Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.
консультация на тему
Мир эмоций ребенка дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_emotsionalnoe_blagopoluchie.docx | 727.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 34
имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова»
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.
Подготовила: педагог-психолог Ульяничева А.В.
Тула 2017 г.
Цель: повышение педагогической культуры педагогов в вопросах развития эмоционального благополучия дошкольников.
Задачи:
- подвести педагогов к осознанию того, что обогащая эмоциональный опыт ребенка, они помогают ему понимать самого себя и свои переживания, влияющие на всестороннее развитие ребенка,
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком с помощью игр и упражнений,
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
План.
1. Вводная часть
2. Основная часть
3. Заключительная часть, рефлексия
I Водная часть
- Психологическая игра «Радуга настроения».
Цель: изучение настроения родителей до проведенного мероприятия.
- Игра «День рождение»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие умения выражать свои эмоции.
- Упражнение «Знакомство»
Цель: снятие эмоционального напряжения, абстрагирование от реальных – социальных ролей.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли осознавать собственные эмоции?
- Удается ли вам оставаться с ребенком эмоционально честным, открыто выражать свои чувства, если нет, то, что вам мешает?
II Основная часть
Мир эмоций ребенка дошкольника.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан - значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым - значит, в его мире все хорошо.
Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций - радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие - труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека - важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их ни особую выразительность. Одна причин возникновения тех или иных переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
Развитие эмоциональной сферы у дошкольника
Это может показаться странным, но так оно и есть: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых. Посудите сами: ребенок прибежал к маме и радостно, подпрыгивая, сообщил, что он только что сделал тако-о-ой замок из песка! Мама, выказывая явную заинтересованность, идет с ребенком во двор, чтобы посмотреть на шедевр, увидев который восхищается и хвалит малыша. Но, возможен и другой вариант развития событий. Мама может сослаться на занятость и проигнорировать просьбу ребенка, отделавшись сухо брошенным «молодец, только не мешай мне». В результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна. В первом примере похвала и выделение ребенку нескольких минут играют огромную роль в формировании его как личности, это сподвигает его на достижение дальнейших успехов. Во втором случае ребенок будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности. Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило в первые годы жизни, поскольку со временем это будет невозможно.
Хваля и поощряя ребенка, не перестарайтесь.
Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребенок не сможет целостно и полно воспринимать красоту, он перестанет доверять, прежде всего, вам, а впоследствии – словам и эмоциям других людей.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошкольном учреждении педагоги должны создать такую атмосферу, в которой каждый
ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.
Для обеспечения эмоционального благополучия педагог должен:
- общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
- внимательно выслушать детей, показывать, что вы понимаете их чувства,
помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
- помогать обнаруживать конструктивные варианты поведения;
- создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных
средств (игры, рисунки, движения, и т. д) могут выразить отношение к
личностно-значимым для них явлениям и событиям;
- обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети могут
играть вместе или, при необходимости, побыть в одиночестве.
Как справится с негативными эмоциями?
Если с позитивными эмоциями все понятно, то как быть с негативными, к которым относятся эмоции, связанные с гневом, ненавистью, страхом, тревогой? Для «выплескивания» негативных эмоций можно придумать множество способов. Можно взять чашку и кричать в нее, сколько душе угодно, пока злость не иссякнет. В тазик или ванну с водой можно швырять резиновые игрушки. Ребенок сам не заметит, как увлечется и вовсе забудет о своем недавнем состоянии.
Воспитывайте у ребенка терпеливость и умение спокойно общаться с людьми. Для этого можно поиграть в такую игру.
«Возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет, пусть это будет игрушка или книга, а ребенок должен уговорить вас отдать этот предмет. Вы же не должны сразу сдаваться: отдаете вещь, когда посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами. После окончания игры поговорите с ребенком. Пусть он ответит, почему, по его мнению, вы отдали ему игрушку, как правильнее нужно просить, обсудите свои чувства, возникавшие во время игры.»
Можно предложить воспитаннику игры:
- Игры с музыкальными игрушками;
- Игры с движущими игрушками;
- С водой, песком, снегом;
- Шли, шли и игрушки нашли - уборка игрушек.
- Много есть праздников для эмоционального настроения малыша:
- Следующие праздники можно провести с воздушными шариками, вместе надуваем, завязываем на ленточку, рисуем улыбку и гуляем с ниточкой.
- Праздник воды, особенно летом – это купание в воде с игрушками, это переливание воды из лейки в лейку, из ведерки в ведерку, из формы в форму, это брызги с водой, рисование с цветной водой, купание игрушек, кукольное чаепитие.
- Можно ещё и ещё предлагать праздники: с пуговицами, с прищепками, с ленточками, со шнурками, с пирамидками, с фантиками.
- Игра найди свою пару
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства, развитие внимания
- Этюд «Встреча с другом»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.
- Упражнение «Я тебя понимаю»
Цель: развитие способности учится понимать ребенка, умения распознавать язык мимики и жестов.
- Упражнение «Через стекло»
Цель: развитие способности учится понимать чувства, эмоции другого человека.
Упражнение «Рисуем свое чувство»
Цель: учить выражать свои чувства на листе бумаги.
III Заключительная часть, рефлексия
- Упражнение «Ладошка»
Цель: развитие воображения, позитивного сомовосприятия, отработка эмоций
- Упражнение «Аплодисменты» по кругу.
Цель: обменяться друг с другом признанием и поддержкой, создание атмосферы принятия.
Список литературы.
1. Данилина Т.А., Стпина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2000
3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 2000.
4. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. - М., 2003.
5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Ростов – н/Д: Феникс, 2005.
6. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов н/Д, 2008.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990
Фотоотчет
Дидактическая игра «Найди эмоцию» | Дидактическая игра «Составь эмоцию» |
Семинар для педагогов «Мир эмоций» | Этюд «Встреча с другом» |
Упражнение «Через стекло» | Упражнение «Рисуем свое настроение» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...
Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....
Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразит...
Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физиче...
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
В наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного сердца", открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношени...
" Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"
Доклад на тему : " Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"...
"Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста"
В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка и его позит...