Консультация для педагогов "Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями" (из опыта работы)
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 21 «Надежда»
городского округа Ступино
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
на тему:
«Методы и приемы взаимодействия
педагога с родителями»
Подготовила:
Тищенко Анастасия Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
СТУПИНО – 2020 г.
Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями.
«От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству»
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись, и не обходятся, без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Для успешного взаимодействия ДОУ с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.
В нашей группе раннего возраста мы проводим планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: помощь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить социально-педагогический опыт родителей, потребности родителей в воспитании детей;
- дать родителям знания о различных вопросах воспитания и обучения детей;
- привлекать родителей к проведению совместных мероприятий в ДОУ;
- вовлекать семью в единое образовательное пространство.
Выстраивая взаимодействие с родителями, развиваем и используем различные формы работы. Форма взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов и форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями.
На основании анализа нашей работы можно выделить следующие формы взаимодействия педагога и родителей:
- Информационно-аналитическая. Основной задачей информационно-аналитической формы организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, тогда и организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи. Это позволяет судить об общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.
- Наглядно-информационная (познавательная). Познавательная форма организации общения педагогов с семьей предназначена для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания, для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам и методам общения как собрания, групповые консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом; беседы с детьми и родителями.
Данные формы использовались и ранее, однако, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открытости, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения; позволяют правильно оценить деятельность педагогов; пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания; объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки – передвижки, фотовыставки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей используются рубрики, в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Специфика наглядно-информационных форм заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через информационные листы, буклеты, организацию выставок и т.п. Традиционно в группах раннего возраста не проводят дни открытых дверей, однако в нашей группе внесены инновации и в данную сферу деятельности. На протяжении нескольких лет дни открытых дверей мы проводим уже в ноябре, когда у большинства детей прошел адаптационный период. Поэтому не нужно беспокоиться о том, что малыши-крепыши, увидев своих родителей, будут плакать и проситься домой. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются. Подготовка к этому дню ведется заранее: вывешивается объявление, в котором указывается время данного мероприятия, правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. Родители могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. - Досуговая. Досуговая форма взаимодействия в работе с родителями оказалась самой привлекательной, востребованной и полезной. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение в группах праздников и досугов, выставки совместных работ детей и родителей. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что, благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более активными в общении. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания, для формирования у родителей практических навыков. - Информационно-коммуникативная. На сайте ДОУ и в социальных сетях родители получают возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, его традициями, узнать последние новости, и таким образом, быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. В своей работе активно используем компьютерные технологии, что позволяет не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекает большее количество задействованных в воспитании ребёнка близких ему людей к участию в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. С целью расширения возможностей организации эффективного общения с родителями используем интернет-ресурсы, общение «on-line» с использование мессенджеров. Это позволяет оперативно взаимодействовать с родителями; работать с родителями в удобное для них время; включить родителей в деятельность по воспитанию и развитию собственных детей; проводить собрания во время карантина в дошкольном учреждении в период массовых эпидемий; организовать дискуссии и совместную деятельность на новом уровне за счет использования инновационных технологий; рекомендовать родителям воспитанников детского сада подборку сайтов.
Использование разнообразных форм, методов и приемов взаимодействия с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более активной и гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм работы с родителями.
Список используемой литературы:
1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. //Управление ДОУ. 2002.No 4 С.66.
2. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] /Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. —С. 71-74.URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/(дата обращения15.03.2013)
3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика–Синтез, 2007.167с.
4. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями// Дошкольная педагогика. 2007, No7.С. 70
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.
В статье расматриваюся наиболее современные методы и приемы работы педагогов с родителями. Статья написана в соавторстве двух педагогов....
Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.
В статье рассматриваются наиболее современные методы и приемы работы педагогов с родителями. Статья написана в соавторстве двух педагогов....
Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.
В статье рассматриваются наиболее современные методы и приёмы работы с родителями. Статья написана в соавторстве двух педагогов....
«Секреты успешного взаимодействия педагогов с родителями» (из опыта работы)
Тему сообщения «Секреты успешной работы с родителями» я выбрала не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечаетс...
Выступление на МО .Тема: «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями».
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей....
Роль семьи в воспитании ребенка. Формы работы педагогов с родителями. ( из опыта работы)
Роль семьи в воспитании ребенка....
Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями в современном детском саду.
Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития...