дети затрудняются в воспроизведении сложного ритмического рисунка мелодии, у них скромные фонети¬ческие и лексические возможности речи в младшем дошкольном возрасте (О. П. Радынова и др.).
Помимо требований художественности и доступности к репертуару детских песен предъявляется еще ряд требова¬ний (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.):
■ мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру, познавательные в отношении содержания текста;
■ тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям;
■ песни должны быть педагогически ценными, отвечать дидакти¬ческим требованиям: доступности, систематичности и последо¬вательности, сознательности, активности. В частности, посте¬пенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре. При этом дети должны справляться с осмыслением содержания текста и требо¬ваний к исполнению песни, с исполнением песни самостоятель¬но как соло, так и хором;
■ песни должны способствовать решению воспитательных, обра¬зовательных и эстетических задач, соответствовать психиче¬ским и физическим особенностям ребенка. Это относится как к музыке, так и к тексту песни.
К песенному репертуару предъявляются также вокальные требования (Н.А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе и др.):
■ мелодии песен должны соответствовать вокальным возможно¬стям детей;
■ в младшей группе песня должна состоять из коротких музыкаль¬ных фраз. Предпочтительный размер 2/4, окончание фраз мело¬дии должно быть на длинных нотах, чтобы дети успели сделать вдох перед началом каждой следующей музыкальной фразы (чем младше ребенок, тем они должны быть короче).
Это связано с особенностями дыхания ребенка, так продолжи¬тельность пения на одном дыхании составляет: в 3 года — 1 такт (2 с); в 4 года — 2 такта (4 с); в 5 лет — 3 такта (6 с); в б лет — 4 такта (8 с);
■ чем младше ребенок, тем медленнее темп песен, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе;
■ ритм мелодий должен быть простым — состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот;
■ необходимо учитывать движение мелодии: с дошкольниками ре¬комендуют использовать мелодии с переменным, нисходящим и волнообразным направлением;
■ важен также интервальный состав песни. Дошкольникам доступны интервалы: секунда, терция, кварта, квинта.
Более сложными для пения считаются секста, септима и октава, поскольку требуют перестройки голосового аппарата;
■ текст песни должен быть удобным вокальным, т. е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных.
Говоря о детском музыкальном репертуаре, А. Г, Гогоберидзе и В. А. Деркунская отмечают, что музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений для детей (песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова и др.), хотя этот репертуар долгие годы не обновляется. Музыкальные же произведения, предлагаемые современными авторами, часто трудны для детского пения.
Педагоги-музыканты едины во мнении о том, что самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов, отвечающий требованиям художественности и доступности, — народный фольклор — детские попевки, хороводные игры:
■ их мелодии просты и доступны дошкольникам: они написаны в диапазоне кварты, простыми мелодическими ходами (терция, секунда), несложны по ритму и тексту («Петушок», «Василек», «Андрей-Воробей», «Котенька-Коток» и др.);
■ ритм несложных народных мелодий тоже очень простой — чередование восьмых и четвертей;
■ размер двух- и трехдольный;
■ музыкальные фразы оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания;
■ куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению;
■ запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни, припев — другие.
Это связано с тем, что народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса, легко усваиваются и поются детьми чисто, без сопровождения.
Для русской песенной культуры характерно синтетическое, импровизированное, игровое, творческое начало. Именно поэтому дошкольников приобщать к певческой деятельности в повседневной жизни лучше всего через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники.
Поэтому песенные жанры русского фольклора становятся основой игрового творчества дошкольников. Они могуг применяться как музыкальным руководителем, так и воспитателем в различных жизненных ситуациях — как на занятиях, так и в повседневной жизни: самостоятельной песенной деятельности, игровой драматизации в любой группе детского сада, что стимулирует певческую деятельность ребенка, прежде всего самостоятельную, и способствует приобретению опыта музыкальной деятельности.
Для организации певческой деятельности в группе (как составной части игровой или самостоятельной деятельности и т. п.) могут успешно использоваться песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"
Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....
Рекомендация для родителей:"Помощь в выборе одежды для детей в детском саду"
В данной рекомендации описаны советы,по выбору одежды ребенка для детского сада.Одежда для прогулки,для сна,для праздника,для занятий по физкультуре....
Музыкальный руководитель в детском саду Должностная инструкция музыкального руководителя
Музыкальный руководитель в детском садуДолжностная инструкция музыкального руководителя...
Инсценирование песен и хороводов в детском саду.
Автором представлен материал для родителей и педагогов...
Тексты песен на выпускной в детском саду
Сегодня стало мне немного грустноСегодня выпускной у нас в саду!Не передать словами мои чувства!И им я объяснений не найду!Как жаль, что с нашим детством беззаботным,Простится настает уже пора!Дни озо...
Основные направления работы музыкального руководителя в детском саду с детьми ОВЗ (Особенности возможностей здоровья)
В статье рассматриваются наиболее интересные и значимые формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
Консультация для родителей "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"
Через музыкальное искусство ребенок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах....