Правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.
консультация
Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pravila_beskonfliktnogo_obshcheniya_s_roditelyami.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Тема нашей встречи: правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.
Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Развитие информационных технологий позволяет педагогу активно использовать самые современные средства для поддержания контакта с родителями. Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации. Одним из элементов которой является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, и бесплатных мессенджеров. В нашем современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с педагогом, хотя и осознают данную необходимость как благо для развития своего ребенка. Это как раз и является одним из проблем взаимоотношения, в контексте педагогог-родитель.
Рассмотрим наиболее эффективные способы взаимодействия, позволяющие превратить родителей в Ваших союзников :
- Сайт МБДОУ
- Блоги и странички педагогов
- Электронная почта
- Группа в социальной сети
- Чат в мессенджерах
Преимущества виртуального общения с родителями
- Повышает активность и включенность родителей в образовательную деятельность ДОУ.
- Экономит время на информирование родителей.
- Позволяет быстро получать обратную связь.
- Обеспечивает общение в режиме реального времени и допускает отложенные ответы (мессенджеры, группа в социальной сети).
- Дает возможность сочетать индивидуальную и групповую формы взаимодействия.
- Создает условия для диалога с педагогами и родителями других детей (чаты, блоги).
- Позволяет продемонстрировать текстовые, видео и фотоматериалы.
- Обеспечивает достаточный уровень приватности для личных обращений (мессенджеры).
Социальные сети.
Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность педагога, информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать достижения детей. Чтобы создать такую группу, проведите опрос среди родителей и выясните,
какой социальной сетью пользуется большинство из них.
Плюсы. В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы.
Минусы. Общение в социальной сети может свести к минимуму живое общение с родителями. Кроме того, если сразу не оговорить с родителями правила группы, она превратится в ленту бесполезных постов. К группе могут присоединиться посторонние пользователи, размещать рекламу, запрещенные материалы, некорректно высказываться.
Создавайте закрытые группы, проверяйте запросы на вступление в группу и материалы, которые предлагают разместить.
Чаты в мессенджерах.
Мессенджеры — программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (Viber, WhatsApp, Skype, Telegram). Их используют и педагоги, и родители.
Плюсы. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями и обеспечить приватность для решения личных обращений.
Минусы. В чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их ребенок не придет, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с детской одеждой.
Чтобы этого не произошло, пользуйтесь мессенджерами правильно.
Какие правила нужны в родительском чате.
Суть правил в том, чтобы общение было конструктивным, а информация полезной. В то же время их не должно быть слишком много. Много правил - люди их забывают или перестают исполнять. Вот минимальный и достаточный список правил, который поможет наладить коммуникацию между родителями в группе.
Хозяин чата, администратор, модераторы.
В большинстве мессенджеров создатель имеет больше прав, чем участники, по его оформлению и модерации.
- Договоритесь на родительском собрании, кто именно создаст чат.
- Определите, будут ли у него помощники-модераторы.
- Обычно эти роли берут на себя руководители родительского комитета. Но иногда бывают люди, которые умеют модерировать чаты и именно так вносить свой вклад в общее дело. Если у них есть такой опыт по работе - это будет очень большая помощь.
Укажите в правилах чата, кто является модератором, чтобы участники прислушивались к нему.
Безопасность участников чата.
Обязательно пропишите в правилах вопросы распространения и пересылки сообщений. Например:
- Из родительского чата нельзя пересылать информацию посторонним.
- В родительский чат можно включать только членов семьи ребенка группы.
- Новых участников в чат может включать только администратор и модератор.
- Выложенными документами нельзя делиться с людьми, не включенными в чат, без разрешения администратора или модераторов.
Реклама и спам.
Имеет смысл запретить посторонние сообщения в чате. Но надо четко написать, что вы имеете в виду, иначе скромные люди могут побояться кинуть ссылку на интересную экскурсию, если она является платной.
- Просим не пересылать поздравительные открытки и различные картинки в этот чат.
- В этом чате запрещается реклама платных услуг, кроме мероприятий для группы, на которые вы готовы сопровождать всех детей сами или с педагогом.
Подумайте о том, что еще важно для участников, обсудите на родительском собрании и добавьте в правила. Нужно подчеркнуть, что чат существует для общения по темам, которые интересны и важны всем без исключения.
Ответственность за нарушения правил чата:
Необходимо прописать наказание за нарушения правил. Желательно использовать формулу “Администратор (модератор) имеет право...”
- Администратор имеет право выносить предупреждение со ссылкой на правило, которое нарушил участник.
- Администратор имеет право блокировать пользователя на день, если он продолжает нарушать правила после предупреждения. (Телеграм).
- Администратор имеет право поставить на голосование исключение из чата или блокировку пользователя на срок более одного дня. Голосование можно делать в Телеграме прямо внутри чата.
В принципе, таких мер достаточно, чтобы люди держали себя в руках.
Рекомендации педагогам : «Правила бесконфликтного общения с
родителями в мессенджерах и соц. сетях».
- «Пишите по теме». Всегда указывайте тему переписки. Четко и лаконично формулируйте мысль, прежде чем отправить сообщение. Когда обсуждаете важные вопросы в общих чатах, следите, чтобы сообщения участников не отклонялись от темы. Мягко, но настойчиво возвращайте участников к поставленным задачам. Это поможет оперативно решить рабочие вопросы и сэкономить время.
- Соблюдайте деловой стиль общения. Будьте вежливы и тактичны, не нарушайте этические нормы. Помните, что родители могут использовать переписку в суде, чтобы доказать факт оскорбления в свой адрес. Суд оценивает формат сообщения субъективно.
