Приемы общения педагогов с родителями
консультация на тему
Предлагаю ознакомиться педагогов с приемами общения с родителями как в конфликтной ситуации, так и вне ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_obshcheniya_pedagogov_s_roditelyami.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДСКН №1 города Сосновоборска
Педагог-психолог: Голубенко С.В.
Механизм психологического воздействия
на родительское поведение в критической ситуации
1. Прием «Эмпатического слушания» (эмпатия – сопереживание, сочувствие) или, по-другому, отражение чувств. Этот прием помогает установить доверие между собеседниками, снять напряжение, стабилизировать эмоции и вывести беседу на уровень осмысления.
Используемые фразы: «Мне кажется, что вы чувствуете…..», «Вы, кажется раздраженны……», «Вы разочарованны….».
Выйти из критического состояния родитель сможет лишь в том случае, если почувствует, что его не осуждают, не смотрят на него свысока, а принимают таким, какой он есть. Это один из самых простых, но сильных парадоксов – человек чувствует, что другой искренне принимает его, и начинает думать о том, что стоит измениться. Появляется желание расти, стать другим.
2. Прием «Техника вопросов». Предполагает уровень осмысления, анализа критической ситуации партнерами по общению. Здесь должны быть вопросы открытого характера, предполагающие распространённый ответ.
Вспомогательные слова могут быть следующими: как; какой; что мешает…; что будет, если….; где; насколько; до какой степени; как много…; вы можете?
Не употреблять высказывание – почему?, так как у партнера вызывает чувство оправдания. Желательно не употреблять в высказываниях или в вопросах слова такие как: никогда, всегда, все, никому. Эти слова несут смысловую нагрузку преувеличения, безвыходного постоянства, не дающего права на изменение.
3. Прием «Подстройка» (присоединение). Этот прием способствует более доверительному контакту:
- по голосу (подобрать тот же тембр голоса, темп речи, некоторые интонации, которыми пользуется родитель;
- по движению (например, наклонить голову, так же как родитель);
- по речи (использование тех же речевых оборотов, которые употребляет родитель).
4. Прием «Переговоры». Это прием предполагает такую модель разрешения конфликтов и разногласий, который указывает на прямое согласование интересов конфликтующих сторон.
Используемые фразы: «Давайте вместе подумаем, обсудим и примем решение, которое нас обоих удовлетворит, и самое главное принесет пользу вашему ребенку».
Так же в процессе реализации этого механизма можно использовать технику «Я сообщение».
Поведение в предконфликтной и конфликтной ситуации
- Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
- Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: " Правильно ли я Вас понял (поняла)?", это поможет избежать умственных барьеров.
- Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
- Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.
- Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
- Уметь аргументировано высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
- Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот, кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.
Принципы взаимодействия педагогов с родителями
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими.
- При рассмотрении конфликтных ситуаций разбор ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить можно.
Приемы при беседе
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить «Мы» («Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагога и родителей в ДОУ». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах общения с родителями....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"
Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....
Консультация для педагогов "Совершенствование общения педагогов с родителями"
В материале представлены новые формы и методы работы по взаимодействию с семьей...
Информационный буклет для педагогов «Основные правила общения педагога с родителями».
Общение воспитателя и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд...
Консультация для педагогов "Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями" (из опыта работы)
Консультация для педагогов...
Правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.
Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические....
Консультация для воспитателей: «Правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.»
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою ...