Образовательная деятельность с детьми "Загадки леса"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Киселева Ирина Петровна

Дети познакомились,что лес дает человеку - что растет, свойства и качества дерева отгадывая загадки, проводя эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_lesa_srednyaya_gruppa.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно – образовательная деятельность

с детьми средней группы

по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

«Загадки леса»

Составитель: Киселева И.П.

                                                                                       воспитатель I квалиф. кат.

                                                                                 д/с № 8 «Василёк» г. Бугульма

                                                                                               Республика Татарстан

Цель 

В процессе познавательной деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о лесе.

Задачи

  • Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
  • Развивать диалогическую речь детей. Учить отвечать полным ответом на вопрос воспитателя, согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существительных в родительном и винительном падежах, активизировать в речи прилагательные.
  • Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память. Формировать умение выделять и правильно произносить звук “с”.
  • Знакомить детей со свойствами дерева с помощью опытов, экспериментов: плавает, горит, ломается.

Материал

  • Запись «Звуки леса»
  • Деревянные  изделия, веточки, камни
  • Емкость с водой
  • Муляжи грибов и ягод
  • Загадки

Предварительная работа

показ иллюстраций с изображением лесного ландшафта, беседа с детьми о лесе, рассказы из личного опыта детей, показ иллюстраций грибов и ягод, беседа с детьми о правильном поведении в лесу.

Словарная работа

использование слов-антонимов: легкий - тяжелый,  съедобный – несъедобный;  ломается, горит; расширение активного  словаря детей за счёт употребления в речи прилагательных:  лес – еловый, сосновый, березовый - березовая роща,  дубовый – дубрава.

Ход занятия

Воспитатель держит в руках лист бумаги, имитируя кору дерева, скатанный в трубочку и завязанный веревочкой с шишками.

Воспитатель: Ребята, мне пришло необычное письмо. Интересно, от кого оно? Как вы думаете?  

Дети: Наверно от белочки.                                                    

Воспитатель: Как вы догадались, что это от белочки?

Дети: Оно с шишками, а шишки любят белки.

Воспитатель: Давайте его прочитаем. Воспитатель читает письмо. «Я приглашаю вас  в гости к себе домой, хочу показать и рассказать о своем доме.  Белочка Искорка». А где дом у белочки?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Отправимся  в небольшое путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Закрыли глаза. Раз, два, три…   (звучит запись «Звуки леса»)

Белочка: Здравствуйте, ребята! Куда вы попали, как вы думаете?

Дети: В лес.

Белочка:  Правильно, здесь поют птицы, слышен шум деревьев. Давайте присядем на лесную полянку и поговорим о моем доме -  лесе. Что такое лес? Какой бывает лес? Какую пользу от леса получают люди. Так как вы думаете, что такое лес?

Дети: Это много деревьев.

Белочка: Это много деревьев, растущих рядом друг с другом. Лес бывает смешанным -  рядом растут разные деревья. А когда рядом растет много берез, как называется такой лес?

Дети: Березовый лес.

Белочка: Лес называется березовый или березовая роща. Лес, где растут дубы?

Дети: Дубовый лес.

Белочка: Дубовый лес или дубрава. Где растут ели? Где растут сосны?

Дети: Еловый лес.  Сосновый лес.

Белочка: Сосновый лес или сосновый бор. Произнесите слово «лес», какой  звук слышится в конце слова?

Дети: Звук «с».

Белочка: Произнесем все вместе звук «с» сначала громко, а потом тихо.  Дети произносят звук «с» громко, затем тихо. Воспитатель просит нескольких детей индивидуально произнести звук «с». А я знаю чистоговорку  со звуком «с»: «Са-са-са в лесу бегает лиса», «Ес-ес-ес у нас еловый лес». Запомнили? Давайте вместе её произнесём. Повторяют вместе и индивидуально. Мы сказали в лесу много деревьев, а как сказать одно…

Дети: Дерево.

Белочка: Одно дерево, много деревьев, деревья. Ребята, про какое дерево можно сказать: «И зимой и летом одним цветом»?

Дети: Елка.

Белочка: А про деревья можно так сказать?

Дети: Нет.

Белочка: Какими же бывают деревья в разное время года?

Дети: Зимой деревья стоят голые, без листьев. Весной – появляются зеленые листочки. Летом на деревьях много зеленых листьев. Осенью листья желтеют и падают.

Белочка: Для меня лес – это дом. Для чего вам нужен лес?

Дети: Ходить  в лес отдыхать.

Белочка: Вы ходите в лес отдыхать, послушать пение птиц, насладиться красотой леса и цветов. Используем запись  звуков леса как фон. Давайте и мы с вами прогуляемся по лесу. Подул слабый ветер, и мы слышим, как тихонько шумят листья на деревьях. Покажите, как они шумят.

Дети: ш-ш-ш-ш (тихо)

Белочка: Ветер сильнее подул, листья зашумели громче. Как они шумят?

Дети: ш-ш-ш-ш (громко)

Белочка: Посмотрите, под ногами лежат упавшие веточки. Когда на них наступаешь, они хрустят. Покажите, как они хрустят (хр-хр-хр). Как вы думает, почему они издают такой хруст?

Дети: Потому что они ломаются.

Белочка: Поднимите их (дети поднимают лежащие на полу веточки). Попробуйте сломать. Сломались?

Дети: Да.

Белочка: Значит, ветки у дерева легко ломаются, они хрупкие, а при сильном ветре могут ломаться толстые ветки и даже сами деревья. Пойдемте гулять дальше по лесу.

                                 

               Физминутка

                                                                             

     Мы отправились в поход.                          

     Сколько нас открытий ждет.

     Мы шагаем друг за другом

     Лесом и зеленым лугом.

     Ребятишки шли, шли

     И грибочки нашли.

     Раз грибок, два грибок

     Положили в кузовок.

     Дальше вдруг открылась речка,

     Ее надо переплыть.

     А теперь поплыли дружно.

     Делать так руками нужно:

     Вместе раз – это брас, одной рукой – это кроль.

     Вышли на берег крутой и отправились домой.

Белочка: Мы подошли к речке. Посмотрите сколько камней на берегу.  Бросьте в воду камешки. Какой звук услышали? Повторите его (бульк – бульк). Что с камушком случилось?

Дети: Он утонул.

Белочка: Теперь поднимите и бросьте в воду деревянные палочки. Что мы видим?

Дети: Они плавают.

Белочка: Правильно, палочки плавают, не тонут. Дерево не тонет, а камни тонут, значит, что легче дерево или камень?

Дети: Дерево легче.

Белочка: Где люди используют это свойство дерева?

Дети: Люди строят лодки, корабли.

Белочка: Ребята, возле речки бывает прохладно. Как в лесу можно согреться?

Дети: Разжечь костер?

Белочка: Из чего будем разжигать костер?

Дети: Из веток, дров.

Белочка: Из сухих веток огонь разгорится быстрее. Давайте соберем веточки и разожжем костер. Воспитатель поджигает на керамическом подносе ветки. Что мы видим?

Дети: Они горят.

Белочка: Значит, дерево горит. Как горит огонь. Покажите. Дети имитируют движение огня в костре. Согрелись?

Дети: Согрелись.

Белочка: Перед уходом из леса, что нужно сделать с костром?

Дети: Потушить его.

Воспитатель тушит огонь водой.

Белочка: Для чего нужно обязательно потушить костер?

Дети: Чтобы не было пожара в лесу.

Белочка: Правильно, чтобы не сгорели деревья и не пострадали звери. Теперь я хочу вам показать, что еще дает лес человеку? Для этого отгадайте загадку.

             

              Землю пробуравил

              Корешок оставил

              Сам на свет явился

              Шапочкой прикрылся.

Дети: Гриб.

Белочка: Посмотрите сколько растет грибов на полянке, давайте  соберем. Я засушу их себе на зиму. В лесу много разных грибов, отгадайте мои загадки про грибы.  (загадывает о грибах загадку; дети отгадывают).

 

На пеньках растут в лесу                         Ходят в рыженьких беретах

   Как веснушки на носу.                            Осень в лес приносят летом

                           (опята)                               Очень дружные сестрички

                                                                      Называются……(лисички)

   Не спорю – не белый                              

   Я, братцы, попроще.                                А вот кто-то важный

   Расту я обычно                                         На беленькой ножке,

   В березовой роще.                                   Он с красною шляпкой

                       (подберезовик)                     На шляпке горошки.    (мухомор)

Белочка: Какие могут быть грибы?

Дети: Съедобные и несъедобные.

Белочка: Какой гриб здесь несъедобный?

Дети: Мухомор.

Белочка: Что еще растет в лесу кроме грибов?

Дети: Ягоды.

Белочка загадывает загадки, дети отгадывают, показывают муляжи ягод).

   

   Бусы красные висят                             Я капелька лета на тоненькой ножке.

   Из кустов на нас глядят.                     Плетут для меня кузовки и лукошки.

   Очень любят бусы эти                        Кто любит меня, тот и рад поклониться

   Дети, пчелы и медведи.                      А имя дала мне родная землица.

                            (малина)                                                                  (земляника)

Белочка: Я хочу подарить вам шишки. Из них можно сделать разные поделки.

Дети: Спасибо.

Белочка: А теперь вам пора возвращаться обратно в детский сад. До свидания! Закройте глаза, раз, два, три, четыре, пять снова в группе вы опять.

Воспитатель: Вот вы и вернулись в группу, понравилась прогулка по лесу? Да вы не с пустыми руками вернулись, что это?

Дети: Белочка подарила шишки для поделок.

Воспитатель: Вы много узнали о лесе, о свойствах дерева, а что можно сделать из дерева?

Дети: Построить дом, игрушки, мебель, посуду.

Воспитатель: Посмотрите, какие предметы из дерева находятся в группе. Принесите их. Воспитатель называет ребенка по имени, он приносит деревянный предмет.

Воспитатель: Теперь давайте вспомним, что дает нам лес и свойства дерева.

Дети в игровой форме перечисляют. Ребенок движениями показывает, дети называют.

Дети: В лесу собираем грибы, ягоды. Дерево горит, плавает, ломается. Из дерева можно построить дом, сделать игрушки, мебель, посуду.

Воспитатель: Лес наше богатство. Нужно беречь его, правильно вести себя в лесу. От чего надо беречь лес? Как вести себя в лесу?

Дети: Лес нужно беречь от пожара. В лесу разговаривать тихо, не кричать, не пугать зверей и птиц.

Воспитатель: На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Всякому лесу на земле место»

Цель: Расширение и систематизация знаний о природных зонах лесов.Задачи:Коррекция недостатков речевого развития:- активизировать и обогащать словарь по теме «Лес. Деревья»;-закрепить умение  упот...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Сказки осеннего леса»

Цели интегрированной НОД:Уточнить и обобщить знания детей о признаках осени.Задачи: Коррекционно-образовательные.-   Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».-   Формиров...

Образовательная деятельность "Осень в лесу"

Расширить знания детей об осени и приметах осени, закрепить названия диких животных, деревьев, листьев......

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Животные нашего леса»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности«Животные нашего леса»...

Конспект образовательной деятельности "Загадки Карельского леса"

Конспект интегрированной образовательной деятельности по региональному компоненту...