Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Ульяничева Анна Владимировна

Мир эмоций ребенка дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_emotsionalnoe_blagopoluchie.docx727.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 34

имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова»

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.

        Подготовила: педагог-психолог Ульяничева А.В.

Тула 2017 г.

Цель:  повышение педагогической  культуры  педагогов в вопросах развития эмоционального благополучия дошкольников.

Задачи:

  •  подвести педагогов к осознанию того, что обогащая эмоциональный опыт ребенка, они помогают ему понимать самого себя и свои переживания, влияющие на всестороннее развитие ребенка,
  • улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком с помощью игр и упражнений,
  • выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

План.

1. Вводная часть

2. Основная часть

3. Заключительная часть, рефлексия

I  Водная часть

  • Психологическая игра «Радуга настроения».

Цель: изучение настроения родителей до проведенного мероприятия. 

  • Игра  «День рождение»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие умения выражать свои эмоции.

  • Упражнение «Знакомство»

Цель: снятие эмоционального напряжения, абстрагирование от реальных – социальных ролей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли осознавать собственные эмоции?
  2. Удается ли вам оставаться с ребенком эмоционально честным, открыто выражать свои чувства, если нет, то, что вам мешает?

            

II Основная часть  

Мир эмоций ребенка дошкольника.

        Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан - значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым - значит, в его мире все хорошо.

        Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

        Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций - радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие - труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека - важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

        В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их ни особую выразительность. Одна причин возникновения тех или иных переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.

        Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

Развитие эмоциональной сферы у дошкольника

        Это может показаться странным, но так оно и есть: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых. Посудите сами: ребенок прибежал к маме и радостно, подпрыгивая, сообщил, что он только что сделал тако-о-ой замок из песка! Мама, выказывая явную заинтересованность, идет с ребенком во двор, чтобы посмотреть на шедевр, увидев который восхищается и хвалит малыша. Но, возможен и другой вариант развития событий. Мама может сослаться на занятость и проигнорировать просьбу ребенка, отделавшись сухо брошенным «молодец, только не мешай мне». В результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна. В первом примере похвала и выделение ребенку нескольких минут играют огромную роль в формировании его как личности, это сподвигает его на достижение дальнейших успехов. Во втором случае ребенок будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности. Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило в первые годы жизни, поскольку со временем это будет невозможно.

        Хваля и поощряя ребенка, не перестарайтесь.

Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребенок не сможет целостно и полно воспринимать красоту, он перестанет доверять, прежде всего, вам, а впоследствии – словам и эмоциям других людей.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка

        Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги должны создать такую атмосферу, в которой каждый

ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.

Для обеспечения эмоционального благополучия педагог должен:

- общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

- внимательно выслушать детей, показывать, что вы понимаете их чувства,

помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

- помогать обнаруживать конструктивные варианты поведения;

- создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных

средств (игры, рисунки, движения, и т. д) могут выразить отношение к

личностно-значимым для них явлениям и событиям;

- обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети могут

играть вместе или, при необходимости, побыть в одиночестве.

Как справится с негативными эмоциями?

        Если с позитивными эмоциями все понятно, то как быть с негативными, к которым относятся эмоции, связанные с гневом, ненавистью, страхом, тревогой? Для «выплескивания» негативных эмоций можно придумать множество способов. Можно взять чашку и кричать в нее, сколько душе угодно, пока злость не иссякнет. В тазик или ванну с водой можно швырять резиновые игрушки. Ребенок сам не заметит, как увлечется и вовсе забудет о своем недавнем состоянии.

        Воспитывайте у ребенка терпеливость и умение спокойно общаться с людьми. Для этого можно поиграть в такую игру.

«Возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет, пусть это будет игрушка или книга, а ребенок должен уговорить вас отдать этот предмет. Вы же не должны сразу сдаваться: отдаете вещь, когда посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами. После окончания игры поговорите с ребенком. Пусть он ответит, почему, по его мнению, вы отдали ему игрушку, как правильнее нужно просить, обсудите свои чувства, возникавшие во время игры.»

Можно предложить воспитаннику игры:

- Игры с музыкальными игрушками;

- Игры с движущими игрушками;

- С водой, песком, снегом;

- Шли, шли и игрушки нашли - уборка игрушек.

- Много есть праздников для эмоционального настроения малыша:

- Следующие праздники можно провести с воздушными шариками, вместе надуваем, завязываем на ленточку, рисуем улыбку и гуляем с ниточкой.

- Праздник воды, особенно летом – это купание в воде с игрушками, это переливание воды из лейки в лейку, из ведерки в ведерку, из формы в форму, это брызги с водой, рисование с цветной водой, купание игрушек, кукольное чаепитие.

- Можно ещё и ещё предлагать праздники: с пуговицами, с прищепками, с ленточками, со шнурками, с пирамидками, с фантиками.

  • Игра найди свою пару

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства, развитие внимания

  • Этюд «Встреча с другом»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.

  • Упражнение «Я тебя понимаю»

Цель: развитие способности учится понимать ребенка, умения распознавать язык мимики и жестов.

  • Упражнение «Через стекло»

Цель: развитие способности учится понимать чувства, эмоции другого человека.

Упражнение «Рисуем свое чувство» 

Цель: учить выражать свои чувства на листе бумаги.

III Заключительная часть, рефлексия 

  • Упражнение «Ладошка»

Цель: развитие воображения, позитивного сомовосприятия, отработка эмоций

  • Упражнение «Аплодисменты» по кругу.

        Цель:  обменяться друг с другом признанием и поддержкой, создание атмосферы принятия.

Список литературы.

1. Данилина Т.А., Стпина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2000

3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 2000.

4. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. - М., 2003.  

5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Ростов – н/Д: Феникс, 2005.

6. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов н/Д, 2008.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990

Фотоотчет

Дидактическая игра «Найди эмоцию»C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7379.jpg

Дидактическая игра «Составь эмоцию»

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_7369.jpg

Семинар для педагогов «Мир эмоций»

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\collage.jpg

Этюд «Встреча с другом»

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_8182.jpg

Упражнение «Через стекло»

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_8186.jpg

Упражнение «Рисуем свое настроение» 

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_8197.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка,  как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...

Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....

Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразит...

Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физиче...

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

В наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного серд­ца", открытый еще  Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношени...

" Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"

Доклад на тему : " Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"...

"Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста"

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...