" Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"
статья на тему
Доклад на тему : " Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, во-вторых управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний и определённого уровня развития.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознании грусти, испуга, удивления. Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике-позе и жестам.
Источником переживаний малыша оказывается всё, к чему он прикасается, всё, что имеет для него интерес и значение. В взаимоотношениях с другими людьми-взрослыми(сначала близкими) и детьми-ребёнок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом-на обиду. В сказке он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду принимаются малышом близко к сердцу и сочувствие им заставляет порой вмешиваться в то, что происходит на сцене. Мир природы, ребёнок не склонен до поры отделять чёткой границей от мира людей(он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять. Ребёнок познает мир прежде всего в образах, наглядно, конкретно.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающее ласково относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка доброе, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей эмоциональный контроль в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребёнка, а только от оптимальности системы «мать-дитя».
Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве - увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, учиться разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Большое значение в поведении ребёнка-дошкольника имеют мотивы установления с сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. В отличие от трёхлетнего ребёнка, который может провоцировать(сознательно)конкретную ситуацию, просто чтобы, так сказать, посмотреть на результат, ребёнок возраста пяти-семи лет будет, не имея серьёзной на то причины, любым образом конфликтных ситуаций избегать.
Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребёнку. Более того, малыша важно не только понимать, чувствовать, что к нему хорошо относятся, но и слышать об этом, и связывать это хорошее отношение именно с собой как с личностью, а не только с позитивной оценкой поступка.
Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей - это организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребёнком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые: их поступки, взаимоотношения. При этом конечно, важнейший составляющей влияния взрослого на ребёнка служит его, взрослого, собственная система эмоциональных реакций, оценок характеристик.
Если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребёнок сохраняет хорошее, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае успеха. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым ребёнком доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.
Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Положительные и отрицательные формы воздействия на ребёнка должны возникать не стихийно(в зависимости от настроения самого взрослого),а превращать в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребёнка за серьёзный проступок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...
Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....
Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразит...
Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физиче...
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
В наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного сердца", открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношени...
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста.
Мир эмоций ребенка дошкольника....
"Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста"
В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка и его позит...