Поэтому оскорблением могут посчитать не только нецензурные выражения, но и ваше субъективное мнение о родителях или педагогах, даже если вы выразили его вежливо. На основании переписки в социальных сетях суд может наложить на учреждение так и на должностное лицо за публичное оскорбление штраф до 50 тыс. руб. (ст. 5.61 КоАП).
- Предотвращайте конфликты. Общайтесь одинаково уважительно со всеми. Держите нейтралитет: не вступайте в спор и не занимайте чью-либо сторону в общем чате. Сохраняйте дистанцию: не
допускайте неконструктивной критики и не переходите на «ты». Если назревает конфликт, призывайте участников беседы не смешивать личное и деловое общение. При необходимости приглашайте на личную беседу. Когда отвечаете, обращайтесь лично к автору сообщения, расставьте смысловые и эмоциональные акценты.
- Следите за оформлением. Соблюдайте правила орфографии и пунктуации. Не пишите предложения заглавными буквами. Предложения, которые состоят только из заглавных букв, читатели подсознательно воспримут как крик. Составляйте текст кратко и емко, чтобы его было удобно прочитать, например: «Уважаемые родители! Напоминаю вам, что родительское собрание состоится 25 сентября в 17:00 в музыкальном зале».
Избегайте слишком коротких и слишком длинных предложений.
- Определите время общения. Четко установите, сколько времени вы готовы потратить на общение в мессенджерах и в какой период дня. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения. Расставляйте приоритеты и следите за тем, чтобы соблюдать график. Установите правило для собеседников писать
сообщения не раньше 7 : 00 и не позже 21:00.
- Следите за тем, чтобы не опубликовать персональные данные. Договоритесь с педагогами и родителями, что личную информацию, например, фотографии, они будут размещать в общем чате только с разрешения тех, кто присутствует на фото или их законных представителей. Иначе есть риск нарушить закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
- Не принимайте важных решений в момент переписки. Помните: важные решения должны быть обдуманными и взвешенными, а не на эмоциях. Нередко такие важные решения лучше принимать по результатам устной беседы.
Претензии к педагогам со стороны родителей.
Причины конфликтов различны: несоответствие целей педагогов и родителей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др. Поводы для возникновения конфликтов со стороны родителей, часто встречающиеся в нашей практике:
- с ребенком мало занимаются в саду;
- не создают должных условий для укрепления его здоровья;
- не могут найти подход к ребенку;
- используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
- плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели грязную футболку);
- ребенка заставляют есть или не следят, чтобы он все съедал;
- ограничивают свободу ребенка;
- часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
- не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.
И хотя этот список далеко неполный, по нему видно, что родители предъявляют огромное количество требований к детскому саду и к воспитателю в первую очередь.
Претензии к родителям со стороны педагогов.
Конечно, у воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям :
- неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут выразить свою позицию на повышенных тонах при ребенке;
- забывают оплатить квитанции.
- забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
- приводят детей в садик совершенно неподготовленных (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
- поздно забирают детей;
- плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
- предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Решение конфликтов.
Можно ли свести конфликты к минимуму? Можно, если мы, педагоги, будем следовать следующим правилам :
- Информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий. С этой целью проводим ознакомительное собрание для родителей вновь поступающих детей в ДОУ, рекомендуем посетить сайт детского сада для получения более подробной информации о ДОУ.
- Показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты, если они возникают. Объясняем, что все конфликты необходимо решать непосредственно в ДОУ, не прибегая к вышестоящим органам. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку. В ней могут быть, например, такие слова: «В нашем детском саду не принято выяснять отношения между воспитателем и родителем в присутствии детей», «В нашем саду не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта». Если «прописать» эти правила, и вовремя познакомить с ними родителей, то многие конфликты просто не возникнут.
- Педагогам научиться доносить грамотно информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: «Ваш Петя сегодня хорошо рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане. Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь». Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку. Очень важным в общении с родителями является формирование системы «МЫ» как ориентации на совместные цели в воспитании и развитии детей.
- Опытный, мудрый педагог просто «забывает» о конфликтах. Мы должны встречать родителей с улыбкой, доброжелательно и обязательно обращаться по имени-отчеству.
- Научитесь выжидать паузу, прежде чем давать ответ или высказывать своё мнение -это позволит обдумать свою реакцию и снизить эмоциональное напряжение.
- Обязательно включайте конфликтных родителей в творческую деятельность (творчество открывает в людях лучшие стороны личности, а совместная деятельность сближает).
- Проанализируйте типичные жалобы. Если они систематически поступают от разных родителей, возможно, воспитателю стоит изменить какие то моменты в своих отношениях к родителям или общении с детьми.
- Очень важно сохранять открытость к критике и готовность меняться. Педагог должен помнить: профессиональной задачей является умение «транслировать» этику общения родителям и научить их делать также.
Конфликты в детском саду неизбежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, насколько своевременно и корректно они будут решены.
Педагогам и руководству ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций. Большинство родителей и педагогов понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща -это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для педагогов "Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях".
quot;Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях"....
"Бесконфликтное общение педагогов с родителями"
quot;Педагогическая копилка"...
Методические рекомендации: «Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями (законными представителями) в мобильных мессенджерах и социальных сетях: основные правила этики и бесконфликтного общения»
В методических рекомендациях рассматривается создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями (законными представителями)....
Консультация на тему: «Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в мобильных мессенджерах и социальных сетях: основные правила этики и бесконфликтного общения»
Интерактивные формы бесконфлиетного общения педагога с родителями....
Свод правил общения педагога с родителями воспитанников посредством социальных сетей и мессенджеров.
Рекомендации по построению общения с родителями посредствам социальных сетей....
«Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями в мобильных мессенджерах и социальных сетях: основные правила этики и бесконфликтного общения»
Интерактивные формы взаимодействия педагога с родителями...
Консультация для воспитателей: «Правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.»
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою ...